Перерождение Украины на принципах УНР: за и против

Украина

В условиях, когда качество государства не устраивает абсолютное большинство его граждан, напрашивается логичный вывод – нужно изменить такое государство. Другими словами – пересоздать его, фактически начать новейшую Украину с чистого листа. И о такой возможности в нашей стране говорят уже не первый год.
Украина

Нынешняя модель функционирования нашего государства выглядит откровенным тупиком. В Украине не работают законы и органы надзора за их соблюдением. Судебная система и прокуратура превратились в привилегированную касту неприкасаемых. Страну от центральных органов власти до районной поликлиники пожирает коррупция, с которой (несмотря на создание новых антикоррупционных органов) никто не хочет бороться.

Что говорить, когда в стране не работает даже основной закон – Конституция, которая гарантирует гражданам бесплатное образование и медицину. А две революции так и не смогли сломать систему и обновить власть – за редкими исключениями, нами продолжают руководить те же люди, что и 10-15 лет назад. И все их последующие шаги кардинально ничего в стране не меняют. Хотя именно ради таких решительных перемен уже погибла не одна Небесная сотня украинцев.

Предпосылки для переустройства Украины действительно есть: две революции не смогли изменить ни политическую элиту, ни существующую политическую систему, которые являются главными тормозами реформ и развития страны, считает политический эксперт ОО «Конституционный конвент» Виктория Подгорная. «Их изменения напрямую связаны со сменой модели государства – от постсоветской клептократической к демократической и сервисной. Это запрос Революции достоинства, которая провозглашала смену системы, а не лиц. Неизменность лиц не дает изменить систему. Поэтому и вопросы пересоздания упираются в проблему: кто это будет осуществлять?», — подчеркивает эксперт.

Кто пропагандирует идею пересоздания

Идею перезагрузки Украины впервые начали озвучивать еще после Оранжевой революции. «Второе дыхание» в нее вдохнули за время президентства Януковича: тогда направление движения страны был совершенно непонятным, и пока «Семья» підгрібала под себя страну, у многих украинцев впервые начало появляться чувство безысходности.

Соображения по поводу переустройства государства высказывали отдельные политики и эксперты. Не так давно о необходимости пересоздания заговорили даже Юлия Тимошенко и Надежда Савченко.

У лидера «Батькивщины» традиционно специфическое видение: во всех бедах она винит… двоевластие в руководстве государства – наличие президента и премьера (как тут не вспомнить войны Юлии Владимировны с Виктором Андреевичем). Поэтому Украине нужен новый общественный договор в виде новой Конституции, которая бы закрепила парламентскую форму правления и должность премьера или канцлера во главе страны, считает Тимошенко. Не трудно догадаться, под кого она готова слепить такой уклад государства.

Бывшая пленница, а сейчас довольно скомпрометирована своими неоднозначными выходками, нардеп Надежда Савченко выразила идею написания новой Конституции и законодательной базы Украины, вместо Верховной Рады создать Народную раду, а президента сделать «символической фигурой». Эта «концепция » перезагрузки», по ее мнению, должна была бы «довести до ума» начатое на Майдане.

Кроме этой когорты, которая обстоюює идею перезапуска государства, в последние годы сформировались общественные объединения, которые пытаются системно заниматься подготовкой к перезагрузки Украины. Они проводят дискуссии и мозговые штурмы, ездят по регионам и собирают инициативные группы.

В состав этой «Коалиции гражданского общества «Народная Конституция» вошли бывшие нардепы, среди которых Виталий Чудновский, который является соучредителем «Народной Конституции».

Все бы ничего, если бы не господин Чудновский. По информации СМИ, в начале 2000-х он тесно сотрудничал с одним из киевских авторитетов, который контролировал большую сеть по продаже бытовой техники и водочный завод. В политике Виталий Чудновский с 2006 года, член БЮТ и, как утверждали отдельные журналисты, чуть ли не охранник и доверенное лицо Юлии Владимировны. Что не помешало ему в 2011г. засветиться в истории с перепиской с сестрой Сергея Левочкина, Юлией, потом баллотироваться как мажоритарщику (2012 г.), и получить поддержку БПП (2014 г.).

