Стрелочник Андрей Биба и криминальный бизнес БРСМ-Нафта

Андрей Биба, брсм

Пытающийся отмыть репутацию аферист Андрей Биба и куда более одиозный казнокрад Эдик Ставицкий пытаются сыграть в дурачка, причем, не первый раз.

Наследие «семьи» Януковича медленно, со скрипом, но навсегда уходит в историю. Бензиновый трейдер Андрей Биба ─ совладелец сети бензозаправок «БРСМ-Нафта» заявил о своем окончательном уходе с рынка торговли нефтепродуктами. Бизнес на Украине ему по прежнему интересен, но он предпочитает сменить амплуа на более технологичные сферы.Осталось загадкой, что конкретно имел ввиду Андрей Биба, а расспросить его подробно весьма затруднительно. С 2014 года он скрывается в Италии.

Автозаправки, нажитые непосильным трудом

Основатель династии украинских бизнесменов народный депутат от «партии регионов» Василий Биба, сделавший себе карьеру в строительной отрасли, умер в 2007 году. Его сын Андрей к тому времени самостоятельно обзавелся небольшой сетью АЗС. Первая заправка открылась в 1995 году на Обуховской трассе. С самого начала компания «БРСМ-Нафта» в равных долях принадлежала Бибе-младшему и его компаньону Александру Полищуку. Общими усилиями за 8 лет ведения совместного бизнеса они сумели открыть всего лишь 11 АЗС. Как ни странно, кончина влиятельного папы совпала с подлинным рассветом бензинового бизнеса сына. В том же 2007 году у Андрея Бибы сменился компаньон. Им стал Эдуард Ставицкий ─ член «семьи» Януковича, выкупивший долю второго партнера за $6 млн. Впрочем, числился в совладельцах сети автозаправок он не долго. Перспективы вхождения в состав правительства Украины заставили его переписать бизнес на тещу Валентину Ушакову, тем самым он избавился от упреков в некоем личном интересе. При Януковиче Ставицкий занял должность министра экологии и природных ресурсов, а через 2 года ─ министра энергетики и угольной промышленности. Глаз на «БРСМ-Нафта» он положил в пору руководства НАК «Недра Украины».

Андрей Биба, брсм
Андрей Биба, брсм

За короткий срок тандему Ставицкого и Бибы удалось совершить невозможное. Они увеличили число АЗС больше, чем в полтора десятка раз. Секрет успеха заключался в том, что Эдуард Ставицкий оказался далеко не новичком в бензиновой теме. Он, будучи менеджером топливной компании, продолжительное время осваивал тему экологического топлива. «БРСМ-Нафта» была нужна ему, как полигон для внедрения «прогрессивных» разработок в духе «семьи». Бибе до такого в одиночку, конечно же, было не додуматься. На заправках «БРСМ-Нафта» по инициативе Ставицкого начали торговать экологическим топливом ─ бензином марки А-95 Премиум Плюс. За это компания освобождалась от уплаты акциза, получая дополнительную прибыль по 3,5 гривны с каждого проданного литра топлива. Суть «изобретения» Ставицкого заключалась в том, что на самом деле бензин не был «экологическим». Если раньше в шутку говорили, что его разбавляли ослиной мочой, то в «БРСМ-Нафта» пошли другим путем. Обязательная присадка 30% этилового спирта «рационализаторами» была заменена на метиловый спирт меньшей концентрации. Компании это давало дополнительную экономию, но взамен автолюбители получали бензин низкого качества, на который постоянно жаловались. В преступную схему был включен третий игрок ─ харьковский олигарх Сергей Курченко, через «Реал-банк» которого проводились все финансовые операции, включая обналичку. За 2 года схема принесла ее участникам примерно 3,5 млрд гривен. Именно для наращивания объемов торговли Бибе-Ставицкому потребовались дополнительные АЗС. Подпольные химики не ограничились только бензином марки А-95. В другом ходовом топливе «народном» А-92 анализы неоднократно выявляли примесь метилового спирта и повышенную концентрацию бензолов.

биба

Сергей Курченко

Вторая фамилия экс-министра не изменила его натуру

Лафа длилась несколько лет. В конце февраля 2014 года Эдуард Ставицкий спешно упаковал вещи и выехал из Киева в Израиль, где не только принял гражданство, но и сменил имя и фамилию на Натана Розенберга. Правда, терять выгодный бизнес не хотелось. Прикрытие с помощью тещи в новых украинских условиях могло оказаться не совсем надежным. Ставицкий-Розенберг переоформил свою долю на компанию Melian Management Ltd, зарегистрированную в далеком Белизе. Владельцем оффшорной компанией был голландский инвестиционный фонд FreezeOil Fund, в свою очередь принадлежавший некоему Раулю Пиперу и российскому бизнесмену Даниэлю Болотину. Это была только ширма. Все рычаги управления остались у беглого экс-министра. У Melian Management Ltd и соответственно Ставицкого в Украине еще была точка коммерческого интереса, причем также связанная с «семьей». Белизская компания вместе с кипрской Trend Investment System распоряжались еще одним активом ─ Прилукским комбинатом «Белкозин», производящим пищевую оболочку для колбасы. Партнером Ставицкого на этот раз оказался другой экс-министр Януковича и также беглец Николай Присяжнюк.

