Cargill на кону или новые рейдеры хитрее старых

Сергей Пашинский после нескольких попыток рейдерских захватов в Житомирской и Кировоградской областях взялся за Одесскую область, замахнувшись даже на активы огромной международной корпорации — Cargill. Агробизнес, пищевая промышленность, морской порт, розничный рынок, нефть – у новоиспеченного олигарха широкий спектр интересов.

Самая свежая новость об успехах народного депутата Сергея Пашинского заставляет по-новому посмотреть на цепочку разрозненных событий с участием этого активного политика, а также его бизнес-партнера Сергея Тищенко, которому принадлежит группа компаний «Фактор». Свежайшая новость – о попытке тандема Пашинский-Тищенко «отжать» несколько сотен тысяч тонн нефти у группы «Приват», а также получить в управление Одесский НПЗ. Но куда громче и жестче по последствиям для Украины другой эпизод, ставший достоянием публики в конце января – попытка рейдерского захвата Пашинским и Тищенко одесских активов международной агрокорпорации Cargill. Там и суммы побольше, чем в нефтяном эпизоде, и мишень рейдерской атаки куда именитее.

Замахиваются на «Приват»9 февраля на сайте «Украинская правда» появилось расследование о судьбе так называемой технологической нефти, которая была выкачана из нефтепроводов в тот момент, когда начиналась АТО в Донбассе – ее переправили частично для хранения на принадлежащие группе «Приват» нефтеперерабатывающие заводы(около 380 тыс т), частично разместили в резервуарах государственной компании «Укртранснафта»(оставшиеся чуть более 200 тыс тонн).

В декабре 2014 года благодаря решению Приморского суда Одессы, Одесский НПЗ перешел под контроль «Укртранснефтепродукта». А 14 декабря 2015 года компанию принял новый директор госкомпании Александр Горбунов. До работы в «Укртранснефтепродукте» он занимал должность директора по вопросам строительства заправочной сети компании «Фактор» – того самого, который контролируется Сергеем Тищенко. Вряд ли это совпадение можно полагать случайным — как уже писала «Украинская правда», государственное и частное предприятия объединяет тесная кооперация благодаря продаже конфискованных нефтепродуктов все с того же Одесского НПЗ.

Дальше, как делает выводы «УП», начнется более активный спор по поводу находящейся на хранении «Привата» нефти для того, чтобы запустить Одесский НПЗ. И, как делает вывод «Укрправда», наряду с группой «Приват» в Украине появится еще один вертикально интегрированный нефтехолдинг, контролируемый, как сказано Пашинским и Тищенко.

Чтобы это случилось, Пашинский&Со должны не только взять под свой неформальный контроль все еще государственный Одесский НПЗ, но и отнять у группы «Приват» хранящуюся на ее заводах государственную технологическую нефть. Она хранится там не бесплатно – каждый день «счетчик тикает» и насчитывает плату за хранение. Задолженность, якобы, уже достигла 700 млн грн. Нефть служит своеобразным залогом – гарантией того, что «Приват» когда-то да плату за хранение получит. Государство не сильно рвется платить, настаивая на том, что «Приват» безбожно задрал цену за эту услугу. В общем, впереди – упоительный сериал с участием молодого олигарха, старого олигарха и высоких должностных лиц из столицы.

И тот факт, что владельцы группы «Приват» нынче в не самом большом фаворе у властей, отнюдь не делает «гасконцев» безобидными мямлями.

Отжимают у CargillОднако, судя по ранее опубликованным историям с участием удачливого народного депутата, у Сергея Пашинского – далеко и широко идущие планы. Буквально за десять дней до появления новости о нефтяных амбициях Пашинского «Зеркало недели» опубликовало информацию о том, что тот проявляет живейший интерес к компании «Ильичевский зерновой порт», которую инвестировала международная агрокорпорация Cargill(США). «Думаю, в ближайшее время нужно ждать рейдерского захвата «активов, выведенных Cargill», расположенных в Одесской области (речь идет об Ильичевском зерновом терминале. — «ЗН»). Очень надеюсь, что Михаил Саакашвили не допустит того же, что случилось с «Житомирскими ласощами». Предполагаю, что исполнители захвата могут быть те же самые», — ссылаясь на бывшего высокопоставленного сотрудника «Дельта Банка» Виталия Масюру пишет «Зеркало Недели». Сейчас Масюра вынужден находиться в Великобритании, так как опасается за безопасность свою и своей семьи.

Финансирование проекта Ильичевского зернового терминала Cargill вел при участии находящегося сейчас на ликвидации Дельта Банка и теперь, когда компания пытается как-то сохранить своих стратегические инвестиции, у нее этот объект пытаются отнять. Впрочем, Cargill – это даже не «Приват» при всей крутизне днепропетровских «гасконцев», это колоссальная компания с «американским паспортом» и свое слово американские власти в ее защиту наверняка скажут.

Причем, скажут громко и даже демонстративно: Cargill — как крупнейшая частная компания США подпадает под действие американского законодательства, даже действуя за рубежом. Поэтому она, если вдруг вздумает нарушать законы даже за пределами США, рискует нарваться на жесткую «ответку» американской судебной системы и прокуратуры в виде соответствующих штрафов и иных санкций. Но и это еще не все аргументы в пользу юридически состоятельной позиции Cargill – компания имеет встроенный внутренний механизм, исключающий саму вероятность коррупционных действий. Один из двух ее ключевых принципов деятельности выглядит так: Cargill работает по закону и не дает взяток — We obey the law(«мы соблюдаем закон»). Второй принцип выглятид так: We conduct our business with integrity — «мы делаем наш бизнес открыто».

То есть компания с таким статусом и с такой системой корпоративного управления в принципе не способна на мошенничество и «вывод активов».

А теперь посмотрим на другую сторону: Тищенко и его компаньоны засветились в атаке на «Рынок 7-й километр» и «Житориских ласощів»(см. ниже) и в грандиозном скандале вокруг Одесского НПЗ(см выше). После атаки на «7-й километр» Одессе стало ясно, что здесь, в регионе, где сосредоточены интересы Тищенко и Пашинского, сосредоточены несколько сотен боевиков. Также стало понятно(как и в случае с «Ласощами»), что действия рейдерской команды Тищенко-Пашинского прикрываются силами местных органов внутренних дел(и уже довольно громко раздаются предположения о причастного министра – г-на Авакова).

Остается еще в данном конфликте не до конца оцененной роль «фактора Лагуна». Как держатель ключевых секретов и скелетов из шкафов ликвидируемого «Дельта Банка», он фигурирует во всем этом спектакле в роли суфлера и кукловода, а на авансцене – Тищенко+Пашинский. Лагуна вспоминают осведомленные лица всякий раз, когда рассказывают о том, как Сергей Тищенко оббивает пороги Фонда гарантирования, выпрашивая «доверенность на принятие активов Каргилла на ответственное хранение». Дополнением к тем попыткам можно считать действия правоохранителей, которые пытаются в Киеве получить решение об изъятии этих активов… в качестве «вещественных доказательств» по делу «Дельты».

На глазах закручивается колоссальный международный юридический скандал, в котором роль главного потерпевшего будет, вне всяких сомнений, отведена украинским властям. И тот факт, что Пашинский фигурирует в этом конфликте, говорит о том, что он совершенно не думает об интересах близкой к нему политической силы, да и в целом украинских властей – тоже.


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

Воюем или… танцуем?

Андрей Мазур допилит Борисполь: история одиозного казнокрада

Вадим Сергиенко

Степан Кубив легализирует игровые автоматы Третьякова — Ложкина

Оставить комментарий