«Мы пытаемся найти пусть один, пусть два принципы, которые нас объединяют. Существуют же у нас естественные права – на жизнь, свободу, свободу перемещения, которые должны быть незыблемыми. Существуют права и правила, которые мы можем обсуждать. Привлечение как можно большего количества людей к этому и станет залогом, что созданный совместными усилиями документ (который станет основой Конституции) будет выполняться», — обрисовывает нынешнюю деятельность Чудновский.

Как предлагают переучредить Украину

«В этой трагической для страны ситуации, единственным выходом является создание технократического правительства профессионалов – реформаторов. Оно должно быть создано по безквотному, безолигархическому принципу и выдвинуто гражданским обществом. Требование к нему одно: воля к решительному прорыву Украины в цивилизацию будущего и перехода к ценностно-этической горизонтальной ассоциативных экосистемы организации общества и на этом фоне достижение цели революции достоинства – полная перезагрузка государства.

На переходный этап, для быстрого осуществления революционных реформаторских изменений, Верховная Рада Конституционным соглашением должен предоставить соответствующие полномочия технократическому правительству и ликвидировать норму роспуска парламента при развале коалиции. Следующие выборы должны состояться в 2018-2019 году после утверждения новой Конституции на всеукраинском референдуме на основе электронного голосования через идентификацию граждан путем электронной цифровой подписи. Выборы должны пройти на принципах и по процедурам нового общественного договора. Если Порошенко чувствует свою ответственность за страну и будущее ее поколений, то должен принять и возглавить такой вариант развития, или остаться в политическом небытии. Да, это революционный вариант изменений за 1000 дней. Но другого выбора нет», — пишет Сергей Иванов, основатель общественной сети «Украина — это я».

Лучший и самый эффективный механизм пересоздания – это создание Общественного договора и закрепления ее в новой Конституции, убеждена Виктория Подгорная. Вопрос изменения политической системы, построения новой модели государства и новых институтов – это конституционный уровень. Общественное соглашение также позволяет решить вопрос устойчивости государства.

Просто написать новую Конституцию элитам или экспертам — это не даст никакого результата. Вопрос именно в участия граждан в процессе создания основного закона: такое участие является единственной гарантией того, что действительно могут быть решении вопроса поиска общих ценностей, целей развития Украины, будут сняты конфликты и сознательно определении права и обязанности граждан, готовность их защищать и выполнять. «Без участия граждан Конституция останется пактом элит, как мы видим разделяет, а нам важна Конституция которая объединяет», — говорит Подгорная.

Под этот процесс уже некоторое время пытаются подвести и законодательную базу. Если кратко, то предлагается в случае сбора 3 млн. подписей граждан тайным голосованием избрать 300 представителей в Конституционное Собрание (кандидаты 5 лет до и 10 лет после этого не должны занимать высокие посты во власти или судебной системе), которые и должны подготовить проект новой Конституции Украины.

В Украине уже были попытки создать Конституционное (учредительное) собрание, или Конституанту. В октябре 1917 года Украинская Центральная Рада приняла основы законопроекта о выборах в украинское Учредительное собрание. Третьим Универсалом был назначен день выборов – 27 декабря 1917 года и день созыва – 9 января 1918 года. Сами выборы проходили уже в условиях войны с большевиками и не были закончены. Выборы состоялись лишь на неокупованих территориях в 171 избирательном округе (общее количество образованных округов – 301). Собственно, все четыре Универсалы Центральной Рады были акцентированы на учредительное собрание. Первый и второй – на Всероссийские, а третий и четвертый Универсалы – на Украинские Учредительное собрание.

Западно-Украинская Народная Республика с момента своего образования также ориентировалась на Конституанту. Украинская Национальная Рада в своем Уставе, принятом во Львове 18 октября 1918 года, прямо называет себя Конституантой. 13 ноября 1918 года ею был принят Временный основной закон, который предусматривал созыв учредительного собрания для принятия Конституции Западной-Украинской Народной Республики. Большевистская агрессия, немецкая оккупация, война и внутренние распри похоронили все надежды на Конституанту Украинского Народа – Народную Конституцию – Украинскую Народную Республику.

