Конфликт на Донбассе все еще далек от замороженного

Ситуация на Донбассе в очередной раз обострилась. Заместитель председателя СММ ОБСЕ в Украине Александр Гуг рассказал о том, почему растет количество обстрелов и как гражданские страдают от постоянного огня.

Несмотря на договоренности по прекращению огня на Донбассе, в этом году в зоне конфликта погибло уже более 400 мирных жителей. В Специальной мониторинговой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СММ ОБСЕ) в Украине считают, что конфликт на Востоке Украины все еще находится в «горячей» стадии. О причинах продления боев рассказал заместитель главы миссии Александер Гуг (Alexander Hug).

Киев обвиняет сепаратистов в применении минометов вдоль линии разграничения в последние дни. Говорят, что их войска обстреляли из тяжелого оружия. Мы являемся свидетелями эскалации конфликта?

Александр Гуг: Специальная мониторинговая миссия течение летних месяцев наблюдала относительно малое количество нарушений режима прекращения огня. А за последние четыре недели мы увидели устойчивый рост количества обстрелов — до четырехзначного числа в некоторые дни — с кульминацией в эти выходные, когда были применены реактивные системы залпового огня, наиболее тяжелое вооружение с наибольшим калибром, которое применяют обе стороны конфликта. Это привело к многочисленным потерям среди гражданского населения, зафиксированных нашими наблюдателями за выходные.

Александр Гуг: В этом году СММ ОБСЕ подтвердила гибель 421 гражданского жителя в Донбассе

Почему так происходит?

Существует две основные причины т.п., бои продолжаются. Одна из них — военно-техническое. Это постоянное присутствие тяжелого вооружения — минометов, танков, артиллерии, включая реактивными системами залпового огня с обеих сторон линии разграничения и на территориях, где стороны договорились, что силы должны быть отведены на безопасное расстояние. Вторая причина — близость украинских военных и вооруженных формирований сепаратистов во многих местах в пределах 10, 20, 30 метров. При таких обстоятельствах напряженность неизбежна и часто перерастает в длительные бои.

Продолжается дипломатический процесс по урегулированию конфликта. Но видите ли Вы какой-то прогресс в его политическом решении?

Действительно, диалог продолжается на различных платформах. Одна из них — платформа в Минске, где регулярно собираются все стороны конфликта, все заинтересованные стороны и подписанты минских соглашений и пытаются найти решение. Сам диалог является важным аспектом этого, это открытый канал, который помогает избежать дальнейшей эскалации. Действительно, сложно договориться о шагах, которые могут быть воплощены, но диалог не стоит игнорировать. Это очень важно. В конце концов, этот конфликт можно решить только путем диалога.

На Вашем сайте ежедневно сообщается о сотнях нарушений режима прекращения огня на Донбассе. Боевые позиции сепаратистов и украинской армии существенно не изменились в течение почти последних трех лет. Не превращается ли ситуация на Востоке Украины на «замороженный конфликт» на восточном фланге Европы?

Важно осознать, что хотя линия разграничения сама по себе в последнее время особо не сдвинулась, стороны приблизились друг к другу, что привело к очень интенсивных боев в некоторых местах. Конфликт продолжает вызывать немало вспышек насилия, как Вы упомянули, более 300 000 нарушений режима прекращения огня только в этом году, что означает, что конфликт далек от «замороженного», он продолжает быть очень интенсивным, очень непредсказуемым. Если минские соглашения не будут реализованы полностью, конфликт будет продолжаться, он останется непредсказуемым и вызовет дальнейшие страдания мирного населения.

Ваша организация — одна из очень немногих, которые имеют доступ к людям по обе стороны линии разграничения и говорят с местными жителями, которые становятся жертвами конфликта. Как населения с обеих сторон воспринимает происходящее?

Действительно, наши невооруженные наблюдатели с обеих сторон линии разграничения контактируют с гражданским населением, которое сильно пострадало от конфликта, по сравнению с вооруженными формированиями и украинской армией. Ведь гражданские не имеют защиты — они не сидят в окопах, не имеют охраны. Дети ходят в школы, ведут обычную жизнь. И они часто страдают от постоянного огня — не в последнюю очередь из-за размещения оружия в жилых кварталах, которые затем превращаются в мишени. Только в этом году миссия подтвердила гибель 421 гражданского жителя, равным числу, зарегистрированной за такой же период прошлого года.


Автор: Вадим Сергиенко

Вадим Сергиенко - главный редактор и пишущий журналист First Truth&Transparency Committee (Первый Комитет), семь лет работал штатным советником в Transparency International The Global Anti-Corruption organization. Писал для ряда украинских изданий, таких как: Обком, Киевские Ведомости, Факты.

Интересные новости

Что такое бездепозитный бонус и почему это работает?

Вадим Сергиенко

Загадочно исчезли фонды, выделенные на соцзащиту меньшинств в Казахстане

Дмитрий Белоцерковец и титушки: В Киеве планируется рейдерский захват здания по ул. Владимирской проезд, 2

Вадим Сергиенко

Оставить комментарий