Быстро, логично, доступно, вежливо. Киевское метро как общественное благо

Киевское метро

Если бы так же качественно, надежно и бесперебойно, как метро, функционировала, например, сеть дошкольных учебных заведений или система здравоохранения – наша жизнь была бы намного скучнее. Скорость, точность и безопасность выгодно отличают метро среди других видов городского транспорта Киева и, например, в метро Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. Пользуясь киевской «подземке», всегда можно рассчитать свое время и спланировать график.

Киевское метро
Киевское метро

В детстве я бывала в метро только летом – когда нас с братом везли к бабушке через Киев. Описать свои детские эмоции от метро лучше, чем это сделал классик Всеволод Нестайко, вряд ли удастся: «И вот — метро. Ну, я вам скажу, это шту-у-ка! Сказка! Научная фантастика! Голубые поезда мчатся в туннеле быстрее ветра. В подземных залах светлее, чем днем на выгоне. Каждая станция языков театр. И самое главное — эскалаторы, те чудесные всходы». И действительно – почему-то в детстве больше всего поражали именно эскалаторы, а вот поезд, который с гудением и свистом выныривал из темного тоннеля, скорее пугал.

В 90-х я уже стала студенткой, и метро с приключения превратилось в ежедневную полезную вещь. И хотя я уже имела такой-сякой международный опыт (подземки в Вашингтоне и аэропорту Атланты), но по-настоящему оценить преимущества киевского метрополитена еще не могла. Возможно, из-за того, что мой повседневный маршрут пролегал через станцию «Почайна» (тогда – «Петровка») в час пик. Впоследствии началась «трудовая деятельность», работа на телевидении часто требовала «способности работать вне нормальным рабочим временем», а следовательно необходимости брать такси или пользоваться рабочей розвозкою.

Метро как-то отошло в сторону – есть и есть. За то время открылось несколько новых станций – «Дорогожичи», «Сырец», «Бориспольская», «Житомирская». Постоянно ходили слухи о метро на Голосеево и на Троещину, и что «вот-вот уже откроют «Львовскую Браму». «Нулевые» еще были временами, когда многочасовые заторы на киевских улицах имели шанс попасть в вечерний выпуск новостей как чрезвычайное событие. И после Оранжевой Революции вновь сформированный слой столичного среднего класса активно пересаживался на собственные автомобили. Гугл-мепс с функцией «пробки» варьировался от красного до черного, как в песне «Два кольоры», только в этом случае оба цвета означали печаль. Становилось очевидным: хочешь доехать вовремя и не потратить на это полдня – выбирай выходной, или спускайся в «подземку».

Неожиданно для себя, уже будучи взрослым человеком с определенным жизненным опытом и способностью к критических сравнений, я по-новому взглянула на «подземку» и выявила ряд преимуществ. Эти преимущества мы не всегда замечаем через быстрый ритм мегаполисной жизни, но они делают киевское метро настоящим «скрытым сокровищем». Пользуясь «подземкой», всегда можно рассчитать свое время и спланировать график. Днем интервалы между поездами составляют меньше двух минут, а на их движение не влияют ни дождь, ни снег, ни ситуация на дорогах. Надолго остановить движение поездов за всю историю киевского метрополитена удалось только «регионалам» — в феврале 2014-го.

Как-то в 2016-м году на отдыхе в Карпатах мы познакомились с метрополитеновцем — водителем подземных поездов, среди интересных «баек», и рассказал много познавательного о работе киевской подземки. Главный вывод такой – кто-попало и как попало миллиона пассажиров (1 370 000 в среднем за сутки в 2017 году) не возит, вопросы безопасности и медицинские осмотры водителей – не «для галочки», все инструкции обязательны для соблюдения, и с каждым годом они становятся все суровее.

Когда я ему рассказала о том, как в 90-х вместе с друзьями несколько раз путешествовала между станциями в кабине машиниста – мы просто стучали, вежливо просились, и нас пускали – мой новый знакомый только рассмеялся и сказал, что сейчас на такое никто из машинистов не пойдет, потому что это означает мгновенную потерю работы. Кстати, позже я читала интересный репортаж на УП Жизни «Один день с машинистом киевского метро» – большинство информации о строгие инструкции по безопасности подтвердилась.

