Бойцы невидимого фронта, или Что такое «военный туризм»

Украинские военные АТО

Количество лиц, которые за прошедшие три года получили от украинского государства удостоверение участника боевых действий приближается к 300 тысячам. Значительную их часть составляют так называемые «военные туристы», говорят эксперты.

Украинские военные АТО

За почти три года на украинском Донбассе антитеррористической операции, а фактически военных действий — в Украине удостоверение участника боевых действий получили более 285 тысяч украинцев.

Среди них большинство — военнослужащие Вооруженных сил Украины. Их, согласно данным, обнародованным Государственной службой Украины по делам ветеранов войны и участников Антитеррористической операции, в общем почти 193 тысячи человек. Значительное количество участников боевых действий находятся в рядах министерства внутренних дел, Национальной гвардии, Службы безопасности Украины и других силовых ведомств, а также в Государственной службе чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, помимо силовиков, статус участников боевых действий получили и 143 представители генеральной прокуратуры и 249 работников неидентифицированных «предприятий, учреждений и организаций».

Согласно украинским законам, участникам боевых действий гарантируется целом более двух десятков льгот. Среди них — внеочередное получение земельных участков в собственность, а также бесплатное получение лекарств по рецептам врачей. Впрочем, как говорит адвокат и бывший председатель общественной организации «Общество ветеранов АТО» Кирилл Сергеев, ему известны лишь единичные случаи, когда ветеранам удалось воспользоваться именно этими льготами.

Реально доступным из всех предоставленных льгот обозреватели называют скидку в 75 процентов на коммунальные услуги и квартплату, а также — бесплатный проезд в общественном транспорте.

«Военный туризм»

Кроме того, статус участника боевых действий АТО «освобождал» от люстрации тех чиновников, на которых распространялся закон об очищении власти. Поэтому не очень удивляли разоблачения в СМИ в отношении чиновников, как процедура люстрации заработала в стране. В сентябре 2015 года журналисты обвинили главу украинского бюро Интерпола Василия Неволю и его заместителей в безосновательном получении статуса участников боевых действий. По словам журналистов, эти правоохранители подпадали под действие закона «Об очистке власти» и, чтобы избежать люстрации, организовали себе выезд в зону АТО.

Еще раньше — в январе того же года под давлением народных депутатов от соответствующего удостоверения был вынужден отказаться тогдашний заместитель министра регионального развития Дмитрий Исаенко — позже за это его уволили с должности за незаконное получение статуса участника АТО.

Именно в то время и появился термин «военный туризм» — поездки украинских чиновников в зону антитеррористической операции на Донбассе с целью получения статуса участника боевых.

Мнимые ветераны?

Относительно обнародованных данных об участниках боевых действий опрошенные DW наблюдатели отмечают, что в общем количестве лиц, которые получили удостоверения, доля «военных туристов» составляет минимум несколько десятков тысяч человек. Кирилл Сергеев предполагает, что вероятное число подобных «ветеранов» может достигать 60 тысяч. А по словам директора общественной организации «Правозащитная группа «Сич» Дмитрия Ревы, вообще может идти речь о почти треть от общего количества собственников соответствующих удостоверений.

Соотнести количество военнослужащих, которые прошли окопы, с теми, которые на передовой фактически не были, пока сложно. Официальные данные в открытых источниках отсутствуют. Согласно же обнародованным данным, в июне 2015 года в зоне АТО находились 60 тысяч украинских военных. Тогда об этом заявил президент Украины Петр Порошенко. «Сегодня мы довели количество наших вооруженных сил в зоне антитеррористической операции до 60 тысяч военнослужащих. В самые пиковые предыдущие времена это было не более 30 тысяч», — сообщил тогда президент СМИ.

Между тем в феврале 2017 года украинский министр обороны Степан Полторак сообщил, что на линии соприкосновения находятся 37 тысяч военнослужащих Вооруженных сил. На линии соприкосновения находятся и защищают Украину 37 тысяч военнослужащих Вооруженных Сил. Остальной личный состав находится на боевом дежурстве, в учебных центрах, на полигонах и в аудиториях, где они изучают опыт, который получили, и делают выводы», — сообщил глава оборонного ведомства Украины.

