Эксперты рассказали когда исчезнет Россия

Россия

Аналитики и историки все активнее обсуждают необходимость возвращения Украине исторического наследия Киевской Руси. В прошлом году на сайте электронных петиций к президенту даже было зарегистрировано предложение вернуть Украине название Киевская Русь.
Россия

Такой общественно-политический дискурс имеет веские основания. В свое время их сформулировал историк Ярослав Дашкевич, по мнению которого присвоение Московией истории Руси нанесло страшный удар по украинскому этносу: «Создавая свое украинское государство, украинцы должны пересмотреть и уточнить свою историю, основываясь на правде, достоверных фактах и исторических событиях. Находясь на протяжении веков под властью завоевателей, украинцы фактически были лишены возможности влияния на формирование национального сознания и развитие истории, в результате чего история Украины написана преимущественно в угоду этим завоевателям. Особо не выясненным является вопрос о претензиях и притязаниях Московии, а в дальнейшем России, на историческое наследие Киевской Руси».

Насколько важно нам вернуть свое историческое наследие? Какие это будет иметь последствия для Украины и чем может обернуться для нашего исконного врага – России? Об этом корреспондент «First Truth&Transparency Committee» пообщался с доктором исторических наук, старшим научным сотрудником отдела истории средних веков Института украиноведения имени Ивана Крипякевича НАН Украины Леонтием Войтовичем, политекспертом Алексеем Арестовичем и политологом Евгением Магдой.

Насколько обоснованными являются утверждения о том, что историческое наследие Киевской Руси принадлежит исключительно Украине?

Леонтий Войтович: У Грушевского есть четкий ответ: украинский народ сформировался еще в IV веке и для него Киевская Русь – это была однозначно Украинское государство. Потому что если смотреть на территорию современной России, то она была заселена финскими народностями. Когда она была завоевана, то эти народы ассимилировались беспощадно, основным товаром, который оттуда отправляли, были рабы. А поэтому все восстания, которые интерпретируются Москвой как антифеодальные – это были восстания финских народностей против завоевателей из Чернигова и Киева. Киевская Русь существовала до 1240 года, когда монголо-татары завоевали эту империю, а Русь действительно была империей, на которую никто не нападал, а половцев приводили сами русские князья через собственные междоусобицы. Русская империя была похожа на Священную Римскую империю. Это был конгломерат из 11 земель, главный князь был в Киеве, за это кресло боролись династии Рюриковичей, Ольговичей и Мономаховичи, сильнее руководили всем.

Русская нация образовалась из ассимиляции финнов, с ассимиляции балтов образовалась Беларусь. К сожалению, в Украине сегодня это осознают не все. Например, такие историки как Петр Толочко и дальше считают, что Русь – это «колыбель трех братских народов». Собственно такая версия была придумана в СССР. Современная российская историография сейчас вернулась к тому, что проповедовали за царя: сначала все были русские, а потом под влиянием Австрии и Польше появились украинцы и белорусы. Однако на самом деле очевидным является то, что Киевская Русь – это прежде всего история Украины. Конечно, и россияне, и белорусы на эту историю имеют частичное право, ибо их территории входили в состав Киевской Руси.

Алексей Арестович: Украине давно пора официально заявить, что именно она является наследницей Киевской Руси. Если мы перехопимо монополию на наследие Киевской Руси, то и для нас, и для россиян меняется все, в том числе и отношение к Украине и к РФ развитых западных государств. Ведь последние очень хорошо знают, что Киевская Русь была огромным европейским государством.

Как так случилось, что Россия присвоила себе нашу историю?

Леонтий Войтович: Во времена Петра и была реализована программа, в результате которой возникло название Россия вместо Московия. Тогда российские историки и официальная доктрина утверждали, что они являются правопреемниками Руси. Их схема была такая: центр из Киева переехал во Владимир-на-Клязьзмі, из Владимира — в Москву, а из Москвы — в Петербург. Все это они тогда мотивировали получением Киева в 1169 году войсками Днепровских князей, присланных Андреем Боголюбским. Сделано это было для политического нагнетания: мол русские взяли Киев, но после того ничего не изменилось и Киев был столицей Киевской Руси до 1240 года.

Сегодня разговоры, что Россия является наследницей Киевской Руси – это дилетантские разглагольствования и обусловлены они тем, что Путин претендует на восстановление влияния в Восточной Европе. Фактологически «русский мир» с Киевской Русю никак не связан, просто московские идеологи, ища поддержки в Украине, говорят: «мы все из Киевской Руси, давайте сделаем столицу в Киеве, мы на это согласны». А это означает, что Россия просто хочет оккупировать Украину, задурюючи такими сентенциями прежде всего восточно-украинскую интеллигенцию. На самом же деле Россия формировалась под влиянием монголов, потому что более 30 % российского дворянства — ордынского происхождения и они этого даже не отрицали.

Почему в Украине об этом так мало говорят даже на 25-м году независимости?

Леонтий Войтович: Здесь проблема заключается в том, что в государстве до сих пор нет исторической доктрины. Чиновники и дальше говорят, что украинское государство образовалось не в IV веке, а 25 лет назад. И этот бред у нас говорили все президенты, которые истории не знали. Да и нынешний президент по инерции идет за ними. В Киеве сидят такие историки, как Толочко, который «открыл» горшки для Ющенко, рассказывал ему о Трипольской культуре и благодаря этому стал историком «номер один». Эпоха Руси у нас освещается так: один историк напишет правильную книгу, на него налетят, и он сразу делает «ход назад», потому что хочет быть в тренде. Может, и львовские историки виноваты в такой ситуации, потому что сейчас больше интересуются Галицко-Волынским государством, а историей Украины занимаются только киевские историки, которые и дальше пишут ее в угоду Москве.