Не буду сравнивать метро с киевскими маршрутками: их существование в городском пространстве столицы – за пределами добра и зла. Еще есть столичные службы такси – и уровень сервиса в них стремительно приближается к маршруточного. Даже после подорожания проезда в киевском метро все еще остается довольно доступным: 8 гривен/поездка, 6.50 – если купить сразу 50 поездок (такое пополнение электронного проездного обойдется в 325 гривен). Особенно, если принять во внимание расстояние, которое можно преодолеть за эти 6.50-8 гривен. Например, между «Сырцом» и «Красным хутором» – почти 24 километра. На такси это будет стоить 180 гривен. Путешествие днем обоими видами транспорта займет 45 минут. Только на метро это время неизменный, а на такси – как повезет.

Кроме всего прочего, киевский метрополитен – это еще и впечатляющий образец системы, которая эффективно функционирует и является общественным благом. Воспользоваться метро может каждый – и каждый получит за свои 6.50 или 8 гривен одинаково качественную, надежную и безопасную услугу. И чтобы получить эту услугу, вам не нужно:
— Договариваться о отдельный платный вагон;
— Платить «благотворительные взносы»;
— Искать через родственников и знакомых хорошего водителя и предварительно договариваться с ним, чтобы поездка прошла удачно и безопасно;
— Планировать поездку в зависимости от дня\недели\месяца\изменения, чтобы попасть на «нормального»\профессиональной\трезвого\вежливого водителя;
— Занимать очередь в 2 ночи, чтобы попасть на утренний поезд в 6 утра;
— Искать «объездные пути» и ехать, например, через одни станции, пытаясь обойти другие, потому что на них плохие пути\эскалаторы, которые не ремонтировались годами – все эскалаторы и пути работают и ремонтируются одинаково и вовремя, независимо от того, расположены они на «Крещатике», или на «Сырце».

Если бы так же качественно, надежно и бесперебойно, как метро, функционировала, например, сеть дошкольных учебных заведений или система здравоохранения – наша жизнь была бы намного скучнее. Можно провести тщательное исследование и написать книгу «Почему метрополитену удалось» — возможно, положительный опыт удастся расширить и на другие сферы. Киевляне – вежливые и приветливые пассажиры. Конечно, метро пользуются самые разные люди, и случаются разные ситуации – и не всегда приятные. Но, в то же время, киевская «подземка» не дает потерять веру в человечество. Реальными поступками киевляне доказывают, что они отнюдь не волки друг другу и в большинстве случаев:
— придерживают тяжелые вестибюльные двери для тех, кто идет за ними;
— уступают место «пассажирам преклонного возраста, пассажирам с детьми и беременным женщинам». Большинство пассажиров действительно готовы при необходимости уступить свое место другим. Обратная ситуация является, скорее, исключением, чем правилом.
— в вагоне «придерживают» двери для тех, кто пытается вскочить во время «осторожно, двери закрываются» (правда, это противоречит правилам и подвергает машиниста на риск отставания от графика).

Эстетика и лайфхаки
Кроме практических преимуществ – безопасности, чистоты, графика – киевский метрополитен дарит нам эстетическое наслаждение, а творческим людям – вдохновения. Снимать видео и рекламу в подземке в Киев приезжают режиссеры из других стран, а станция «Золотые ворота» признана одной из самых красивых в мире. А еще подземка, как тот лес из поговорки, зимой согревает, а летом дарит желанную прохладу. Для этого следует знать один маленький лайфхак: летом приятное прохладное место в поезде – последние двери вагона, прохладное, соответственно, будет в последних дверях последнего вагона. И от обратного – если мерзнете, то зимой становитесь в передней части вагона, в голове поезда – особенно на открытом отрезке пути «Днепр» — «Лесная». Пусть метро становится еще лучше, длиннее и доступнее. Ценим то, что имеем!

Интересные новости

Септопластика — первый шаг к легкому дыханию

the-fttc-edit

Названы лучшие фильмы 2015-2016 в жанре триллер

fttc-editor

Юрий Мирошниченко: про деньги пусть расскажут Юрий Бойко и Сергей Горовой

fttc-editor

Оставить комментарий