Будут ли во львовском Доме архитектора подавать «жареные ребра» казненных казаков?

Пороховая башня Львова

Противостояние между Национальным союзом архитекторов Львовской области и львовским областными чиновниками продолжается. Так, на этой неделе депутаты на сессии областного совета намерены окончательно выселить НСАУ из Дома архитектора, который находится во Львове на улице Подвальной 4, в Пороховой башне. Однако, из-за общественного резонанса, с повестки дня сессии этот вопрос пока сняли, создав комиссию, которая должна была заняться урегулированием конфликтной ситуации.

Пороховая башня Львова
Пороховая башня Львова

Как отмечает председатель Львовской организации НСАУ Богдан Гой, архитекторов хотят выселить из Пороховой башни, чтобы открыть там ресторан или паб. Это, кстати, в свое время случилось с львовским «Арсеналом». «Заместитель председателя Львовского областного совета Андрей Билоус на совещании с директорами областных музеев озвучил планы Львовского облсовета: передать Дом архитектора под Музей археологии. Последний раз эта идея возникла еще 20 лет назад. Тогда власть согласилась, что лучшим местом для Музея археологии был бы цокольный этаж «Городского арсенала». Прошло время, а к созданию археологического музея «руки не дошли», теперь вместо него там – знаменитая «Реберня». Этот ресторан размещен в памятнике архитектуры национального значения с нарушением санитарных и пожарных норм. Очевидно, такое же будущее видят и для «Пороховой башни» наши чиновники», – считает Богдан Гой.

Действительно ли все так однозначно и почему архитекторов выселяют из Дома архитектора? Об этом наш корреспондент беседовал с бывшим председателем Львовской областной организации Национального союза архитекторов Украины Олесем Яремой.

С повестки дня сессии Львовского областного совета вопрос о выселении НСАУ из помещения Пороховой башни во Львове на улице Подвальной 4, сейчас сняли. Что это, на ваш взгляд, означает?

Хоть на сессии Львовского областного совета пока вопрос о Доме архитектора не планируют рассматривать, но это, к сожалению, никуда не исчезнет. Я в течение трех каденций на должности главы Львовской областной организации Национального профсоюза архитекторов Украины постоянно с этим вопросом сталкивался. Союз является общественной организацией. Но союз львовских архитекторов имеет статус национальной. Она входит в структуру европейского и международного союза архитекторов. А Национальный союз архитекторов Украины – это не просто выдуманная структура, которая должна слушать, а что же скажет председатель Львовского областного совета Александр Ганущин или председатель Львовской ОГА Олег Синютка. Мы имеем свое видение.

О планах выселить союз архитекторов с Пороховой башни стало известно только сейчас?

Перепетии относительно различных подходов, как можно было забрать Пороховую башню у союза, начались давно. И в 2009 году Львовский областной совет придумал решение о передаче Пороховой башни в собственность управления коммунального имущества Львовской области ( Управление имуществом общей собственности Львовского областного совета – ред.). Тогда это решение нам казалось вполне логичным, ибо как бы там не было, а имущественной собственностью в области должна заниматься какая-то исполнительная структура. Впоследствии мы осознали, что это неправильно.

То есть Пороховую башню союз, ничего не подозревая, сначала передала в коммунальную собственность Львовской ОГА. А уже потом чиновники запустили процесс выселения оттуда архитекторов. Сейчас похожая ситуация с замками Возницкого. Их тоже хотели передать в коммунальную собственность. Думаете, это уже какая-то тенденция?

