Главная » Космос » Киевская Опера показала осовремененного Фауста

Киевская Опера показала осовремененного Фауста

7536

В Национальной опере Украины состоялась премьера (третий показ) оперы выдающегося французского композитора Шарля Гуно “Фауст”. Современная обстановка. Первая сцена — разочарование Фауста, намерения покончить жизнь самоубийством — не традиционный (лично мне уже надоевший) темный кабинет, а обстановка роскошного офиса в стиле хай-тек. Да и сам современный Фауст выглядит то ли компьютерщиком, или офисным служащим.

Театр оперы и балета в Киеве

Театр оперы и балета в Киеве

За сто лет это десятая постановка Фауста на украинской сцене. И грех вашей оперной душе, если в ютубе вы до сих пор не набрали арии Фауста в исполнении покойного Анатолия Соловьяненко, или арию Валентина в исполнении Николая Мокренко. Впрочем, какой бы оперный клад не находился в интернете, он никогда не заменит живого реального представления. А эта постановка, переосмысление драмы в более современных декорациях, была одной из самых роскошных. Если быть точным, то этот спектакль впервые был создан более десяти лет назад итальянским режиссером Романом Коради. Но тогда, несмотря на очевидный успех, его считали слишком смелым и задержали в репертуаре ненадолго. А в дни празднования 150-летнего юбилея состоялось его возвращение на столичную сцену, или так называемое «премьерное обновление».

Я знаю, что каждый из композиторов, кто хоть однажды прикоснулся к великому произведению Гете (увертюрой, кантатой, написанием оперы) при жизни автора, всегда переживал за то, как воспримет произведение сам Гете. А вчера, слушая эту удивительно мелодичную оперу, я спрашивала себя, что бы сказал об этом француз, автор лучшего музыкального воплощения средневекового сюжета, Шарль Гуно. И почему-то убеждена, что он был бы очень доволен. Скажу больше: если бы великий французский оперник это увидел, то сказал бы так: оказывается, я писал это именно для Киева… Вместе со всем залом, который встречал артистов подобно футбольным фанатам, которые встречают свою команду после победы, он бы удивился тому, как искусно украинские артисты перепели эти арии, куплеты, хоровые песни, и то, какими увлекательными являются танцы (балетная часть оперного спектакля могла бы претендовать на отдельный сюжет).

Двумя предложениями напомню сюжет. Фауст — история о, говорят, реальном персонаже (докторе, преподавателе 16 века, алхимике, астрологе, маге), который заключил сделку с дьяволом, продал ему свою душу в обмен на молодость, успех и красоту… «Фауст» — это с одной стороны простой сюжет о жажде бессмертия и жажде полноты жизни, а также цене, которую человек готов за это заплатить. Но сюжет оказался очень магнетическим, потому что есть десятки известных и не очень известных музыкальных произведений и литературных интерпретаций. Украино-итальянская постановка в органический способ соединила тему любви, средневековой интриги обязанности и чувств (брат Валентин – Петр Приймак – проклинает сестру), тему религиозности: компромиссов и отношений с Сатаной, покаяния, возможности спастись. И во мне здесь говорит не только инерция кулика, который хвалит именно свои театры. Совсем нет.

Знаете, какая для меня самая интересная находка спектакля? Когда Маргарита молится в своем раскаянии перед распятием, и… у зала перехватило дух, потому что с самого распятия до нее сходит Христос. Очень хочется попасть на спектакль еще в январе, чтобы просто разглядеть этот момент. С одной стороны: как режиссеру удалось так создать не большое и не маленькое распятие, и при этом какое-то невесомое. Ибо Спаситель сходит как-то легко, будто и не живой артист. Эта сцена — Христос, который восходит к Маргарите, это воплощенный в музыке и пластике образ Божьего милосердия.
Но не только это… Вся сценография и костюмы — замечательные. В чем собственно новизна? Авторы очень осторожно обошлись с самим произведением. То есть там все на месте. Все арии, каватини, куплеты. Но несколько меняется обстановка.

Первая сцена — разочарование Фауста, намерения покончить жизнь самоубийством — не традиционный (лично мне уже надоевший) темный кабинет, а обстановка роскошного офиса в стиле хай-тек.
Да и сам современный Фауст (Николай Шуляк) выглядит то ли компьютерщиком, или офисным служащим. И такая офисная обстановка делает это пространство очень удобным для Мефистофеля (Андрея Маслакова). Мефистофелю удобно подойти к гипотетической жертве с любой стороны, так же, как в нашей собственной жизни — постоянное пространство для битвы света и тьмы. Не буду пересказывать сюжет или либретто, они известны. Замечу лишь, что кроме основной линии соблазнения Маргариты (Лилии Гревцовой), ее страданий, раскаяние и возвращение за ней Фауста, это нанизывание сцен городской жизни, встреч военных, внутренних сражений против козней Сатаны становится неким великолепным карнавалом.

Причем карнавалом, который развлекает не только звуком, но и красками. Благодаря художнику по костюмам Анне Ипатьевой каждый спектакль превращается в сезон театральных мод, на роскошный показ, где ни один наряд массовой сцены не повторяет другой и каждый хочется рассматривать отдельно. Каждый камзол для мужа — отдельное произведение, каждая платье горожанки — разноцветные шелк, фатин и менее нарядные ткани сочетаются в самых невероятных фасонах. Поэтому зачарованно мы идем и за звуком и за картиной, и следим за главными героями и за городским средневековым жизнью.
Сцену Вальпургиевой ночи, куда же без бала Сатаны, может позволить себе не каждый театр, а только тот, где есть балет. Наша опера это преимущество использовала на все сто, это была замечательная постановка. Фактически самодостаточный сюжет бала Сатаны.

Последняя сцена в тюрьме, когда Фауст по просьбе Мефистофеля пытается забрать Маргариту из тюрьмы и ее сопротивление (куда уходит Фауст — понятно, в темноту, но Мефистофель хочет забрать с собой и женщину) очень яркая. Это битва света и хаоса выражена и в музыке (Маргарита будто постоянно говорит молитву) и в пластике. Маргарита умирает, но здесь слышать голос ангелов — «спасена», что должно символизировать, ее путь в свет. Потом либретто, Фауст продолжает земной путь. Так будто ему оставлено право на покаяние. Возможно ли это? Не знаем. Но придуманные Гуно и воспетые нашими артистами духовный поиск, борьба с искушениями, страстями, должны оставлять пространство для действия Небесного милосердия. Правда же?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*