Минобразования внедрило изменения: младшие классы полгода проучились без оценок

Школа

Пол школьного года истекает с тех пор, как Минобразования объявило, что жизнь учеников начальной школы станет легче. Попробуем подвести первые итоги. «Непонятно, как проверять контрольную: без оценок или с оценками, надо фиксировать в классном журнале ее результаты? – замечает соавтор Государственного стандарта и учебной программы по математике Оксана Оноприенко. – В украинском языке уменьшили количество контрольных, но их перебросили в литературное чтение. По естествознанию раньше были контрольные в пределах 15-20 минут максимум, а сейчас требуют полноценную работу из десяти задач».
Школа

Напомним, что с первого сентября министерство образования объявило разгрузки учебной программы и изменение оценки, а учителям обновили методические рекомендации. Эти изменения нужны, ведь современные дети требуют больше свободы и меньше «муштры», чем привыкла давать советская школа, которая плавно перекочевала в украинскую.

Новое общество, к которому мы стремимся, невозможно со старой школой. Однако объявленные реформы неполные, а чтобы они заработали — нужна тщательная работа министерства.

Описание ключевых изменений в обновленных программах начальной школы ‒ это отдельный документ, который занимает 51 страницу, он опубликован на сайте МОН.

Но это только те изменения, которые можно было сделать в рамках действующего стандарта. Именно он определяет составляющие и содержание образования, и устанавливает требования к образованности учащихся.

Работу по новым стандартам школа должна начать в 2018 году. По крайней мере, это предусматривает проект Закона «Об образовании», который Верховная Рада приняла в первом чтении шестого октября.

Советник министра образования Иванна Коберник шутит, что изменения, которые происходят в младшей школе сейчас, можно назвать большим генеральной уборкой, но это еще не перестройка и даже не капитальный ремонт системы: указан лишь направление изменений ‒ больше свободы для учителя и уважения к потребностям детей.

Какие изменения объявлены? Меньше красного

Впервые появилась рекомендация не пользоваться красной ручкой при проверке письменных работ в первом классе. Для оценок в тетрадях и дневниках учитель может выбрать цвет на собственный вкус.

Также в школах должны перестать оценивать ведение тетрадей (потому что это советская традиция без четких критериев) и каллиграфию. И не должны снижать баллы за исправления и неправильные отступы.

Последнее у некоторых учителей вызывает внутреннее непонимание: «справедливо оценивать старательно выполненную работу наравне с выполненной спустя рукава?». Хотя в документах все же указано, что графические навыки письма, аккуратность, разборчивость, размещение записей, орфографию и пунктуацию оценивать в дальнейшем.

Почему важно дать возможность ученикам исправлять объясняет психолог Светлана Ройз: “Ребенку важно получать опыт, поэтому ошибаться – можно”. У одних детей страх ошибки может привести к невротической напряжения, в других – к игнорированию ошибок.

А красный цвет, по мнению психолога, для ребенка как сигнал светофора «СТОП», как ограничение и проявление авторитарности. Поэтому продуктивнее использовать два цвета ручки: красный и зеленый. Зеленым подчеркивать или выделять то, что сделано идеально, красным – на что надо обратить внимание. Важно, чтобы зеленых отметок было примерно вдвое больше, чем красных, чтобы не было страха ошибок.

Но рекомендация – не запрет. Поэтому в школах в этом вопросе взаимопонимания не нашли. Учительница, которая всю жизнь пишет красным, удивляется, чего бы это ребенок боялась цвета («маму в красном платье не боится»).

Другая, которая только начала работу в школе, говорит, что в прошлом году без всяких рекомендаций подчеркивала зеленой то, что ученики сделали правильно. Отмечала успехах. «Сейчас, во втором классе стала красной ‒ кое-кто расстраивается и думает, что это беда», ‒ рассказывает.

Никаких оценок

Еще один дискуссионный вопрос – оценки. Хотя на самом деле, по сравнению с предыдущими документами, изменения незначительные. Во 2-4 классах вместо пяти предметам оценку можно ставить за три. Остальные оцениваются словами “хорошо”. Первый класс вообще (как и до того) должен жить без оценок.