И как нам выйти из этой ситуации?

Евгений Магда: Прежде всего должны заняться популяризацией нашей истории. Не обязательно сразу выдавать «Историю Украины» в 20-ти томах, но основные ее героические вехи стоит подавать в современной обертке — в виде комиксов, компьютерных игр, научно-популярной литературы. Нам не нужно бояться различных взглядов на украинскую историю, нам просто надо уметь подать лучшее из истории так, чтобы оно было интересным для самых широких слоев, сделать историю предметом интересов миллионов людей. Кроме того, нужно интенсивно восстанавливать исторические памятники княжеской эпохи, Здесь должны быть комплексные действия не только историков, но и общества и межгосударственных структур. Ну а начинать нужно, конечно, со школьного образования.

Леонтий Войтович: Выход очень простой, но он под силу только патриотичной государственной власти. Однако, если мы будем дальше ликвидировать науку, закрывать институты и врезать зарплаты ученым, то и дальше будем чувствовать себя второсортными. Государство должно заниматься формированием собственной доктрины, историю Руси крайне необходимо переводить иностранными языками. А то в Германии я как-то прочитал, что Украина, мол, это страна, созданная… австрийской разведкой. И такие книги активно издаются и распространяются Кремлем. Поэтому даже некоторые зарубежные историки считают, что украинцы – это недоразвитая группа русского народа, как, например, сицилийцы в Италии. Мне за границей говорили, что Украина сделала глупость, что отделилась от России, потому что без них мы просто недоразвитый народ. Причем не любой, а профессора это говорили!

Алексей Арестович: Сделать это просто, но для этого требуется большое количество внешних и внутренних усилий: во-первых, это образование и популяризация — например создание компьютерных игр, фильмов. На государственном уровне снаружи нужно проводить и год Киевской Руси, множество выставок и тому подобное. Нужно выделять серьезные средства на исторические исследования. Война с Россией решается только вопросом возвращением наследия Киевской Руси. То есть нужна государственная программа на 10-15 лет, и она беспрекословно должен выполняться как государственный приоритет. Очень важный момент — патриотическое направление образования, но при этом нужно понимать, что одними вышиванками здесь ничего не решишь — надо прежде всего переписывать, исходя из исторической справедливости, учебники истории. В обновленных учебниках должно быть четко прописано, что мы — истинные наследники Киевской Руси, а Россия — не более чем сателлит Золотой Орды. Мы должны понимать, что война сначала выигрывается в головах людей, а уже потом в экономике и на поле боя.

Какие здесь главные препятствия?

Леонтий Войтович: Сегодня очень трудно доказать, что Украина — это и есть Русь. Потому что многое еще нужно исследовать, по зарубежных библиотеках есть большое количество наших рукописей, туда нужно ездить. У нас есть для этого люди, но у них нет финансирования.

Евгений Магда: В России сейчас находятся разнообразные архивы не только Советского Союза, но и царской России и те, которые были вывезены из украинских земель после того, как они попали в состав Российской империи. Поэтому можно говорить, что Россия в значительной степени украла украинскую историю и это на сегодняшний момент реальность — нам будет очень сложно восстановить много исторических сюжетов через ограниченный доступ к этим архивным документам.

Сложно, но не невозможно.

Если нам это удастся, то какие будут последствия для России?

Алексей Арестович: Если у России забрать историю Киевской Руси, то она вернется туда, где и была — у нее не будет имперского титула. Затем начнется дезинтеграция не только в самой России, но и в странах, которые имеют с ней дело, потому что Украина станет мощной державой с тысячелетней историей.

И делать это нужно немедленно. Вот Россия уже спешит поставить памятник Владимиру Великому — нашему Владимиру, который крестил Русь на Поклонной горе, выпускает монеты с изображением Киева… Поэтому, пока не разберемся с этим вопросом, ничего кардинально не изменится. Россия и дальше будет претендовать на территорию Украины, исходя из концепции наследия Киевской Руси. Если же мы у нее заберем эту монополию на историческое наследие, то для Москвы это станет катастрофой.


Автор: Анатолий Филимонов

Анатолий Филимонов - новый автор FTTC. Основным интересом Анатолия являются местные новости и региональная политика.

Интересные новости

Таможенная распродажа: Как Владимир Гройсман и Игорь Кононенко поделили Госфиск

Специальная версия легендарного Volkswagen Beetle «доступна» в Украине

Вадим Сергиенко

Как «Новая почта» перехватывает и присваивает посылки из Китая

3 комментария

Кремлевская коррупция: ФАС раскрыла картельный сговор МВД — ФСБ 11.08.2016 at 15:57

[…] Как отметил заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский, такие картели в сфере закупок для силовиков «не только подрывают основополагающие принципы конкуренции, но и могут стать угрозой национальной безопасности России». […]

Ответить
Жаркая осень: прогноз курса гривны, политические интриги, рост цен и социальные возмущения 26.08.2016 at 15:20

[…] глобальных стратегий» Вадим Карасев . «Во-первых, Россия усилит давление на Украину по выполнению минских […]

Ответить
Пять этапов российско-турецких отношений 08.10.2016 at 13:57

[…] обеими странами, включая газоснабжением. В 2014 году Россия и Турция были друг для друга очень важными […]

Ответить

Оставить комментарий