биба

Президент Янукович и министр Ставицкий

Вхождение в штопор

Первый тревожный звонок для «БРСМ-Нафта» прозвучал в апреле 2014 года. На воздух взлетела автозаправка в Переяславль-Залесском. Андрей Биба заговорил о теракте и происках конкурентов. Летом следующего года взрыв потряс нефтебазу «БРСМ-Нафта» в Глевахе Киевской области. При взрыве и тушении пожара погибло 6 человек. Нефтебаза стояла вплотную к объекту Министерства обороны Украины ─ аэродрому. Военным с момента начала строительства не нравилось такое соседство, но у «БРСМ-Нафта» нашелся влиятельный защитник в лице заместителя Генерального прокурора Украины Анатолия Даниленко, упорно отказывавшегося признавать право на протест людей в погонах. В ходе расследования выяснилось, что причиной взрыва оказалась разгерметизация одного из трубопроводов, по которому прокачивались компоненты топлива. Оказывается, на нефтебазе нелегально изготавливался бензин. В результате Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко наложил арест на 5 нефтебаз, 41 автозаправочную станцию и 4 офиса «БРСМ-Нафта» и начал расследование дела о незаконном изготовлении, хранении, транспортировке и реализации бензина компанией. Интересно, что в числе собственников злополучной нефтебазы вновь нашлись следы Эдуарда Ставицкого в лице подконтрольной ему компании Melian Management Ltd и собственной супруги, скрывшейся под вымышленной фамилией. Несмотря на пожар и жертвы Ставицкий в Израиле не только чувствовал весьма уютно, но и выделил несколько десятков миллионов гривен для поддержки арестованного главы Государственной фискальной службы Романа Насирова.

биба

Пока еще партнеры Андрей Биба и Эдуард Ставицкий

По сути, находясь у власти, «семья» в лице Ставицкого «отжала» у Андрея Бибы его кровный бизнес. Он удержался в составе бенифициаров только благодаря папе ─ нардепу от «Партии регионов». Прежнего совладельца Полищука просто выкинули за дверь. В Израиле Ставицкий осмотрелся и принял несколько важных решений. Во-первых, он отказался от дальнейшего оказания спонсорской помощи бывшим коллегам от «Партии регионов», что вызвало ропот о предательстве. Во-вторых, Ставицкому-Розенбергу перестал быть нужен сам Биба. В 2016 году произошло разделение «БРСМ-Нафта» на 2 половинки. Находящемуся далеко от Украины экс-министру было не с руки управлять бизнесом, и свою часть из 63-х АЗС он передал в аренду Бибе. Развод прошел не так гладко, как выглядело с внешней стороны. Все же между бывшими партнерами возникли разногласия, вылившиеся в конфликт за торговую марку компании. Биба считал себя ее автором и содрал со всех арендованных им заправок логотипы. Безымянные заправки выглядели несколько диковато для автолюбителей и на них сразу упали объемы продаж. Ставицкий, возмущенный снижением оборота торговли, приказал восстановить прежнее их название. Для простоты буквы покрасили в другой оттенок желтого цвета, а на бывшего партнера подали в суд иск о незаконном использовании торговой марки.

Расследование Генеральной прокуратуры Украины продолжалось. Осенью 2016 года участь ареста постигла уже 93 АЗС. Эта мера большей частью ударила по Бибе. Все доставшиеся ему автозаправки оказались выведенными из эксплуатации. Первыми почувствовали на себе проблемы наемные работники компании «БРСМ-Нафта». Им не было дела до того, что ее номинальный хозяин предпочел скрыться за границей. Снижение прибылей менеджеры попытались компенсировать за счет персонала. В 2017 году сотрудников довели до локаута. Они оказались под прессом тотального контроля и мелочной системы штрафов. Корме урезания заработной платы начались ее повсеместные задержки. Работников и членов их семей принуждали регистрироваться в качестве частных предпринимателей. Последней каплей, напрочь отбившей желание у Андрея Бибы, продолжать бензиновый бизнес оказались претензии со стороны государства к управляющей операционной сетью заправок компании «Стейт Ойл». Теперь Биба должен заплатить доначисленные налоги и акциз в размере 1,8 млрд гривен. «Серая» схема реализации стала явью и ранее неучтенные нефтепродукты тщательно пересчитали. Такого удара Биба не смог перенести. Его весовая категория оказалась недостаточной для борьбы с тяжеловесами, крутившимися вокруг бывшего президента Януковича или нынешнего Порошенко. На показавшуюся бесхозной сеть бензозаправок положил глаз народный депутат Сергей Пашинский, ревностно относящий к бизнес-интересам владельца топливной группы «Фактор» Сергея Тищенко. Сам Андрей Биба, начав сотрудничество с Ставицким , постепенно терял контроль над созданным им активом, а с переводом активов в оффшор и отъездом в Италию практически утратил любое влияние на происходящие в компании процессы. Он еще кое-как в режиме менеджера занимался текущими делами управляющей компании «Стейт Ойл», но ею не владел. Теперь ему предстоит найти точку нового приложения своих способностей и быть аккуратным в выборе партнеров.


Автор: Вадим Сергиенко

Вадим Сергиенко - главный редактор и пишущий журналист First Truth&Transparency Committee (Первый Комитет), семь лет работал штатным советником в Transparency International The Global Anti-Corruption organization. Писал для ряда украинских изданий, таких как: Обком, Киевские Ведомости, Факты.

Интересные новости

Ирина Мирошник заказала убийство Галкина: Укрпластик — кровавые будни

Карманная омбудсменша Валерия Лутковская оказалось профнепригодной

Авиакомпании-лоукостеры в Украине: куда летают и за сколько?

Оставить комментарий