На практике же часть родителей просто требует оценок. И учителя их ставят. Иногда прямо, иногда в разных «компромиссных» вариантах – деревца с яблоками, звездочки, флажки.

Но оценка часто не отражает реальный уровень знаний, а лишь создает психологический стресс для ученика:

“На прием ко мне приходят дети, которые учатся обманывать, прятать и подделывать дневник, ‒ рассказывает психолог Екатерина Гольцберг, – кое-кто имеет их даже два: один для учителя, другой – для родителей. Они плачут на уроках, если приходится давать дневник на плохую оценку, умоляют учителя, унижаются, шантажируют, проявляют агрессию. Отличное начало искренних отношений с родителями и учителем, правда же?”

В новых рекомендациях учителям также подчеркнули не озвучивать оценки на родительском собрании и в классе.

Без домашних заданий

Разгрузка – это также никаких домашних работ на выходные, праздники и каникулы. А в рабочие дни их объем ограничен: во втором классе задач должно быть столько, чтобы ребенок справился с заданием за 45 минут, в третьем ‒ через час и десять минут, в четвертом ‒ по полтора часа. Впрочем, эти методические рекомендации не новые.

Их можно найти и в документе 2014 года. Но в некоторых школах они заработали только сейчас, и то в теории. «Бывают дни, когда мой сын сидит за уроками минимум два часа», — говорит мама второклассника, который учится в одной из киевских школ, где очень либеральное отношение к детям.

Здесь тоже есть вариации, потому что пока одни родители радуются свободному времени детей, другие переживают, что школьники все забудут, не закрепят материал, вырастут недисциплинированными. “А дальше будет еще тяжелее” и «только на выходных у родителей есть свободное время сделать вместе с ребенком задания, а это сближает», — читаем мысли противников отмены оценок на различных форумах и фейсбук-сообществах.

В течение десяти лет профессор Университета Пенсильвании Джеральд Кей ЛеТандре (Gerald K. LeTendre) изучал, как объем домашнего задания в школах разных стран отражается на уровне образования и успеваемости детей.

Взаимосвязи не нашел. Но обнаружил, что в более бедных странах с более высоким уровнем социального неравенства домашних заданий больше.

А для учеников младшей школы, говорит он, даже полчаса домашних заданий ежедневно в сочетании с другими видами обучения и стресса могут иметь негативное воздействие. По данным исследования китайских ученых, два часа в день, потраченные на домашнюю работу, приводят к нарушениям сна.

Можно карандашом

Кроме всего, детям в первом классе разрешили писать карандашами, так можно исправлять незаметно, а потому меньше волноваться и приятнее учиться. Время и этап перехода на шариковую ручку должен определять сам учитель, индивидуально для каждого ребенка. Учителям в основном идея не понравилась, потому что “много мороки”, “протирают страницы до дыр”, “все-равно потом надо писать ручкой”.

Но сторонники настаивают: “В нашей школе первоклассники уже третий год пишут карандашами. Наблюдая за их успехами, могу уверенно утверждать, что это никак не повлияло на их каллиграфию, да и с моторикой все в порядке, потому что еще рисуют, лепят, играют в лего и составляют пазлы.

А что касается напора и того, что ломаются карандаши, вопрос решается качественными карандашами и гострилками (первоклассники прекрасно умеют острить, таким образом, также развивают моторику)”.

Таблица умножения

Больше всего вопросов вызывает обучение таблице умножения без традиционной «зубрежки». Да, это возможно. Но эти вопросы скорее касаются перехода к обучению, которое предполагает, что ребенок умеет применять изученное на практике, а не получает знания ради знаний.

«До теперь было как? Учителю было достаточно проверить знание таблицы умножения в столбик, а то, что ребенок не знает, как 21 цветок посадить в семь строк – его не интересовало. Зато таблицу умножения на три знает, ‒ говорит Иванна Коберник. ‒ Это и есть различие между знаннєвим и компетентнісним подходом.

Способов изучить действие умножения без механического зазубривания множество. Решение задач с опорой на образец – четко прописаны в программе. Таблицу можно положить на парты. Через определенное количество примеров дети ее знают, потому что овладели практически».

