“Австралийцы нас встречали как героев, а вот в Украине…”: история чемпиона “Игр непокоренных” Богдана Оксентюка

Богдан Оксентюк

В начале 2015-го, неподалеку Донецкого аэропорта нацгвардеец Богдан Оксентюк получил обломочное ранение. Тогда, несмотря на реабилитацию, кусок металла так и остался в ноге молодого бойца. И это не помешало 26-летнему ковельчанину уже в этом году стать самым быстрым на «Играх непокоренных» в Сиднее, завоевав для Украины «золото» в беге, да еще и «серебро» и «бронзу» по плаванию.

Богдан Оксентюк
Богдан Оксентюк

Это история 26-летнего Богдана Оксентюка, уроженца Ковеля Волынской области, старшего лейтенанта Нацгвардии, бойца отдельного отряда специального назначения, который в молодом возрасте уже успел пройти горнило войны и прославить Украину на международной спортивной арене. И на этом останавливаться не намерен.

Жизненная миссия — военный

Вспоминая школьные годы, Богдан говорит: «Никогда отличником не был. И если надо было — выучил». Впоследствии парень понял: хочет быть военным. Поступил в Академию внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, в Харькове, где получил первое образование. Во время событий на Майдане служил в Ивано-Франковске, в военной части Нацгвардии. В 2014 году поехал на Восток. «Тогда никто не решал. Смена руководства государства — на этом сыграли наши восточные «соседи». Забрали Крым. Тот же сценарий планировали воплотить практически на всей территории Восточной Украины. С теми же ключевыми лицами: Гіркіним и всей его бандой», — рассказывает.

Военный вспоминает: тогда весной враг захватывал облгосадминистрации, в частности, в Донецке и Луганске. «Поставили задачу для силового блока: освободить эти здания, чтобы не допустить непонятных референдумов», — уточняет он. Сначала Богдан и его собратья, находясь на Востоке, вообще не имели постоянной дислокации. «Могли в течение дня несколько локаций и городов менять: Донецк, Харьков, Луганск. Даже самолетами летали, ведь то там захватили админздание, то уже в другом городе», — рассказывает он.

Когда подъехали к Донецкой и Луганской ОГА, увидели: «Все было забаррикадировано, восторженно, здания были полностью под их контролем. Был план штурмовых действий украинскими силовиками. Но решение не принимали». Парень хорошо помнит: враг захватил не только облгосадминистрации. Также и райотдел в Славянске, отдел СБУ в Краматорске, в других регионах — также разные админздания.

«Зачем вы сюда приехали?»

«Тамошние» правоохранители «нам говорили прямо:» Зачем вы сюда приехали? Мы сами разберемся!» Но они уже изначально были пророссийские: уже после Майдана ждали на приход России. Говорили: «На нас можете не надеяться!» Хотя были и такие, которые оставались верными Украине. И большинство служили с непонятно какими взглядами», — продолжает Оксентюк.

Недоброжелательными к украинским военным, вспоминает воин, были и местные. «В начале было всякое. Даже угрожали. Перекрывали дорогу. Могла какая-то бабка выйти, остановить колонну военной техники. А наши боялись взять на себя ответственность за какие-то жесткие действия. А впоследствии наших сотрудников СБУ, которые выехали освобождать отдел в Славянске, расстреляли боевики», — говорит он.

Хотя, по словам парня, половина местных таки была на стороне наших военных. «Но те, которые были настроены проукраински, им было труднее. Ведь в города заходили боевики, и эти люди были запуганы. И когда ты заезжаешь в город и видишь поддержку большого количества людей, которые тебе машут, понимаешь: там очень много наших граждан», — делится он.

Оксентюк хорошо помнит: еще в мае и на протяжении всего лета украинская армия ежедневно шла вперед. «Уже 5 мая — серьезная операция: подразделения СБУ и Нацгвардии под Семеновкой попали в засаду. 19 июня — массовый штурм Ямполя. Тогда было массированное наступление украинских сил. А дальше — Иловайск», — говорит он.

«Мы тогда были с другой стороны Иловайска. Получили задание: освободить Ясиноватую и содержать город. Тогда все адекватные люди оттуда уехали. Остались лишь те, кто поддерживал «русский мир». Поэтому многие люди, когда мы только заехали в город, выражали свое недовольство. Много было и таких, которые ездили к нам и говорили, что хотят сбежать. А на самом деле смотрели, где украинские силы и разведывали ситуацию.