Здание Пороховой башни до передачи в собственность Львовского облсовета архитекторы имели в бесплатном пожизненном пользовании. Уже сейчас на одном из заседаний по этому вопросу мы возмутились, потому что, передав Пороховую башню управлению коммунального имущества, нас тогда просто обманули. Когда мы это озвучили, то начальник управления имуществом общей собственности Львовского областного совета Николай Бандра сказал: «А почему вас вообще нужно о чем-то спрашивать? Нам нужно пополнять областной бюджет». И пополняйте, а не разворовывайте! Однажды я узнал, что председатель Львовской ОГА Олег Синютка едет осматривать Свиржский замок. Меня заинтересовало, а почему же он туда едет. Как выяснилось, депутат от «Самопомочи» Ирина Подоляк и депутат от БПП Тарас Батенко подготовили решение о передаче памятников архитектуры в частную собственность. Как это так? Я начал бить тревогу – и тоже приехал в замок. Это очень удивило Синютку. Меня он вежливо спросил: «А покажите деньги, которые вы имеете на реконструкцию замка?» Я же ему предложил искать инвестора.

Но в помещении Дома архитектора есть заведение общественного питания. Союз на этом зарабатывает?

В Доме архитектора есть кафе. Из-за его местонахождения постоянно продолжались споры, поскольку этим заведением общепита руководил Валерий Потюк, который имел непосредственное отношение к охране культурного наследия Львовской ОГА. Когда во Львове происходило Евро-2012, то Пороховая башня стала местом заработка, потому что кафе перед ее помещением разместило летняя площадка. Там постоянно сидели иностранцы. Цены на продукты и выпивку были заоблачными. И все во Львове думали, что на этом зарабатывает Союз архитекторов. А на самом деле Союз к этому не имел никакого отношения. Потому что у нас был заключен договор о сотрудничестве с Потюком, который был частным предпринимателем и работая в том кафе, должен предоставлять какие-то средства на содержание этого дома. И если сначала он еще что-то предоставлял, то впоследствии он от этого отмежевался.

Читая сообщения в социальных сетях, очень часто можно увидеть упреки, что Национальный союз архитекторов Украины во Львовской области не нужен, его следует выселить, потому что он и так ничем не занимается. Что на это скажете?

Сейчас началась дискредитация союза архитекторов Львовской области. На последнем конкурсе архитекторов, который состоялся в Киеве, наши два молодых архитектора получили премию за благоустройство Майдана Независимости. Но, что хуже всего – они работают не в Украине, а в Голландии, в Роттердаме. Ведь в Украине так поставлены условия, что наши специалисты уезжают отсюда. Почему? Объясню. Если ты участвуешь в каком-то конкурсе даже через систему «ProZorro», то уже заранее следует ожидать, что этот конкурс будет сфальсифицированным. Ведь требования просто прописывают под конкретного человека, компанию. Ни для кого не секрет, как у нас используются бюджетные средства.

А насчет нашей работы… Еще когда мэром был Буняк, я приступил к работе в центральной части Львова. Тогда Часовня Боимов обсыпалась. Каменные обрамления разрушались – и никто не мог понять, в чем дело. Потом мы узнали, что ситуация неоднозначная, ибо все те 44 памятника архитектуры своего времени имели внутренние дворики и выгребные ямы. Тогда мы поняли, в чем дело. Когда люди начали интенсивно заселять центр города и делать индивидуальные выгоды в своих квартирах, эти ямы уже не могли вместить стоки. Все стекало в подвалы. Влага втягивалась по стенам вверх. А вся парцеляция на площади Рынок сделана из белокаменного обрамления, известняк начал осыпаться. Нужно было открыть коллектор, который был построен еще при Австрии, но не был подключен к общему коллектору, который идет по проспекту Свободы. Тогда мы решили открыть тот коллектор (он был доведен до Катедры и оборванный). Когда мы его открыли и подключили к общему коллектору, подвалы высохли. Тогда появилась «Краивка», «Вепрь» и другие заведения. А что мы имеем сейчас? Андрей Садовый подал все так, будто он спас город. А львовские архитекторы якобы ничего не делают. Есть поколение молодых архитекторов, которые хотят работать, участвовать в конкурсах. Где мы должны встречаться с этими людьми? На лавочке в парке? Или потом просить новых владельцев, чтобы они у Пороховой башни позволили нам посидеть?

