Субсидии: денег нет, но вы держитесь

Субсидии

В Украине в 2017 году почти 6,6 миллионов домохозяйств, а это почти половина всех жителей Украины, получали субсидии. Однако уже в этом году эта цифра, по прогнозам экспертов, может сократиться в разы. Правительство придумало очередные реформы, благодаря которым можно повысить тарифы, не тратясь на компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кто не получит субсидий и почему их урезают? Об этом наш корреспондент беседовал с экс-министром по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексеем Кучеренко, экспертом по социальной политике Андреем Никончуком и экономистом Александром Охрименко.

Субсидии
Субсидии

Кому не стоит надеяться на субсидию?

Андрей Никончук:
В мае 2018 года были внесены изменения, которыми были установлены дополнительные условия для получения субсидий. Соответственно право на получение субсидий потеряет большое количество населения. Теперь граждане, которые хотят получить субсидии, не должны иметь в собственности автомобиль, которому менее, чем пять лет. Если человек имеет такое транспортное средство – он считается богатым и теряет право на помощь от государства. Если у человека есть в собственности квартира, площадью в более, чем 120 квадратных метров или дом более 200 квадратных метров – она автоматически не может получить социальной помощи. Безработные имеют право на получение субсидии. Но есть две категории безработных: те, которые стоят на учете в центре занятости и те, которые там не находятся. Тем лицам, которые не стоят на учете и не получают пособия по безработице, автоматически начислят три прожиточных минимума, то есть где-то 5300 грн. То есть, несмотря, что у них фактически нет дохода, им автоматически будут считать этот заработок.

Это важно при расчете субсидии, которое получит домохозяйство, в котором проживает этот безработный человек. Потому что мы знаем, чтобы получить компенсацию за уплату коммунальных услуг, считаются все доходы зарегистрированных лиц и членов семьи, проживающих по конкретному адресу. Их доход суммируется и по соответствующей формуле рассчитывается. И в том случае, если необходимые расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составляют более 15 процентов от дохода всех проживающих в домохозяйстве, то тогда назначается субсидия. То есть, если людям, которые проживают в доме, нужно заплатить 20% от своего дохода за коммунальные услуги, то за них доплачивает государство путем перечисления денежных средств поставщику жилищно-коммунальных услуг.

В мае также были уменьшены почти в два раза нормы на потребление электроэнергии и газа. То есть, если раньше субсидиант мог больше потреблять, то сейчас наоборот. Это сделано из-за того, что идет подготовка к монетизации субсидий. Если раньше человек экономил и мог рассчитывать на определенный доход за эту экономию, то сейчас наоборот – придется экономить, чтобы не доплачивать. Логика правительства такова: хочешь сэкономить на субсидии – вообще не пользуйся коммунальными услугами. Если же человек находится в сложном материальном положении, но ему по каким-то причинам не дали субсидий, то при управлениях социальной защиты созданы соответствующие комиссии, которые имеют право рассматривать конкретные жизненные обстоятельства людей и они могут принимать решения о предоставлении субсидий конкретным людям.

Алексей Кучеренко:
В зоне риска и гастарбайтеры. То, что работникам могут не платить субсидии – это конечно обидно. Но давайте подумаем: человек поехал в Польшу и там зарабатывает 600 евро в месяц, а здесь ее семья просит субсидию. Заработок – это конечно плохо, но не будем забывать, что субсидирование осуществляется за средства налогоплательщиков. И вопрос здесь в том, готов ли работающий человек платить за коммунальные услуги семьи своей, условно говоря соседа, который работает заграницей и семья которого, вероятно, живет богаче, от того, кто здесь работает и платит налоги. Я думаю, что 95% украинцев будут против такого. Украинцы должны понять, что субсидии – это налоги, которые мы платим и которые могли бы пойти на строительство дорог, инфраструктуры. Относительно безработных, то здесь правительство борется со скрытой заработной платой. Логика такая: этот же безработный человек как-то живет…

Резко повышая тарифы, нам обещали субсидию и тогда условия выглядели хоть немного либеральнее. Что изменилось сейчас?

