Прогноз курса доллара 2017: обвалит ли гривну национализация «Приватбанка»?

Национализация Приватбанка

Вчера, в ночь на Святого Николая, 18 декабря, в 23.29 украинцы получили новый «сюрприз» от власти. И почему такие решения всегда принимаются ночью в выходной день? Произошло то, о чем так долго говорили — «ПриватБанк» национализировали.

Национализация Приватбанка

«Более двух лет Национальный банк вел работу с акционером в направлении разработки и выполнения плана докапитализации. Однако план выполнен не был. При этом Национальный банк Украины установил на сегодня общая потребность «Приватбанка» в капитале составила 148 млрд грн. Национальный банк Украины, осознавая все эти проблемы ПАТ «ПриватБанк» и учитывая важность его как системного банка для здоровья финансового сектора и экономики страны в целом, не мог ждать дольше и отнес банк к категории неплатежеспособных. Следовательно, регулятор обратился к Правительству с предложением передать этот системно важный банк в государственную собственность», — пояснили предпосылки о национализации «Приватбанка» в Национальном банке Украины.

И действительно «ПриватБанк» является крупнейшим украинским банком, который оказывает существенное влияние на экономику Украины. Так, по данным Фонда гарантирования вкладов физических лиц, по состоянию на июнь 2016 года, в «Приватбанке» есть 20,5 млн вкладчиков. По данным маркетинговых исследований, услугами этого банка пользуется более 51% украинцев, с банком сотрудничают более 56% юридических лиц, за 12 тысяч платежных терминалов «Привата» ежегодно принимается наличности более чем на 70 млрд грн.

Последствия национализации

Вместе с тем, экономические эксперты и политологи отмечают, что национализация «Приватбанка» может иметь существенные последствия для украинцев: инфляция вследствие падения гривны и открытие банковской тайны. Из-за этих причин «ПриватБанк» покинут его клиенты.

«Главная проблема национализации Приватбанка для нас — это то, что в стране уже не будет приватности. Минфин вместе с банком берет под контроль ключевую систему интернет-платежей и расчетов между людьми и предпринимателями. В результате все расчетные и платежные операции, без оформления бухгалтерских документов, то есть те, что проводятся «в серую» — становятся открыты для Минфина и Государственной фискальной службы. «Риск приватности» и будет главной причиной оттока клиентов и падения количества платежей внутри системы «Привата», со всеми вытекающими последствиями в виде падения ликвидности банка. После этого и начнется тот апокалипсис, которым нас пугают — печатный станок, скачок курса и цен. На мой взгляд, падать система будет в течение 2-3 месяцев. Как раз до марта — апреля», — считает экономический журналист Александр Дубинский.

Как отмечает политический аналитик Александр Кочетков, если Коломойский добровольно отдал «ПриватБанк» — это означает, что он или создаст новый банк, или же просто не будет работать в Украине.

«Что будет с «Приватом»? Здесь вспоминается рассказ Михаила Булгакова «№13 — Дом Ельпіт-Рабкоммуна». Там описывается, как респектабельный и доходный дом после революции был национализирован, и туда поселили представителей «господствующего» класса. И вот управляющий этого дома остался в нем работать, он ходил по квартирам, прося новых жителей не ломать мебель, не мусорить, не воровать дверные ручки. А особенно, не выводить трубы от буржуек в вентиляцию. Поскольку она была обита теплоизоляцией из воспламеняющегося материала, и пожар был неизбежен. Но «господствующий» класс, разумеется, не послушался, и дом сгорел дотла. Что будет вместо «Привата»? Надо понимать, что для того бизнеса, который еще остался под контролем Коломойского, свой банк есть жизненно необходимым. И вот если такой банк появится, то это означает, что Беня совсем махнул рукой на Украину и не видит здесь своей выгоды», — считает политический аналитик Александр Кочетков.

Другие эксперты отмечают, что национализация «Приватбанка» поставит точку в создании банков под потребности бизнеса и их акционеров.

«Национализация «Привата» поставит точку в ситуации, когда банки создаются для обслуживания их бизнеса акционеров. Основа кредитного портфеля «Привата» — это инвестиции в нефтебизнес, авиацию, ферросплавы, футбольный клуб, горнолыжный курорт. То есть в бизнес одного из акционеров», — пишет политолог Владимир Манько.

Общественный активист Александр Аронец отмечает, что национализировать «ПриватБанк» нужно было еще в 2014 году.

«Владелец «Привата» Бєня сделал пирамиду и выводил деньги из страны благодаря украинцам.

На сегодняшний день национализация «Приватбанка» — это единственно-правильное решение государства. Иначе нас может ждать крах всей финансовой системы. Но национализация должна была состояться еще в 2014 году, когда только началась война. А сегодня еще должны понести ответственность те, кто давали Бєні десятки миллиардов рефинансирования, которые он просто выводил в оффшоры, а также те, которые своим промедлением позволили ему вывести основные активы банка. Ведь теперь государство остается лишь с обязательствами, все основные активы уже давно выведены», — считает общественный активист Александр Аронец.