По обновленной программе, ученики изучают суть умножения и деления во втором классе, с умножением чисел 6 – 9 их только знакомят, а таблицы умножения используют при вычислениях.

Знать таблицу наизусть в третьем классе. Причем на летние каникулы, по правилам, задать выучить таблицу учителя не могут.

Ответы на вопрос: «Как учить таблицу умножения» ‒ размещены в видеоматериалах на открытой онлайн-платформе EdEra. Еще до их публикации, заместитель министра образования Павел Хобзей отметил, что понимает рискованность такого шага. «Но если хотя бы 30% — 40% учителей станет на эту нашу идеологию, это уже хорошо», ‒ говорил он.

Для консервативных учителей используют другие каналы коммуникации: МОН присылает письмо с ссылками на все выложенные видео с различных предметов. Кроме того, во всех районах проводились заседания методкабинетов учителей начальных классов, где они обсуждали методические вопросы и обновления. Впрочем, уверенности, что учителя получили ответы на все свои вопросы – нет.

И несмотря на эти объяснения у учителей есть один большой вопрос, на какое министерство не дает ответа. Его сформулировала одна из киевских учительниц: «Слушала тренинг отдела образования, но никто так и не смог объяснить, как не требовать изучения таблицы во втором классе, если потом дети должны ее знать».

We speak english

Для иностранных языков прописали особенности введения устного курса в первом классе, потому что в предыдущей программе по английскому языку не было даже фразы «what’s your name», зато были письмо и грамматика. Теперь в младших классах на уроках английского имели бы оказывать предпочтение устной речи с добавлением только элементы письма и чтения.

“1-ый класс, английский язык. Похоже на то, что учитель дал домашнее задание написать прописи. Однако ни письма по английскому, ни домашних заданий, ни красной ручки не должно бы быть. Я до сих пор не осознала алгоритма действий в таком случае, испуг ребенка напрочь выбил меня из колеи”, – пишет обеспокоенная мама.

Впрочем, ей сразу прописали рецепт “победы” – распечатать обновление и идти к директору. В другой школе это сработало.

Все о чтении

Среди других нововведений – технику чтения больше не оценивают. Новая формулировка «ученик читает в оптимальном для понимания темпе» понятно не всем: «Что такое оптимальный? Мы еще не решили, что с этим делать», ‒ удивляется одна из киевских учительниц. Впрочем, количественные показатели в документах остались, но как ориентир, а не для проверки и оценивания.

Иванна Коберник разъясняет, что учитель может для себя отмечать время, за которое ребенок читает фрагмент текста, чтобы понимать, какой сложности подбирать задания.

Речь идет лишь о том, что не нужно объявлять данные о скорости чтения вслух или выставлять оценки, потому что это неинформативно: “Требование контроля количественного показателя темпа чтения сняли, потому что она травмировала детей и не способствовала формированию любви к чтению”.

Если в школе продолжается такой контроль, советник министра тоже рекомендует распечатать новые нормы и принести учителю. Или директору.

Техника чтения была требованием старой программы, поэтому оценка за чтение на скорость – это существенное нарушение.

Разобрались в программе с темпом и вдумчивостью, разобрались также и с тем, что будут читать дети. Программу литературного чтения существенно обновили – убрали старых авторов и добавили 111 современных. Издательство Старого Льва отдало в печать по 340 тыс. экземпляров хрестоматии для 1-2 и 3-4 классов. Книги должны поступить в библиотеки по всей Украине до конца этого года.

А на все остальные учебники придется подождать до 2018, когда первые ученики пойдут в первый класс новой украинской школы. Тогда же заработает новый образовательный стандарт.

Старые ресурсы и новые правила

Учительские отзывы на переменах разнятся: есть положительные, есть благодарные, а есть такие, где педагоги сопротивляются, не понимают или делают вид, что не понимают нововведений.

Одни изменения называют бесконечными, а курс образования, направленным неизвестно куда, другие радуются, что программу наконец-то начинают делать для современных детей. Третьи говорят, что и без официального разгрузки не давали первоклашкам домашних заданий и упрощали сроки. (Из программы математики только сейчас убрали странное для детей определение нуля, как «отсутствие элементов в множестве», которое было и остается в учебнике первого класса).