Украину нужно переустроить на началах, что Украина является правопреемницей УНР, считает директор Института трансформации общества Олег Соскин. Он приводит примеры Польши, Венгрии, стран Балтии и Финляндии, которые сделали аналогичный шаг.

«Все страны после мировой войны, которые были колониями, они это сделали в начале ХХ ст.. Единственная, кто не сделал в полном объеме, потому что была оккупирована российско-коммунистическими войсками – это, увы, Украина. И когда будем перезасновувати государство, нужны переходные выборы. И избранные народные депутаты должны дать клятву, что они сделают переучреждение Украины как наследницы УНР», — сказал Соскин в комментарии «Вголосу».

Политический эксперт Александр Кочетков считает показательным пример Исландии, в которой основной проблемой долгое время была коррумпированности политической верхушки, и которая приняла свою новую Конституцию на референдуме совсем недавно – в 2013 году, после долгого и максимально широкого общественного обсуждения. «Жители Туниса, которые стремились выйти из тени религиозных догматов ислама и создать современную светское государство, достигли цели через выборы Конституционной Ассамблеи и создания основного закона. Кения после создания собственной Конституции по инициативе «снизу» в 2015 году достигла роста ВВП на уровне 6,5%. Все мы имеем возможность войти в этот процесс и стать отцами-основателями», – отмечает Кочетков, намекая на аналогию с создателями основного закона США.

В большинстве случаев, которые знает мир, такой процесс длится от двух до трех лет и приводит к положительным результатам, считает Виктория Подгорная. Она также приводит пример Кении, которая вышла из гражданской войны и потенциального раскола страны именно через инклюзивный Конституционный процесс: теперь это более стабильная политическая система, нет узурпации власти президентом, более защищены права человека, экономический рост устойчивое на фоне роста уровня жизни.

Конечно, в Украине сейчас непростая внутренняя ситуация, осложненная еще и внешней военной агрессией. Власть и так не спешит делать радикальные реформаторские шаги, а упомянутый выше законопроект о Конституционном собрании «маринуется» уже почти год с отрицательным заключением научно-экспертного управления. Ну а в ответ на решительные шаги активной части граждан можно ожидать и активного противостояния – не зря же в стране усиливают силы Нацгвардии и ремонтируют водометы.

«Конституционный процесс — это как раз лучшая альтернатива возможным кровавым сценариям», — уверена Подгорная. Хотелось бы верить, что Украина – если и не Исландия, то по крайней мере лучшая за Кению, и если в нас запустят процессы Конституанти, то все пройдет спокойно.

Сергей Дацюк, философ, писатель

Плохо, когда о переучреждение Украины говорят некоторые недалекие политики – они доказали, что им доверять нельзя. Ведь они и до сих пор не могут избавиться от народных депутатов, которые подозреваются в поддержке агрессии России (имею в виду недавние подробности допроса Медяника и Ландика). Более адекватными выглядят намерения Конституанти – то есть, общественного процесса переустройства страны через наработки новой Конституции. Это более вероятно, и механизмы для этого существуют.

У нас, в конце концов, все вперлось в том, что это направление начала разыгрывать Россия, в частности, внутри Минского процесса. Как только прозвучал вопрос об особом статусе для Донбасса, так сразу политики (особенно наши), пытались это интегрировать: мол – ага, особый статус, то давайте это в процессе децентрализации, а еще лучше — в процессе Конституции это сделать. Как известно, этот процесс был через парламент заблокирован.

Следовательно, и на время войны общественность не слишком активно стимулирует этот процесс. Но это не означает, что уже через какой-то месяц все не может измениться. Толчком может стать все что угодно. И это не должен быть очередной Майдан, ведь есть не менее эффективные альтернативы: посредством Интернета, через общенародное вече, можно — как и предлагалось — через законодательное оформление: принятие закона в парламенте, и дальше все — его основы.

Переучреждение государства может длиться два-три года. Это должны быть наработки юридических механизмов – разработка – год обсуждения – принятия.

Будет ли этот процесс проходить спокойно? И будет ли происходить вообще? Поживем-увидим.


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

Два стула Владимира Зеленского: от европейского — до электрического

Новый архитектор Киева Александр Свистунов: скандальные стройки и уголовные дела

Как «Новая почта» перехватывает и присваивает посылки из Китая

Оставить комментарий