Потом выяснилось, что они ездили с GPSами и обозначали координаты, где находятся украинские военные. Бывало, что, когда такие люди уезжали, за несколько минут по тому же месту начинался прямой артиллерийский обстрел», — рассказывает военный. Богдан хорошо помнит: уже зимой, когда вернусь из ротации, продолжались ожесточенные бои за Донецкий аэропорт. Его отряд находился поблизости: он выполнял разведывательные действия и поисковые мероприятия в рамках Авдеевской промзоны.

Ранение: осколок так и остался в ноге

Именно там 23 января 2015 года во время разведывательных действий в районе Авдеевки Богдан Оксенюк получил осколочное ранения левого бедра. Практически все лето волочился по больницам: проходил реабилитацию. И осколок так и остался в ноге.

И после месяцев восстановления Богдан снова вернулся в зону АТО, на Донбасс. «Я не выбирал: возвращаться или нет. Я военный. У меня был контракт с Нацгвардией. Я понимал еще раньше: если ты поступаешь на военную службу, то добровольно отдаешь часть себя государству», — убежден парень. Тогда, по его словам, уже объявили так называемое перемирие: наступлений не было, он и его собратья выполняли задачи по поиску разведывательно-диверсионных групп. Время от времени ездили на ротации.

Однако военный хорошо помнит: было много ситуаций, когда можно было попрощаться с жизнью. «Многие ребята получили ранения. Но когда вспоминаю то время пребывания на войне, определенная ностальгия есть. Видимо, по той дружеской атмосферой, которая была там, за поддержкой. В коллективе все ситуации в основном пытались переводить все в шутку», — вспоминает он.

Вспоминает в своем рассказе нацгвардієць и о их наставника — генерала Кульчицкого. «Это был профессионал. Человек. Он даже на соревнования приходил за участия нацгвардійців и показывал все на примерах. Сам же был мастером спорта по стрельбе. Ребята рассказывали, мог показать нашим, как правильно бежать дистанцию с препятствиями. Мог в парадной форме лечь на землю и показать, как правильно ползти», — говорит он.

“Игры непобедимых”

В июле 2018 года у Богдана закончился контракт. Сейчас он — в запасе. Однако уже успел отличиться и на спортивной арене. Вспоминает: в начале этого года увидел проморолики “Игр непокоренных”. «В то время уже практически в АТО не ездил, выполнял определенные задачи в стране. Затем попробовал свои силы в нацотборе Игр», — уточняет он.

«Рекорды не устанавливал (смеется. — Ред.), но меня сравнивали тогда еще с Олегом Зимниковим. (На «Играх непокоренных-2017 «стал» золотым » из бега. — Ред.)», — продолжает Богдан. И уже за полгода тренировок Оксенюк в составе сборной Украины поехал защищать спортивную честь нашего государства к Сиднею. «Мы ехали на Игры, чтобы представить там Украину, пообщаться с ветеранами войны из других стран. А там отношение к ветеранам войны — очень серьезное. И несмотря на то, из какой ты страны. Там обществу дают понять прямым текстом, что человек, отдавший часть здоровья или жизни за свое государство, — это Герой. У нас тоже это есть, но еще не все это осознают», — убежден военный.

Парень вспоминает: встретили украинскую сборную с хлебом-солью, караваем и национальными танцами. В Сиднее же с населением в 5 млн человек весь город был обклеен плакатами «Игр непокоренных». «Везде — флаги. Ты идешь по городу с лейбой Invictus, а с тобой люди фотографируются. Со временем к нам подходили иностранцы и спрашивали: «Что там у вас происходит в Украине?» Мы рассказывали. Они преимущественно знают, что у нас — война. Американцы, британцы, грузины, прибалтійці, австралийцы также у нас спрашивали, действительно ли на Востоке присутствует Россия, формат операций, почему АТО, а не полномасштабная война, как проходит реабилитация», — делится солдат.