Как национализация «Приватбанка» повлияет на курс гривны и так просто Игорь Коломойский отдаст «ПриватБанк» государству, «First Truth&Transparency Committee» поинтересовался у бывшего министра экономики Украины, президента Центра социалистических реформ Владимира Ланового, экономиста, политолога Андрея Новака и директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина.

Коломойский отдаст просто так «ПриватБанк», ведь есть опасения, что он его хочет вернуть через суд?

Владимир Лановой: Олигархические холдинги – это определенная структурированность бизнес-структур, в которых банк обязательно должен существовать, он центральное звено этого всего, он перераспределяет деньги, он забирает средства извне и дает своим предприятиям. Без такого финансового центра олигархические холдинги не существуют. Итак, завтра эти предприятия, находящиеся в собственности Коломойского, либо будут закрываться, либо он поднимет людей на восстание, говоря, что власть нас уничтожила, все отобрала, сейчас мы все безработные, давайте восстанем. Уже понятно, что Коломойский так просто не отдаст власть, и он готовится к масштабной битвы за возвращение своих активов. Я напомню, что у Коломойского, по его же убеждению, забрали «Укрнафту». А это был его самый прибыльный актив, именно оттуда он брал средства на финансирование своих бизнес-проектов. И я думаю, он с того времени начал готовиться к жесткой ответа действующей власти и, пожалуй, именно наличие некой подобной информации о месть Коломойского, заставила Порошенко срочно национализировать «ПриватБанк».

Пострадают ли вкладчики «Приватбанка» в результате национализации банка?

Андрей Новак: Национализация «Приватбанка» состоялась относительно цивилизованно. К счастью, не так как это происходило с почти сотней банков за более чем два года. Поэтому для вкладчиков и тех, кто является клиентами или пользователями платежных систем этого банка проблем не должно быть. Конечно, что в первую неделю будет паническая реакция, люди будут пытаться снять свои средства, но я думаю, что все же, если государство выполнит свои обязательства не на словах, то за несколько дней вся ситуация вокруг «Привата» успокоится.

Повлияет ли национализация и новый менеджмент «Приватбанка» на качество банковских услуг?

Владимир Лановой: Есть такая тенденция. А поэтому, в этом аспекте, ситуация с «Приватом» крайне плохая, банк постепенно будет оседать в сфере предоставления услуг.

Василий Юрчишин: Вопрос относительно качества обслуживания клиентов и предоставления банковских услуг, которые в данном банке действительно были высокими, беспокоит. Тем более, если мы посмотрим на процессы национализации, которые происходили раньше вокруг государственных банков: «Родовид банк» или «Украина», то здесь видно, что качество услуг, в государственных банках, существенно снижалась. Это является следствием того, что государственный менеджмент обычно является менее профессиональный, чем частный. И здесь действительно могут возникнуть проблемы связанные с тем, что за год-второй система управления и функционирования нового национализированного банка будет уступать тому, к чему мы привыкли, а это касается и банковских технологий, и привлечение ресурсов, и использование этих ресурсов.

Прогноз курса доллара 2017: Будет ли в результате национализации «Приватбанка» девальвация гривни и инфляция?

Андрей Новак: Государство взяло на сто процентов в собственность этот банк и объявила сумму, необходимую на докапитализацию, а это 148 миллиардов гривен, из которых 115 миллиардов докапилизировать будет государство, а остальное — другие собственники. Это означает дополнительную эмиссию гривны, что безусловно негативно отразится на показателе инфляции. Также это может отразиться и на курсе гривны. Правда все будет зависеть от курсовой стратегии правительства и НБУ, если они продолжат свою стратегию относительно продолжения девальвации гривны – то она состоится. Хотя, с экономической точки зрения, стабильный курс гривны все же можно обеспечить, но очевидно, что наша власть пошла по плану девальвации, а потому инфляция будет.

Василий Юрчишин: Те средства, которые будут вкладываться в «ПриватБанк» — это долгосрочные средства. Это средства, которые связаны с государственными ценными бумагами, а поэтому, если все делать правильно, последствия проявятся не скоро. Конечно, если эти несколько миллиардов сейчас выкинут на рынок, тогда действительно стоит ожидать девальвации и инфляции со всеми их негативными последствиями.

Владимир Лановой: У меня есть серьезные опасения относительно того, как происходит эта национализация. Фактически, это была экспроприация за социалистическими образцами. Это очень серьезное событие, обусловлена пока не до конца понятными факторами, ведь почему-то все сделали очень быстро и ночью. На дофинансирование банка у государства денег нет, никаких резервов тоже нет и бюджетных дополнительных доходов нет. Есть дефицит бюджета, есть огромные обязательства по субсидиям и повышение зарплат бюджетникам. На самом же деле денег под это все нет. Зато власть хочет поднять налоги. Но когда поднимаются налоги и акцизы – уменьшается покупательная способность, люди меньше покупают. То есть от этого доходы не вырастут. А потому власть или пойдет на печатание денег, что есть опасно, или на самом деле все эти разговоры о повышении соцстандартов и докапитализации «Приватбанка» являются лишь популистскими заявлениями.


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

В Украине резко выросли продажи новых авто

Отставка правительства Яценюка: технология кризиса

Скандальное назначение и.о. главы ГАЗО Катерины Павловой привело к обыску в доме коррупционерки

Вадим Сергиенко

Оставить комментарий