Вы говорили о бизнесменах, которые в памятниках архитектуры организуют рестораны. Но у Пороховой башни будто бы хотят сделать музей…

Мы знаем, кто заинтересован в том, чтобы выселить НСАУ с Пороховой башни. Так, руководитель Львовской национальной галереи искусств им. Б. Возницкого Тарас Возняк хочет создать в Пороховой башне Музей археологии. Но – это абсурд. Потому Возняк – это человек, который чихает на тех, кто творил культуру Львовской области, в частности Бориса Григорьевича Возницкого, который собирал и спасал наши замки, собирал коллекцию уникальных произведений Пинзеля. А Возняк пришел на все готовое и выдает безумные идеи. А почему Музей археологии не обустроить в «Арсенале»? Но там уже есть «Реберня»! Я не знаю, какие там ребра продают. Потому что с одной стороны стоит мемориальная доска, на которой написано, что «здесь казнили казаков». То, может, там ребра казаков продают? Вы только вдумайтесь в это! Это аморально, издевательство по истории. В этом нет здравого смысла. А что дальше? Вон из «Просвиты» сделали место «сходки» депутатов Львовского областного совета, где обсуждают, что должно быть на повестке дня сессии Львовского областного совета.

Далее: во Львовской области есть известные два брата, все знают, о ком я. Именно они и «положили глаз» на Пороховую башню. И пусть сначала вернут совхоз «Львовский», который они уничтожили. Вот смотрю сейчас фильм «Киборги» – и там между собой наши вояки говорят: «А за что же мы воюем? Дороги плохие, все плохо». И действительно, а разве наши нардепы и чиновники что-то делают, чтобы было лучше? Им лишь бы все забрать, разрушить, всего им мало. Мне очень больно.

Будете отстаивать Дом архитектора?

Я уже немолод, но когда такое случается – я это очень болезненно воспринимаю. Постоянно думаю: а куда мы движемся, что я смогу оставить будущим поколениям? Что те мерзавцы хотят еще прибрать к рукам? Возняк, который вынашивает идею о Музей археологии, на самом деле не планирует этого. Понимаете, власти не надо художников, писателей, архитекторов, журналистов. Им нужны те, кем можно управлять, кому можно дать возможность что-то украсть – и таким образом заткнуть рот. Вопросы по размещению Доме архитектора в Пороховой башне я поднимал на международном уровне. Нас поддерживают в Австрии, Германии, Венгрии, Словакии, Польши. Мы имеем большое количество писем от международных организаций, которые высказались в нашу пользу. В мире все понимают и знают, что нельзя уничтожать культуру. Но когда наша власть это поймет? Я спрашивал у Львовского национального союза художников: а куда делся их магазин, что на улице Шевченко? Мне ответили, что они были вынуждены его лишиться, потому что имели долги. Когда я уточнил сумму долга, а это 50 тысяч гривен, то был поражен, потому что такая недвижимость стоит значительно дороже. Мы не будем сидеть в стороне. Такое происходит не только во Львове, но и по всей Украине…

Мы хотим использовать Дом архитектора должным образом: привлекать ведущих специалистов, сделать ремонт. Ведь в Доме архитектора можно организовывать конференции, кружки. В свое время я хотел там создать театр Кульчицкого. Но всем на культуру безразлично – все хотят лишь заработать денег, сделав в Пороховой башне ресторан, а не художественное пространство. И власть полностью способствует таким бизнесменам. С одной стороны, говорят, что мы хотим быть цивилизованной страной, а с другой – делают, как в странах третьего мира. За рубежом творчество поднимают на высокий уровень, пропагандируют хороший вкус, образование, культуру. А что у нас – сами видим.


Автор: Тарас Степаненко

Тарас Степаненко - публицист, исследователь и разносторонне развитый киевлянин 1993-его года рождения. В свое время, поддавшись моде на исследование НЛО и теорий заговоров Мирового Правительства, пришел к более приземленному пониманию этих терминов. Своими статьями Тарас борется с коррупцией, как опознанной, так и не вполне.

Интересные новости

Почему россии повезло сейчас и не повезет в следующий раз?

Фунт может упасть ниже доллара

Вадим Сергиенко

Какой лидер нужен Украине?

Оставить комментарий