Алексей Кучеренко:
Я вообще удивляюсь, как такое большое количество людей поверило обещаниям этого недоученного Гройсмана. Огромной ошибкой власти было повышать так резко тарифы и раздавать всем желающим субсидию. Людей фактически «загоняли» на субсидию. Сегодняшние меры обусловлены тем, что денег в государстве не хватает. Вот задолжали выплату пенсий, потому что на это просто не хватало средств. А поэтому в правительстве сейчас будут сокращать количество субсидиантов и объемы субсидий. Власть рассчитывается за свои ошибки, которых лучше было не делать и это приводит к огромному негативу среди населения. Так, власть сначала резко подняла тарифы и чтобы никто не протестовал – дала субсидии. Сейчас эти субсидии у части людей заберут, но тарифы никто не снизит.

Вы только вдумайтесь: у нас субсидии получает почти 7 миллионов домохозяйств. А это – космическая цифра. Но есть еще один нюанс: сейчас если правительство сократит субсидию и поднимет цену на газ, то количество субсидиантов снова вырастет, потому что в платежках автоматически вырастут цены. В этом случае правительство само себя загнало в тупик.

Андрей Никончук:
Если послушать правительство, то они якобы руководствуются принципом социальной справедливости для того, чтобы те, кто не нуждаются в социальной помощи, ее не получали. А те, кто зарабатывают, легально не платили за тех, кто скрывает доходы. Такими красивыми словами правительство прикрывает невозможность государственного бюджета осуществлять выплату субсидий в тех размерах, в которых это было ранее. Потому что сейчас доходы государственного бюджета чуть больше, чем триллион гривен, а расходы на субсидии составляют 10 миллиардов гривен. То есть мы тратим на субсидии 10% нашего дохода. Это очень много.

И к чему эта «коммунальная» политика приведет?

Александр Охрименко:
Правительство будет делать все возможное, чтобы субсидии получали не более 5% населения, сейчас это где-то 45%. Это приведет к росту долгов за коммуналку. К слову, долги за коммунальные услуги уже достигли рекордных отметок — 42 миллиарда гривен. Те, кто не платили – платить и дальше не будут. И это при том, что тарифы на коммунальные услуги завышены. Право потребителя государство ничем не защищает. Нам предоставляют некачественные и дорогие услуги. При этом рыночные отношения в сфере коммунальных услуг нам обещали, как правительство Яценюка, так и Гройсмана. Но уже сейчас понятно, что это популизм, никто ничего не собирается менять.

Андрей Никончук:
Я поддерживаю внедрение принципов социальной справедливости, чтобы те люди, которые являются богатыми и живут зажиточно, платили за коммунальные услуги. Но есть конкретные субъективные обстоятельства. Вот допустим, домом на 200 квадратов могут обладать состоятельные слои населения, но могут и какие-то бедные пенсионеры в глухом селе. А дом такой большой, потому что раньше старики надеялись, что с ними будут жить дети и внуки, но все из-за безработицы и отсутствия перспектив разъехались, а жилья пенсионеры не могут продать, потому что нет покупателей. Трудно назвать таких людей богатыми. Что тогда делать им – вопрос открытый. Под словосочетанием «навести порядок с субсидиями» правительство имеет целью забрать у людей деньги. Но в каждой сложной ситуации нужно подходить по-человечески.

Можно ли было избежать этой массовой субсидизации ?

Алексей Кучеренко:
Категорически нельзя было так радикально повышать тарифы. В мире никто так не делает. Надо было постепенно поднимать в соответствии с ростом доходов у населения. Нужно было с самого начала активно проверять тех, кто получает эту субсидию. Потому что ее имели и те, кто явно не является бедным. Зато 26 апреля 2016 года Гройсман радикально поднял тарифы на электроснабжение. Это делалось исключительно ради того, чтобы премьер мог поехать в США, сфотографироваться с Байденом, рассказать, какой он великий реформатор и получить похвалу от американцев. Тарифы поднимались без экономического анализа, была неадекватная модель назначения субсидий. А потому имеем то, что имеем.

Интересные новости

Взятки нам только снятся: госслужащие низшего звена декларируют копейки и тычут пальцем на начальников-коррупционеров

fttc-editor

Сепаратист Валентин Рыбачук — новый и.о. директора ГП «Укртрансхимаммиак»

the-fttc-edit

Дата проведения дня Конституции в Украине в 2017 году

fttc-editor

Оставить комментарий