Прогулка по Сиднею: с сине-желтыми и красно-черными флагами

Парень также рассказал, как украинские сборники гуляли Сиднеем с сине-желтыми и красно-черными флагами. «Наш капитан рассказал украинцам, которые сейчас живут в Австралии, что сейчас в Украине рядом с сине-желтым вывешивают и красно-черный флаг. Эту информацию они воспринимали вдвойне приятнее», — вспоминает парень. Он не скрывает: те украинцы, которые выезжали в Австралии в 30-40 гг. ХХ ст., были рады, что, в частности, то, за что они боролись, флаг УПА, ради чего были вынуждены бежать тогда от большевиков, следующие поколения сумели сохранить.

Поэтому сборников наша австралийская диаспора поддержала достойно. Богдан, который соревновался в беге и плавании, ощутил ее сполна. Хотя перед дистанциями был сконцентрирован. «Накануне поездки в Сидней не обещал ничего. Говорил, что еду показать то, чему научили тренеры. Помогал армейский опыт. Даже подсознательно. Ведь во время службы надо было держать себя в форме, чтобы составить военно-спортивный комплекс упражнений. Но там, когда не составлял нормативы, не получал премии. А тут легче, хотя мандраж был. И ты понимаешь: это спортивные соревнования. Ты не идешь сейчас на какое-то военное задание. По тебе никто не будет стрелять. Ты останешься живым. И даже можешь получить медаль», — рассказывает Оксентюк.

Поэтому он решил доказать прежде всего самому себе, на что способен. «Тем более, что все соревнования проводили в олимпийских объектах. Билеты стоили по 300 долларов, и все раскупили. А еще, когда выходишь на дистанцию и чувствуешь бешеную поддержку украинской диаспоры, понимаешь, что от тебя ожидают победы! Потому что «Слава Украине» — «Героям слава!» слышали повсюду», — вспоминает он.

В казну Сборной Украины — аж три медали

На Играх Богдан Оксентюк сумел добыть «золото» в легкой атлетике (в беге на 1 500 метров), а также «серебро» и «бронзу» в плавании (50 и 100 метров вольным стилем). Однако на соревнованиях «получил» еще одну важную вещь. «На Играх в очередной раз, глядя на других наших воинов, понял: не стоит жалеть себя и сдаваться. Хотя все мы люди и хотим быть снисходительны к себе. Однако, когда видишь, что человек без рук или без ног плывет, бежит, это запечатлевается в памяти. И ты думаешь: «Как? Ты себя жалеешь, а этому человеку же вдвое тяжелее». С нами же в команде были ребята, не имевшие двух ног или руки. И они смеются с себя», — рассказывает Богдан.

Он не без гордости вспоминает: «Наши ребята, потерявшим ноги на войне, с протезами низшего класса выступали на уровне военных из других стран, которые имеют протезы нового поколения. И далеко не хуже выступали». И добавляет: «И вообще: если сравнивать Австралию и Украину относительно удобства проживания людей с инвалидностью, там все иначе. Например, бассейн только на первом этаже. А не так, как у нас, что человеку с инвалидностью нужно подниматься на второй этаж. Вся транспортная инфраструктура оборудована так, что остановки — на уровне с транспортом. В автобусах действуют специальные пандусы».

Военный или предприниматель?

Теперь уже чемпион “Игр непокоренных” Богдан Оксентюк уверен: военные, которые получили ранения во время боевых действий, обязательно должны браться за новые для себя дела. «Главное — не бояться. В частности, участвовать в отборе на Игры. Хочешь — занимайся предпринимательской деятельностью. Получится — хорошо. Не получится — получишь опыт», — говорит он.

Сам же ковелец окончательно с будущим еще не определился. Пока что медали “Игр непокоренных” нашли дома почетное место, а Богдан заканчивает юридический факультет Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, пытается понять: возвращаться на военную службу или найти свою дорогу в гражданской жизни. В планах — даже мысли об открытии собственного кафе в Львове. Однако сейчас муж и отец маленькой девочки точно знает одно: готов делиться опытом со своими преемниками — теми, которые уже 2019 года будут представлять Украину на “Играх непокоренных”. Особенно, если эти международные соревнования пройдут в Украине.


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

Галимжан Есенов и Ахметжан Есимов: закадычным казнокрадам все сойдет с рук?

Вадим Сергиенко

Депутат Алексей Савченко говорит, что не банкротил Авант-банк и никогда не пойдет в губернаторы

Психоделия от прокурора Виталия Матвийчука и судьи Шершака — пытка холодными батареями с целью дискриминации

Оставить комментарий