Экс — председатель общественной организации «Общество ветеранов АТО» Сергеев также отмечает, что реалистично оценить опубликованы цифры по владельцев удостоверений участников боевых действий невозможно: Государственная служба Украины по делам ветеранов войны и участников АТО только ведет учет и публикует полученные статистические данные. Решение же о предоставлении статуса участника боевых действий в большинстве случаев принимают соответствующие ведомственные комиссии. К тому же, добавляет юрист, значительное количество владельцев удостоверений не были непосредственно на передовой, но получили соответствующий статус вполне законно. Да, и бойцы Вооруженных сил Украины, которые были в окопах, и сотрудники структур МВД, которые стояли на блокпостах в тылу, имеют одинаковое право на получение удостоверения участника боевых действий и соответствующие льготы, что нередко становится причиной конфликтов между представителями различных силовых ведомств, рассказывает Сергеев.

«Туристический» спад

Несмотря на это с течением времени проблема «военного туризма» понемногу решается. Прежде всего, это связано с тем, что большинство чиновников, которые желали получить статус участников боевых действий, сделали это еще в 2014 и 2015 году, говорит Сергеев. С тех пор, по его словам, наблюдается тенденция уменьшения желающих получить соответствующее удостоверение, проведя несколько дней в безопасном месте неподалеку от линии фронта.

Этот тренд подтверждает и Рева, который добавляет, что свою роль сыграло и введение более жестких правил получения соответствующего статуса. Так, с сентября прошлого года действует правительственное решение о том, что статус участника боевых действий предоставляется лишь тем лицам, которые провели в зоне АТО не меньше месяца, или принимали непосредственное участие в выполнении служебных задач в условиях непосредственного соприкосновения или в разведывательных мероприятиях, или получили ранение, контузию или инвалидность. Раньше же никаких сроков пребывания в зоне АТО, в том числе на первой линии, установлено не было. Теперь, по словам Ревы, процесс выдачи удостоверений наладился. «За «туристами» начали следить», — говорит он.

Реальные ветераны

Но и до сих пор, констатирует Сергеев, для настоящих участников АТО может быть проблемой получения соответствующего статуса. Преимущественным образом это связано с непрофессиональным делопроизводством в конкретных частях. Адвокату известны как случаи, когда военнослужащие получали удостоверения почти сразу после ротации, так и ситуации, когда бойцы не могут дождаться документов и после демобилизации.

Отдельной категорией, для которой получение статуса участника боевых действий остается проблемным, есть добровольцы. По словам Сергеева, соответствующие закон и порядок признания добровольцев участниками боевых действий рассчитаны на крайне узкую категорию ветеранов — некоторым чиновникам фактически приходится действовать в обход правил, чтобы придать соответствующий статус реальным участникам добровольческих батальонов.

Кроме добровольцев, добавляет Рева, правовое поле является крайне проблемным и для членов семей погибших и пропавших без вести, которые не могут получить от государства подтверждение участия их родственника в боевых действиях.

Что касается льгот, то теми, которые являются доступными для большого количества участников боевых действий, на самом деле удается воспользоваться прежде всего тем из них, которые не имеют проблем с социализацией. Но для многих ветеранов, которые выдержали немалый стресс на передовой, это является непростой задачей. «В этом случае надежда только на волонтеров, которые занимаются бойцами и помогают им социализироваться и оформить необходимые документы», — рассказывает Рева. На государственном уровне, по его словам, подобной помощи для ветеранов нет.


Автор: Александр Бондарь

Александр Бондарь - начинающий журналист (1999-ого года рождения), в прошлом программист, выпускник КПИ. Прошел путь от блогера до штатного автора.

Интересные новости

Игорь Красюк: ликвидатор банка «Порто-Франко» «зачищает» активы с выгодой для себя

Райнер Мюллер-Ханке: от подделки диплома до кражи 75 миллионов

Вадим Сергиенко

Жителей Киевской области научат контролировать бюджет — Вячеслав Соболев

Оставить комментарий