Иллюстрация из математического учебника для первого класса. Вы, не перечитывая дважды, поняли, что там написано?

И количество часов на тему определяли самостоятельно.

Учителя часто говорят, что они не знают, как работать по новым правилам и старым учебникам.

«На бумаге все быстро поотменяли, но не объяснили, каким образом это выполнить. Учебники те же ‒ поэтому детям легче не стало», ‒ говорит Наталья, учительница младших классов киевской школы с 40-летним стажем.

Татьяна, учительница третьего класса львовской школы, тоже жалуется на отсутствие учебников. Говорит, надоело все время распечатывать.

“Если они забрали одну тему из программы, я не могу ее пропустить в учебнике, потому что знаю, что в следующем году мы должны это учить. Учителя, которые идут тупо по учебнику, а их очень много, эти темы не забирают, потому что все взаимосвязано. К тому же у нас на три класса даже не один комплект учебников с украинского языка. Дали рекомендации выбросить – а с чего учить? Все держится друг за друга. Старшие учителя не будут сидеть в интернете”.

Докторант Института педагогики НАПН Украины и соавтор Государственного стандарта и учебной программы по математике Оксана Оноприенко признает: «Учителя тревожатся, что опять изменения возложенные на них – как хочешь, так и выкручивайся».

“Каждый год происходят изменения, – говорит она. – И они не слишком подкрепленные материальным обеспечением, в частности підручниковим. Учителям нужно подбирать свой материал, а это дополнительная нагрузка. Поэтому они часто упираются и говорят: “Как работали, так и будем”. А так нельзя, потому что дети изменились, нужны новые методики и подходы”.

Также разгрузки нельзя назвать до конца эффективным, потому что после разгрузки программ вышел документ “Примерные требования к контролю оценивания учебных достижений учащихся”, который приняли без общественного обсуждения. Хотя педагогическая общественность ждала, что оно таки состоится.

В результате в этих требованиях увеличили количество контрольных работ и требования к ним по сравнению с предыдущим годом.

Оксана Оноприенко говорит, что особенно это коснулось литературного чтения, ибо курс устный, а проверки в основном письменные. Учителя не всегда к этому готовы, потому что не указано, по какой методике осуществлять такую проверку.

“В математике зачем-то добавили контрольную в конце первого класса, когда мы детей не оцениваем в баллах и они не имеют опыта написания таких работ.

Непонятно, как проверять контрольную: без оценок или с оценками, надо фиксировать в классном журнале ее результаты? – замечает госпожа Оксана. – В украинском языке уменьшили количество контрольных, но их перебросили в литературное чтение. По естествознанию раньше были контрольные в пределах 15-20 минут максимум, а сейчас требуют полноценную работу с десяти задач.

Зачем это делать в двухчасовом курсе? Математика в расписании четыре раза в неделю и восемь контрольных, а естествознание два раза – и шесть”.

Впрочем, повод для оптимизма есть: учителя обратили внимание на программы – а это уже успех, потому что большинство работает по учебнику и считает, что учебник и программа – это одно и то же. Хотя в конце учебного года в журнале учитель всегда пишет “программа выполнена”.

Программу, а не учебник

Изменения, которые произошли сейчас, как будто новые шторы в старом классе. Одним понравились, другие и дальше вешают старые.

Система, которая охватывает так много людей, выглядит довольно громоздкой, поэтому не удивительно, что процесс заработал не везде и медленно. Часть сопротивления обезвредят ресурсы, часть инициатива. Но, пожалуй, самый большой вызов – обеспечить качественное образование для тех, кто будет учить детей в будущем.

Когда состоится капитальный ремонт – старые шторы станут очевидным для всех анахронизмом.


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

61,8 % громадян України підтримують акцію «Піймай баригу», – соціологічне дослідження

Вадим Сергиенко

Ракетные удары по объектам критической инфраструктуры Украины: как это было?

Личный дурачок беглого Бахматюка Вадим Денисенко и мужской запрет на три года

Оставить комментарий