Смартфоны на уроках уменьшают успеваемость, но как с этим бороться — большинство школ не знает

Смартфоны у школьников

«На уроках ребята жуют чипсы и играют в сетевые игры в телефонах, учителя никто не слушает», — описывает атмосферу на уроках в одном из киевских лицеев ученица 5-го класса.

Гаджеты у школьников

Перед нами пирамида, незыблемая вершина которой — смартфон. Под ней суетятся родители, учителя и дети. Вершина становится центром детского внимания и инструментом контроля для родителей. Неизвестно только, что делать учителям в этой системе координат? Не притворяться же, что вершины нет?

В Великобритании 98% школ запрещают учащимся пользоваться смартфонами на уроках. Или вообще в течение учебного дня. По данным исследований Лондонской школы экономики и политических наук, такая практика позволяет повысить успешность обучения учащихся примерно на 7%. Эффект запрета равный одной дополнительной часу занятий в школе на неделю. Правда исследования проводили только для подростков от 16 лет и студентов.

В Украине запрет на телефоны внедрили в 2007 и через семь лет отменили “С целью распространения использования информационно-коммуникационных технологий”. Хотя очевидно было, что она так и не заработала.

Почему дети прячутся в смартфонах

У старшеклассников набор занятий в смартфоне в основном одинаков: соцсети, видео, музыка и поиск информации.

Одиннадцатиклассница Кристина в виртуальный мир на уроках погружается часто, обычно, когда ей скучно или неприятно: “У нас есть учительница, которая очень хамски к нам относится, кричит… У нее на уроке хочется забиться в угол и сидеть в телефоне. Бывает, конечно, по-другому: предмет скучный, а учитель рассказывает так, что забываешь про все сообщения в ВК. От учителя очень зависит”.

Десятиклассница Вика солидарна, говорит, когда учитель рассказывает интересно, телефон в руки не берет. Но кроме любопытства учителя на детей срабатывает еще и строгость: “Тогда все «как бы» слушают и в телефонах сидит только треть учеников, а если учителю все равно, то сидят все: кто в игры играет, кто музыку слушает… – делится девушка. – Можем даже фильмы смотреть в наушниках.

Существует мнение, что современный ребенок может справиться с многозадачностью и смартфон слушанию урока не помеха. Но как объясняют психологи, это очень зависит от типа восприятия конкретного ученика: аудиал он, визуал или кинестетик, или творческий логик и даже девочка или мальчик. (Девушкам с многозадачностью проще).

Поэтому отвлечение со смартфоном обычно не избежать, а правила пользования индивидуально для каждого установить не удастся, потому что это несправедливость, на которую дети крайне чувствительны.

Борьба за внимание

На самом деле учителю трудно конкурировать за внимание ребенка со смартфоном, когда в его арсенале средств доска, мел и книга, как это часто бывает. А особенно тяжело, когда дети не мотивированы к обучению.

Об этом хорошо знает молодая учительница информатики частной школы Любовь Викторовна, которая раньше работала в обычной государственной. Вспоминает, как чувствовала себя, когда дети сидели в телефонах:

“Это для меня было полным угнетением и разочарованием. Старалась, готовилась, а им было неинтересно, виртуальная жизнь лучше. В 11 классе вообще не могла ничего объяснять, ибо они считали, что все знают, хотя не умели правильно пользоваться поисковыми сервисами”.

Все учительские рычаги влияния ограничивались тогда замечаниями и “минус баллом” за выполненную работу.

На ее теперешнем месте работы пользоваться смартфонами ученикам можно только на переменах. И поскольку в школу учеников отбирают, а обучение за месяц стоит шесть тысяч гривен – большинство родителей заинтересованы, чтобы дети получали знания и проблем с мотивацией не возникает.

В другой частной школе, рассказывает одна из учительниц, телефоны вообще запрещены. “Это политика школы, одно из правил, установленное в согласии учителей и родителей”. Ученики сдают телефоны учителю, а когда нужно позвонить – просят. Впрочем, директор школы слова учительницы уточняет, утверждая, что школа не против смартфонов на уроках, а за правильное их использование.

Это “правильное использование” в других школах каждый пытается (или нет) искать по-своему. Учительнице математики 10 класса киевской гимназии Иванне Михайловне это удалось.

Например, во время изучения графиков ученики загружали на смартфоны графические редакторы для самопроверки. Кроме того, класс имеет диалог с учительницей в вайбере для общения во внеурочное время, обсуждение математических и околоматематических вопросам.

Хотя в гимназии обсуждали ограничения пользования смартфонами, родители на предложение, чтобы дети сдавали телефоны своим классным руководителям, не пристали.

Забрали – предложите что-то интереснее

Есть категория родителей, которые считают, что дети даже на уроках должны быть с телефонами. Их мотивацию объясняет психолог Екатерина Гольцберг: “Забрать телефон у ученика на самом деле означает забрать его у родителей, которые хотят все время все контролировать. Так родительская тревога вызывает тревогу у ребенка: “Если мама звонит каждые полчаса и спрашивает, все ли нормально, значит может быть что-то не так”.

Психолог считает, что родители должны доверять учебному заведению, к которому они отдают ребенка.

Впрочем, запрещать смартфоны психолог все же не советует, хотя бы потому, что забрав что – то- нужно предложить интереснее взамен. Иначе ученик и так найдет чем отвлечься. Лучше каждому учителю выстраивать с классом не запреты, а договоренности, например, в формате: “У нас не принято пользоваться на уроках”.

А проблема, по мнению Екатерины, не в том, что учитель конкурирует за детское внимание с смартфоном, а в том, что эту конкуренцию запрещают.

“Я бы допускала детей до телефонов. Найти десять поговорок, записать. Пусть пользуются. Вариантов для обучения – множество”.

Учитель больше не является единственным источником информации, поэтому его роль меняется. Интернет дает детям доступ к бесконечной количества источников, которые нужно уметь найти и критически анализировать и проверять.

“Этому нужно учить, – убеждена психолог. – А учитель часто растерян, потому что не может опровергнуть или подтвердить информацию из интернета. Стоило бы ввести урок анализа информации. Находить важную и интересную детям тему для обсуждения. Это может даже быть влияние кофе на организм человека. Что там за вещества, что они делают?

Учитель устаревает, потому что его уровень владения технологиями не соответствует уровню ребенка. Поэтому нужно внедрять на уроках интерактивные технологии. Если учитель не готов развиваться в этом направлении и расти, ему нужно покидать школу.”


Автор: Вадим Сергиенко

Вадим Сергиенко - главный редактор и пишущий журналист First Truth&Transparency Committee (Первый Комитет), семь лет работал штатным советником в Transparency International The Global Anti-Corruption organization. Писал для ряда украинских изданий, таких как: Обком, Киевские Ведомости, Факты.

Интересные новости

Президент порадовался за народ: богатеет и процветает Украина

Шотландия отказалась снижать налоги для богатых

Вадим Сергиенко

Шмыгаль надеется удержаться в кресле до нового года

Оставить комментарий