Как в Украине не попасть на крючок социологических манипуляций

Опрос

Чем ближе выборы в Украине, тем больше появляется социологических и рейтинговых опросов, которые так или иначе влияют на мнение избирателя. Наш корреспондент рассказывает, как не попасть в нечестную предвыборную «социологическую ловушку».

Опрос
Опрос

Самый распространенный способ «социологического шулерства» заключается в том, что опросы отдельных групп людей, преподносятся как полный национальный социологический срез, или всеукраинский опрос. Недавно несколько украинских социологических служб презентовали результаты совместного опроса общественного мнения о партии, которые могут преодолеть избирательный барьер. В этих исследованиях среди привычных партий-лидеров внезапно добавилась еще одна — Аграрная партия Украины, которая в опросах всех социологических компаний еще месяц назад не набирала и одного процента, а в этом опросе получила аж 5,1 процент среди всех опрошенных.

Как отмечают сами авторы социсследования, опрос охватил всю территорию страны, за исключением временно оккупированных территорий и «за исключением областных центров». То есть социологические службы опросили большую часть населения маленьких городов и сельское население, где аграрные проблемы обычно более насущные, чем другие, и соответственно результаты опроса отличаются от общенационального опроса. При этом результаты этого опроса представляются как всеукраинские и у избирателя складывается ошибочное представление о партии и ее влиянии.

Это не новая технология. Она применялась в Украине и раньше. В частности, в 2010 году одна из социологических компаний настойчиво «предсказывала» тогдашнему кандидату в президенты Сергею Тигипко второе место на президентских выборах. При этом опросы общественного мнения эта компания проводила только в городах, где проживает более 50 тысяч человек. А, соответственно, в таком опросе принимали большее участие индустриальные регионы и меньше западные области, где меньше плотность населения. При этом это опрос преподнесли, как мнение «всей Украины». Поэтому социологи советуют внимательно присмотреться к выборки социсследования — является ли она действительно репрезентативной.

Когда нужно занизить рейтинг представителей власти на заказ их конкурентов, социологи прибегают к хитрости — в опросном листе в первую очередь ставят вопрос о социально экономических проблемах, которые всех волнуют и вызывают негодование, типа «поддерживаете ли вы повышение цен на коммунальные услуги?» и тому подобное. И только после этого идет блок избирательных вопросов про электоральную поддержку того или иного кандидата.

Вполне естественно, что до ассоциативного ряда, который вызывают вопросы об отношении к повышению цен, добавляется негативный ассоциативный ряд относительно любого из представителей власти и, соответственно, человек бессознательно «занижает» свою оценку провластных кандидатов. Зато это подается, как репрезентативные результаты, поскольку первоочередность вопросов в листке-опроснике большинство социологических компаний не обнародуют. Поэтому социологи советуют не доверять таким социологическим опросом, ведь если кто-то предпочитает что-то скрыть, то не исключено, что результаты манипулятивные.

Чем ближе президентские выборы в Украине, тем чаще социологические службы включают в свои рейтинги известных гостей — певцов, артистов, спортсменов. Кто первым из социологов включил в свои опросы, например певца Святослава Вакарчука или шоумена Владимира Зеленского сейчас сказать трудно. Сейчас они входят в пятерку лидеров президентской гонки, хотя сами эти лица даже не заявляли о своих намерениях баллотироваться на должность президента Украины.

Социологи объясняют, что таким образом могут быть манипуляции с процентами ради занижения процента реальной поддержки кандидатов, которые заявили о своем намерении участвовать в выборах президента. Например, наличие фамилии Вакарчука «оттягивает» процент в оппозиции, как наличие в рейтинге фамилии Владимира Гройсмана — у действующего президента Петра Порошенко. Социологи советуют вообще не брать во внимание такие социологические опросы пока не будет сформирован «итоговый релиз» с полным перечнем фамилий тех, кто подал свои документы на участие в выборах Президента. До этого времени все результаты социологических опросов будут искаженными.

Эта манипуляция является самой простой, старой как мир, но до сих пор «популярна» в Украине. Штабы кандидатов в президенты перед выборами даже не обращаются к социологическим компаниям, а просто придумывают их и их результаты сами. Зачастую названия фейковых компаний подбирают таким образом, чтобы они были созвучны тем, которые действительно работает, но с маленьким отличием.

Например, как рассказывают опрошенные социологи, взяв название авторитетной социологической службы «Рейтинг», на прошлых выборах в 2014 году от имени псевдокомпании «Рейтинг плюс» высказывались сомнительные социологические исследования. Услугами таких фейковых социологических компаний чаще всего пользуются малоизвестные кандидаты и партии, чтобы через такие псевдосоциологические службы обнародовать выгодные для себя рейтинги. Это нужно для того, чтобы набрать дополнительные голоса на выборах.

В основном такие фейковые социологические центры «готовят» только под выборы, а в межвыборный период не проводят никакой деятельности. Именно на это социологи советуют обращать внимание, когда появляются те или иные политические рейтинги от сомнительных компаний. Журналисты даже создали базу данных сомнительных социологических служб, которые создаются сугубо под выборы и тесно связанные с теми или иными политиками. В этой базе есть до 80 таких компаний.

Интересные новости

Новый главный архитектор Киева Анна Бондарь обещает столице квартальную застройку

fttc-editor

Борис Джонсон напоследок угодил Путину

fttc-editor

Блокбастер «Задержание»: кажется, это была комедия

fttc-auth

Оставить комментарий