«Заявление о прекращении железнодорожного сообщения с Россией – это лишь пиар»

Поезд Киев - Москва

Недавно министр инфраструктуры Владимир Емельян решился на «патриотическое» заявление: железнодорожное сообщение с Россией таки могут закрыть. Эти действия, мол, являются одной из мер противодействия агрессору из-за его деятельность в Азовском море и на оккупированных территориях. Однако окончательное решение должно принять СНБО и Кабмин.

Поезд Киев - Москва
Поезд Киев — Москва

Несмотря на войну на Донбассе, Россия и до сих пор является ключевым внешнеэкономическим партнером Украины. Хотя авиасообщение между странами прекратили еще в 2015 году, на похожий шаг по железной дороге до сих пор не решились. Между Украиной и Россией сейчас курсирует 13 поездов. А самым прибыльным для «Укрзализныци» в прошлом году вообще был поезд Киев — Москва. Он принес госкомпании 154,5 миллионов гривен прибыли.

Однако министр уточнил: рассматривают только закрытие пассажирского сообщения на железной дороге. В случае такого же решения в отношении грузовых перевозок могут возникнуть проблемы. Ведь «Укрзализниця» не только потеряет существенные поступления в бюджет», а и будет иметь проблемы в рамках международного законодательства. Почему же на пятый год войны Украина до сих пор не закрыла железнодорожное сообщение с Россией, какие последствия может повлечь такое решение, решится ли власть на соответствующий шаг и будут ли украинцы ездить в соседнюю страну вследствие прекращения пассажирского сообщения на железной дороге?

Об этом наш корреспондент спросил у политолога Кирилла Молчанова, эксперта по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего Ярослава Пилипчука, директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка и политтехнолога Дениса Богуша.

Почему заявление Емельяна прозвучало аж на 5-ый год войны?

Кирилл Молчанов:
В этих заявлениях больше политики, чем реальных намерений. Идет битва за электорат, в частности за патриотически настроенный. Наши чиновники по очереди, причем на словах, то с коррупцией борются, то с контрабандой. Теперь по очереди решили высказать мнение о более радикальной позиции в отношении России. Думаю, мы еще не раз услышим набор заявлений о расторжении дипломатических отношений с Россией и введение визового режима между странами. Но сегодня вряд ли в Верховной Раде такие решения поддержат. А чем ближе к выборам, тем чаще будут поднимать те проблемы, которые нужно было решать еще в 2014 году.

Ярослав Пилипчук:
Перекрыть границу с Россией не только для железнодорожного транспорта, но и для автомобилей нужно было еще в 2014 году. Тогда это было бы оправдано с точки зрения безопасности. Кстати, пассажирские перевозки «Укрзализныци» являются очень убыточными. В частности, за 2017 год убытки от пассажирских перевозок для структуры составляли 10 млрд грн.

Министр отметил вероятность прекращения только пассажирского сообщения. А как насчет грузового?

Кирилл Молчанов:
О полном расторжении сообщения мы услышим в ближайшие месяцы. Я не исключаю, что еще кто-то из министров или чиновников скажет, что надо прекратить еще и автомобильное движение между странами. И вообще построить стену на границе. Чем ближе к выборам, тем чаще украинские политики при власти будут выражать схожие лозунги. Будут обещать и обещать. Но, как показывает практика, к практической реализации вряд ли дойдет.

Ярослав Пилипчук:
Если говорить о грузоперевозках, то это приведет к существенным потерям для украинской экономики. Если перекрыть грузовое сообщение с Россией – это минус 10 млрд долларов от товарооборота. Тогда курс гривны будет около 80-100 грн за 1 доллар. Причем безработица в стране увеличится.

При этом, если Украина закроет грузовое перевозки, то сорвет контракты с Россией и за это получит суды и санкции в виде выставленных счетов. Наше государство просто само себя подставит, чем воспользуется Россия в пределах полномочий в ВТО. Поэтому здесь надо действовать очень осторожно.

Сергей Вовк:
Принимать такое решение можно только после того, когда проведут исследования, каким образом это повлияет на национальную экономику. Сейчас об этом говорить преждевременно. При этом Украина, как и Россия, является членом ВТО, одним из принципов которой является свободный доступ товаров и услуг на рынки этих и третьих стран. Именно поэтому, когда Россия приостановила транзит украинских товаров в страны Средней Азии, Украина подала иск в суд. Поэтому в случае прекращения двусторонних экспортно-импортных отношений, Россия будет иметь все основания для того, чтобы в судебном порядке требовать отмены такого решения и соответствующей компенсации.

Денис Богуш:
Сразу разорвать с Россией экономические отношения невозможно. Есть два фактора: транзит газа в Европу через Украину и Твэлы для атомных станций и поставок обратно радиоактивных отходов. А эти поставки невозможно прекратить в ближайшие 5-10 лет. Хотя, конечно, этим нужно было заниматься еще четыре года назад.

И все-таки: решится ли наша власть на прекращение железнодорожного сообщения с Россией, несмотря на заявления украинских чиновников?

Ярослав Пилипчук:
Если говорить о пяти самых прибыльных направлений для «Укрзализныци», то три из них являются российскими. В целом из Украины в Россию сейчас есть 13 направлений. Поэтому экономические убытки в случае принятия такого решения будут весьма ощутимыми. Это, в частности увеличит убыточность пассажирского сектора «Укрзализныци» и средства нужно будет привлекать из грузового сектора. А это экономически трудно, учитывая те проблемы, которые сейчас имеет структура.

Однако вероятность принятия такого решения все же есть. Однако соответствующие действия должны основываться на расчетах и быть обоснованными. Прежде всего должны понимать, кто будет компенсировать потери «Укрзализныци», которые в этом случае упадут на плечи налогоплательщиков.

Денис Богуш:
Можно запретить пассажирское сообщение по железной дороге, но это не означает, что украинцы не будут ездить в Россию через Беларусь, например. Товары все равно будут поставлять в соседнюю страну, просто в рамках коррупционных схем. В стране же есть список «неприкасаемых» лиц, которые будут иметь на это право. Поэтому нужно начинать с ликвидации коррупционных и контрабандных схем.

Кирилл Молчанов:
Думаю, что к реализации такого заявления дело не дойдет. Власть впоследствии просчитает экономические убытки и учтет недовольство части украинцев, которые ездят в Россию на заработки. Поэтому это просто болтовня и популизм нынешних кормчих. Еще несколько месяцев назад в стране говорили о введении визового режима с Россией. И что?

В случае прекращения железнодорожного сообщения с Россией количество украинцев, которые будут ездить в соседнюю страну, уменьшится?

Ярослав Пилипчук:
Это приведет лишь к перераспределению пассажирского и грузового потока на другие виды транспорта: автомобили и автобусы. Часть украинских заробитчан из России могут переехать в Польшу. Но спрос на перевозки в Россию сохранится, а это примерно 1 млн украинцев.

Сергей Вовк:
Пассажиропоток частично снизится, но пассажиры пересядут на другие виды транспорта. При этом здесь стоит сказать и о финансовом выигрыше от такого решения других стран, в частности Беларуси. Пример — после того же закрытия авиасообщения с Россией. Конечно, связи с Россией нужно всячески ограничивать, но не путем предвыборного популизма власти, а конкретными и продуманными действиями.

Интересные новости

Схемы АТФбанк и Самрук-Казына: два президента не смогли уговорить Ахметжана Есимова и Галимжана Есенова вернуть деньги

fttc-editor

Сало с привкусом угля

Admin

Эксперимент: прозрачность, как антикоррупционная стратегия может иметь негативный эффект

fttc-editor

Оставить комментарий