Вызовы для Закарпатья: чужие и свои

Закарпатье

В Ужгородском национальном университете состоялся круглый стол представителей общественных организаций на тему «Вызовы на западных границах Украины: геополитические, этно-культурные, идеологически-информационные». Центральными темами в обсуждении были агрессивная политика исторической памяти, которую проводят вот уже второе десятилетие на территории Западной Украины Польша и Венгрия, нарушение норм украинского законодательства при ее реализации, формирование в Украине национальных меньшинств (прежде всего венгров и румын), которые не интегрируются в украинское общество через массовое незнание украинского языка и истории Украины, не принимают украинской идентичности.

Закарпатье
Закарпатье

Не секрет, что Закарпатье является очень сложным регионом Украины, в котором создалась специфическая социально-культурная и ментальная атмосфера (низкий уровень национальной идентичности), продолжаются процессы в среде национальных меньшинств, которые не способствуют стабильности края. Поэтому этот самый западный регион Украины должен особенно чутко относиться к тем вызовам, которые сформулировали участники круглого стола: усиление недружелюбности относительно Украины в политике ряда среднеевропейских государств, особенно Венгрии и Польши, использования с провокационной целью социальных запросов среди национальных меньшинств региона (распространение двойного гражданства и раздачи паспортов жителям других государств), невосприятие украинской идентичности.

Так, известный закарпатский политик и культурник, ныне ректор Карпатского университета им. Августина, Епископ Мукачевский и Карпатский УАПЦ Виктор Бедь привел многочисленные факты, как венгерские активисты отмечают памятными досками, символами, фестивалями, др, события и фигуры с венгерской истории, которые не имели никакого отношения к истории Закарпатья. По-сути, венгерскими средами ведется экспансионистская идеологическая и культурная политика, которая навязывает жителям Закарпатья сознание, что этот край является якобы органичной частью Венгрии. Доцент УжНУ Василий Шаркань прокомментировал книжные издания проугорских сред, которые полны откровенной идеологией империализмом и шовинизмом, фальсификацией истории региона.

Почти каждый участник круглого стола увиразнював именно проблематику, с одной стороны, откровенного игнорирования венгерскими средами норм украинского государственного права и политики на принятие украинской идентичности, а с другой стороны, проблему равнодушия власти и чиновничества региона, которое прикрывается стандартными фразами о «дружбе народов», «толерантность идентичностей», исповедует циничный космополитизм в своей идеологии. Реально теория мультикультурности используется в регионе для утверждения чужих культур, для затирки украинских признаков при проведении официальной культурной политики.

Отмечались и на том, что украинская община часто остается пассивным, невнимательным к тому, как протаскиваются в официальную жизнь под маской поликультурности откровенно антиукраинские проекты. В то же время на круглом столе прозвучал ряд аналитических, концептуальных обобщений о актуальные потребности Закарпатья в социо-культурном и нациософском измерениях. Процессы последнего десятилетия во всей Средней Европе, то есть в пространстве между Финляндией и Грецией, кардинально меняют геополитические настроения в этом макрорегионе, создают новые тенденции ценностно-идеологического содержания, предстают неожиданными вызовами перед Украиной.

Неожиданный вызов – это появление в ряде стран Средней Европы, прежде всего в странах, которые непосредственно граничат с Украиной, мощных правых, консервативных и националистических движений. Вдруг оказалось, что для среднеевропейцев идеалы единой Европы, ценности либерализма, космополитизма и прогрессизма оказались второстепенными. Правые силы в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, придя к власти, или одержав решающие влияния, начали пересматривать стратегию международной политики своих государств, прониклись настроениями великодержавия, отдельные из них начали откровенно ориентироваться на Россию, страну, которая уже давно позиционирует себя как антиевропейскую цивилизационно-геополитическую субстанцию, является авторитарной и антидемократической.

Личную дружбу с В.Путиным демонстрируют и В.Орбан, премьер-министр Венгрии, и М.Земан, президент Чешской Республики. Только Чехия на законодательном уровне разработала положение о возможности именно для жителей Закарпатья, своих бывших граждан в 1920-1930-е гг., получать чешское гражданство. На западных границах Украины вдруг появились государства, которые начали препятствовать ей в отношениях с ЕС и НАТО, винить ее за якобы неправильную политику национальной идентичности, отрицать те планы объединения в Европе, которые долго считались у нас идеально правильными.

Зато сама Украина оказалась, даже уже в своей «постмайданной» форме, тотально коррумпированной государством и сплошь делиберизованной в своей идеологии и общей сознательности. А это означает, что она не понимает тех тенденций, которые идут в Средней Европе, и не может на них адекватно реагировать. Украинцы морально и идеологически оказались неготовыми к тому правого мировоззренческого переворота, который произошел в странах на ее западной границе. Это может обернуться существенным геополитическим поражением нашего государства.

Закарпатье-это один из самых уникальных и значимых регионов Украины. Его история, ментальность жителей, культурные традиции, целостное цивилизационное звучание превращают этот край в своеобразную «лабораторию Средней Европы». Иначе говоря, Закарпатье является той платформой, с которой в Украину идут и могут идти еще мощнее импульсы восточноевропейства в цивилизационном смысле. На огорчение, Украина ни не осознает этого, ни не использует этот фактор. Когда-то, на грани ХVІІІ-ХІХ в. сравнительно небольшой закарпатский край играл выдающуюся роль в культуре и интеллектуальной истории огромной Российской империи и безгосударственой тогда украинской нации: именно из Закарпатья вышли десятки и сотни культурников, художников, философов, которые кардинально повлияли на культурное пространство на восток от Карпат (А.Бачинский, П.Лодий, И.Орлай, М.Балудянский, В.Довгович, М.Лучкай, Ю.Гуца-Венелин – крупнейшие из них).

