Главная » Необъяснимо » Профанация. «Открытые данные» госструктур: вроде бы есть, но на деле их нет

Профанация. «Открытые данные» госструктур: вроде бы есть, но на деле их нет

14346

На Едином государственном портале открытых данных ожидаем увидеть собственно данные, зато находим копии договоров, бланки заявлений, телефонные справочники и разнообразие отчетов. Где же открытые данные? Почти все содержание data.gov.ua — это публичная информация, но не данные в узком смысле. Реестр всех договоров, которые заключили районные, сельские, городские советы в пределах хотя бы области — это данные, а один pdf — нет. Публичная информация должна быть легкодоступной, но зачем смешивать ее с открытыми государственными данными?

Государство собирает и производит много информации, необходимой гражданам, разработчикам Интернет-сервисов, журналистам, ученым и активистам, и помогает самим чиновникам управлять эффективно.

Например, в некоторых американских городах анализ данных помог предусматривать аварии на водопроводах. Это сэкономило деньги (налоги граждан) и усилия городской власти.

Открывая данные, госслужащие сократят количество запросов на доступ к информации. Открытость означает не только прозрачность, подотчетность и простой доступ к информации для всех, но и выгоду. Это экономия на работе с запросами и неупорядоченными базами данных для госаппарата, доходы от новых разработок для предпринимателей, а следовательно — богатые граждане и больше налогов государству.

Открытые данные выгодны всем.

Мы постоянно работаем с различными данными и, соответственно, всегда в поиске этих самых данных. Поэтому в свое время запуск Единого государственного веб-портала открытых данных стал для нас настоящей # победой. Ведь все органы государственной власти обязаны выкладывать на нем или на своем сайте определен Постановлением Кабмина перечень наборов данных. К этому обязывает Закон «О доступе к публичной информации», никуда не денешься.

Закон определяет «открытые данные» как «публичную информацию в формате, позволяющем ее автоматизированную обработку электронными средствами, свободный и бесплатный доступ к ней, а также ее дальнейшее использование». Человеческим языком — это данные, которые можно достаточно легко обработать компьютером, которые структурированы и их каждый может скачать и использовать бесплатно. Чтобы выполнить эти условия, государство должно излагать свои данные в формате json, csv, xml и подобные.

Но не все так просто. В постановлении Кабмина, указывает чиновникам, как выполнять закон, заложенная противоречие: среди допустимых форматов открытых данных является формат файлов, используемый для хранения изображений — и pdf, и Word. Ни один человек, работающий с данными, не назовет эти форматы «машиночитаемыми».

Если данные изложены в нескольких форматах, мы учитывали только лучший с точки зрения автоматической обработки. Большинство данных на портале не является машиночитаемыми. Даже привычные таблицы с объединенными ячейками — уже не открытые данные.

Постановление заставляет чиновников выкладывать не только наборы данных в узком смысле (реестры, базы данных), но и тексты нормативных актов, бланки заявлений, телефонные справочники, каталоги открытых данных. Уместно все это размещать на одном сайте? Нет! (Разве что телефонный справочник в машиночитаемом виде). Контакты и бланки уместно разместить на сайте самого учреждения.

Добавим к этому несовершенный поиск на data.gov.ua и отсутствуют фильтры для поиска нужной информации и получим растерянного искателя данных, продирается сквозь pdf-договоры, образцы заявлений, решения советов, отчеты о чем-либо и формы №ХХХ-абв.

На портале открытых данных следует усовершенствовать поиск: добавить больше опций поиска и фильтрации. Например, по форматам, типом данных, региону и т.п. Или выделить действительно наборы данных, пригодные для компьютерной обработки, в отдельный раздел.

Мы разделили наборы данных на категории по ключевым словам.

Обратите внимание на данные по финансовой отчетности (это отчеты о расходах, бюджетные планы, сметы). Там 50% документов — в формате pdf. Честно говоря, в таком виде их можно было и не выкладывать, потому что это пустая трата времени. И только треть финансовой отчетности доступна в табличном или машиночитаемом виде.

В документах о закупках меньше pdf, но и «табличных или машиночитаемых» наборов тоже меньше — лишь пятая часть.

Украина улучшает позиции в международных рейтингах из открытых данных, но еще много нужно изменить. Потому на данный момент, даже если обнародованы — это еще не значит открыто.

Что нужно сделать? Кроме того, что заставить выкладывать все данные в машиночитаемом формате, стоит учить чиновников, как собирать данные. Также нужно, чтобы все заголовки во всех наборах назывались одинаково. Например: сейчас преподают много документов, которые называются «Бюджет» или «Смета». Стоит все называть одинаково — например, «Бюджет».

Если это отчет о расходах, то ВСЕ учреждения должны заполнять таблицы с одинаковыми столбиками.

Сейчас не скажешь, что зайдя на data.gov.ua, можно легко найти и обработать нужные данные. Обнародование данных — очередная формальность. Причины — и в компромиссном и противоречивом законодательстве, и в неосведомленности чиновников по открытым данных и в непонимании их значения.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*