Для чего мы воюем? Просто повысить благосостояние и побороть коррупцию — мало. Мы должны дать миру что-то уникальное

Украина

Строить пригодную для жизни и комфортную страну — мало! Невозможно поверить в то, что 80 бойцов погибли в этом году ради увеличения числа внедорожников, ввезенных в Украину (по официальным данным) или ради красивых летних отпусков украинцев в Турции. Во многих государствах мира случались военные конфликты, многие страны прошли через исторические изломы, формирования новой идентичности. Но только те страны, которые вышли из таких ситуаций, имея совершенно новый и уникальный технологический или интеллектуальный продукт, по-настоящему победили.

Украина
Украина

Украинское общество переживало и переживает чрезвычайно бурный в эмоциональном плане период. Отстранение от власти Януковича, отпор российской агрессии в безнадежной, казалось бы, ситуации, ожидания перемен, информационная война, манипуляции безответственных политиков и медиа, разочарования и первые успехи. Можно назвать это полноценным кризисом, при условии восприятия этого понятия не в негативном, а в нейтральном контексте. Кризис — это выбор вариантов выхода из нее. Собственно, о том, какую траекторию развития выбирает Украина, и хотелось бы поговорить.

Ключевым является критерий оценки. Что считать “победой”, а что “предательством”? Уничтожение коррупции, построение успешной экономики, качественные дороги и медицину? Или, в гуманитарной сфере — укрепление позиций украинского языка, литературы, кино? Можно ли считать, что все потери были напрасными, если какие-то из этих пунктов останутся нереализованными? Существуют ли еще результаты, получив которые, будут основания сказать — все же не зря мы прошли этот путь?

Возможно, для кого-то факту, что вызывает моральное удовлетворение, будет даже установление в Киеве памятника Илье Муромцу — как же, утерли нос россиянам и промаркировали героя древних преданий. Однако, ни установления исторической правды, ни вероятное получение Томоса, ни идеальное антикоррупционное законодательство, полиция, государственный аппарат, если бы такие были созданы, ни желаемое экономический рост сами по себе, по крайней мере для меня, не являются и не могут быть чем-то стоящим испытаний, через которые проходит Украина.

Во многих государствах мира случались военные конфликты, многие страны прошли через исторические изломы, формирования новой идентичности. Но только те страны, которые вышли из таких ситуаций, имея совершенно новый и уникальный технологический или интеллектуальный продукт, по-настоящему победили. Любые параллели будут неточными, да и кроме того, с кого только Украине не советовали брать пример — тот же Сингапур или Грузия. Возможно, еще лучше посмотреть на Японию, Германию и Южную Корею, которые смогли после безумных потрясений и сложных политических пертурбаций стать мировыми лидерами в технологиях. Но эти параллели в данном случае непринципиальны.

Ибо и так очевидно, что выход на глобальный рынок со своим — любым — уникальным продуктом трудно переоценить. Даже если это будут не товары, а какие-то философские идеи. Россия, которая все никак не зреет свою лебединую имперскую песню, многими в мире продолжает восприниматься через призму русской литературы, писателей и поэтов, творчество которых местами была деструктивной для человеческой природы, но такой “достоевщины” оказывается достаточно, чтобы заилить взгляд на этого монстра.

Строить пригодную для жизни и комфортную страну — мало! Невозможно поверить в то, что 80 бойцов погибли во время проведения ООС с начала года ради увеличения числа внедорожников, ввезенных в Украину (по официальным данным) или ради красивых летних отпусков украинцев в Турции или Болгарии. Успехом было бы что-то другое. В частности, рождение на наших просторах нового экономического, технологического, социального, культурного явления, которое было бы интересно всем без исключений мира. Например, прорыв в медицине, всемирно известная книга или невероятное за эмоциональными впечатлениями кино.

Для этого, конечно, нужно было бы избавиться от привычки хвалить что-то только потому, что оно украинское, привычки не критиковать авторов, ибо это друзья, или друзья друзей. Стать честными, самоироничными, ибо это и есть предусловие качества. Можно, конечно, оставаться провинцией, сытой или не очень, без хороших дорог или с ними. Не забывать при этом гордиться. И тогда гололевский карикатурный образ казака Пацюка, которому галушки сами залетают в рот, обретет вполне реальные очертания.

С этой точки зрения “мегазадача” по преодолению коррупции, бедности и все другие “преодоление” выглядят как искусственные, а не настоящие цели. Это как пойти на охоту и отстрелять весь запас патронов по макетам. Нет, бесспорно, реформы важны, а некоторые из них — критически важные. В частности, когда речь идет об армии, инфраструктуру или суды. Однако ошибочно стремиться достичь идеала, ошибочно становиться в этом процессе перфекционистами. Успех Украины сопоставим с ее жертвами в этой гибридной, но от этого не менее кровавой войне, будет измеряться ее дальнейшим вкладом в мировую цивилизацию.

В конце концов, итальянское Возрождение родилось в не менее бурные и кровавые времена, но именно оно, а не “реформы” того периода, оставило след в истории, который мы ощущаем до сих пор. Соединенные Штаты стали тем, чем они являются, не в последнюю очередь потому, что умели дать дорогу гениям. И потом гении стали ехать туда, и уже самим фактом, что работали в США, поднимали и развивали эту страну. Поэтому рожденный в ЮАР Маск с его проектами, которые создают будущее, именно в Штатах — вполне понятная закономерность. Важно также, что на гибридные вызовы нужно давать асимметричный ответ. То есть, народ, который дает миру что-то ценное, не может быть оббріханий или сведен с международной арены.

Мы также можем только предполагать, чем нынешнее глобальное противостояние завершится, какими будут следующая администрация США и европейские правительства, какой, кстати, будет власть в Украине. Фактически, во всех этих географических точках есть риск прихода на ключевые должности популистов, так и реформы — или их поддержка извне — могут быть достаточно быстро нивелированы. А достижения, которые выходят за пределы географических и ментальных украинских границ — нет. Именно на их поощрение и должны быть направлены усилия всего социума, или, по крайней мере, его креативной и ответственной части.


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

Вандин Евгений Валерьевич: замешанный в махинациях с Одесским аэропортом адвокат рвется в Киевсовет через «Слугу народа»

Йенс Столтенберг: НАТО задокументирует агрессию России

Размер пенсии по инвалидности в 2017 году в Украине

Оставить комментарий