Это стало следствием того, что Закарпатье от ХVІІІ В. было включено (пусть и частично) в качественные культурно-образовательные процессы развития просветительских идей в пространстве Австрийской империи, в частности исторической Венгрии. Передовые идеи тогда проникли во все главные учебные заведения Центральной Европы, в которых обучались и выходцы из Закарпатья. Это пример того, как небольшой регион, живо впитывая позитивные тенденции, может качественно влиять наружу Поэтому сегодня украинское государство с ее прожорливым управленческим чиновничеством и мафийно-олигархическими сетями корыстных воздействий должна, наконец, увидеть в Закарпатье не только на гигантскую пограничную базу контрабанды, на которой обогащаются все эти официальные банды, а именно регион для развития потоков социально-инновационных заимствований и изменений в духе среднеевропейской сотрудничества.

То есть Закарпатье имело бы постепенно покрываться сетью инновационных и технологических центров, консалтинговых групп, культурологических институтов, информационных объединений и тому подобное, которые, опираясь на ментальную, языковую, структурно-демографическую приближенность жителей региона к среднеевропейским обществ, развивали бы широкую программу сотрудничества Украины с государствами Средней Европы. Таким образом должен происходить цивилизационный сдвиг всей Украины, которая бы приобретала новые качества в культурологических и нациософских измерениях, параллельно преодолевая свое постсоветское, пророссийское ментальное наследие. Каждой стране, чтобы эффективно развиваться, нужны новые идеи, свежие интенции, продуктивные стратегические шаги. Сегодня качество развития каждой экономики в глобальном измерении определяет не величина средств и структура рабочей силы, вложенных в нее, а динамика и системность внедрения новых технологий и инновационных идей, усвоения самых передовых информационных потоков, прежде всего научного содержания.

Наряду с маргинальным положением Закарпатья как контрабандной зоны, оно несет в себе существенную травму как национально разрушенный регион. От середины ХІХ в. в нем определяющую роль начали играть т. зв. «москвофилы» — преимущественно купленные за российские деньги общественные и культурные деятели, которые фальшиво отказывались развивать национальное сознание украинцев края, их народную и живую речь, правдивую высокую и качественную культуру, образование. Вместо этого «москвофилы» предлагали ориентироваться на «большую и светлую» русский язык и культуру, которые якобы должны спасти закарпатских украинцев от ассимиляции, провинциальности и бедности. Результатом «москвофильской» агитации и работы стала только полная денационализация жителей края. Понятно, что к этому добавилась еще и венгерская имперская и шовинистическая политика, которая становилась тогда с каждым годом все экспансивнее. На официальном уровне венгерское правительство запретило использование других языков на территории венгерского королевства, что повело к массовой мадьяризации жителей Закарпатья.

Этот травматизм закарпатских украинцев – через крайнюю социально-хозяйственную маргинализацию края, денационализацию и обескультуривание – привел к появлению такого феномена, как русинство (кон. XIX века). Это была насквозь фальшивая, примитивная, рушительная идеология (развитая уже на деньги венгров), которая убеждала, что закарпатские украинцы якобы составляют собой отдельную, четвертую, восточнославянскую нацию, а их главными врагами являются украинцы, которые хотят их ассимилировать, отобрать золотую самобытность Подкарпатской Руси. «Русины», хотя и не стали ярким и сильным общественно-политическим движением, много навредили: они парализовали волю закарпатских украинцев. Их разрушительные влияния ощущаются и до сих пор: это знаменитое закарпатское гражданско-политическое равнодушие, потеря ощущения Национального инстинкта и национального единства украинства, меркантилизм в сознании, культурная примитивность.

Поэтому сегодня Закарпатье требует комплексной программы гражданской и национальной перестройки края, начиная от кардинальной смены принципов образования и заканчивая созданием новых культурологических центров, для создания идеологической и интеллектуальной основ при формировании качественно новой интеллигенции, лишенной ментальных комплексов малороссийства (русинская квазиидеология и является ярчайшим примером морально-психологического увечья малороссийского типа), провинциальности, «узкоколейной» этнографичности. Важным фактором в этом процессе должно стать создания единого культурно-информационного пространства во всем Карпатском регионе, от Днестра до Тисы. Не секрет, что закарпатская региональная идентичность сформировалась на основе глубокого изоляционизма. Такие ментально-организационные принципы были эффективными в условиях мощного давления венгерской нации и государства, в которых Закарпатье находилось около 1000 лет – это спасло украинцев края как субэтнос.

Однако сегодня, в условиях украинского государства, изоляционизм возвращается на негативную интенцию, которая постоянно толкает жителей региона к скрытому, тихому сепаратизму, который имеет разные формы и уровни: от блокировки научной литературы из других регионов, особенно из Галичины, до открытой пропаганды необходимости закарпатской обособленности во всем. Поэтому крайне востребованными сегодня являются совместный телеканал, который бы освещал общественно-культурную жизнь всех областей, которые примыкают к Карпатам, и в то же время, концептуально подавал бы информацию о странах Средней Европы, совместные интернет-издания, газеты, и т.п. с такой же программой, совместные научно-образовательные и культурологические проекты.

Интересные новости

Гонтарева vs Ворушилин: ФГВФЛ не вернет деньги вкладчикам банка Михайловский?

fttc-editor

Календарь профессиональных праздников на 2017 год в Украине

fttc-editor

Михаил Фридман крупно влип. Глава Киевстар Петр Чернышов: Петр Порошенко лично прервал аукцион по 4G

the-fttc-edit

Оставить комментарий