Год Балчуна во главе «Укрзализныцы»: успешное начало или окончательный провал?

Руководитель В. Балчун

Контракт с руководителем «Укрзализныцы» Войцехом Балчуном подходит к концу. Правительство хочет от него отчета о начатых реформах. Мы проанализировали, есть ли чем похвастаться польскому менеджеру в Украине.

Руководитель В. Балчун
Руководитель В. Балчун

В начале июня 2017 истекает год работы Войцеха Балчуна в должности председателя правления ПАО «Укрзализныца» (УЗ). Украинское предприятие-монополист на рынке железнодорожных транспортных перевозок польский менеджер возглавил через несколько лет после того, как ему удалось провести успешную реструктуризацию крупнейшей логистической компании грузовых железнодорожных перевозок в Польше — PKP Cargo. Повторить успех он собирался и в Украине. Для этого правительство даже вывело УЗ из-под управления Министерства инфраструктуры и подчинило ее себе напрямую. «Я хочу выполнять роль менеджера, который будет менять эту компанию в лучшую сторону», — сказал Войцех Балчун. Однако получилось ли так, как он мечтал?

«Все провалено»

«Ему точно надо уйти. Потому что все, что было нами запланировано, к чему мы подошли на следующем этапе реформы — все это было провалено за последний год», — так категорично оценивает работу действующего руководителя «Укрзализныци» министр инфраструктуры Украины Владимир Емельян. Он и до этого неоднократно подчеркивал, что правительство должно попрощаться с польским менеджером.

Балчун говорит, что за год УЗ отремонтировала более 30 000 вагонов

Сам Балчун пока не отчитывался в Кабмине о годе своей работы во главе УЗ, однако журналистам сообщил, что при нем удалось стабилизировать оперативную ситуацию на предприятии. «За год» Укрзализница «отремонтировала более 30 000 вагонов, наладила бесперебойное снабжение топлива. Еще полгода назад был топливный резерв всего на два дня, а сейчас на 35. Мы реально начали инвестиции», — цитирует «Интерфакс-Украина» слова Балчуна, сказанные на брифинге на днях в Киеве.

Достижения Балчуна …

Эксперт транспортной отрасли, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава отмечает, что главным достижением Балчуна является то, что за год УЗ открыла новые направления железнодорожного сообщения, в частности в Польшу. Из Украины поездом теперь можно добраться Варшавы, Вроцлава, Кракова, Перемышля. «При том что правительство не выделяло железной дороге никаких государственных дотаций, как это происходит в (некоторых — Ред.) Европейских странах, она стабильно работала», — сказал Александр Кава.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк к плюсам работы польского менеджера причисляет улучшение финансовых показателей УЗ. Ведь, по итогам четырех месяцев работы в 2017 году прибыль «Укрзализныци» составила почти 98 млн гривен. За аналогичный период прошлого года у предприятия были убытки в 1,8 миллиарда гривен.

… и его поражение

Впрочем, недостатков в его работе эксперты также увидели немало. Проблема тарифов для грузовых перевозок, формирование которых часто называли самым коррумпированным сектором транспортной отрасли, так и не исчезла, говорит Александр Кава. «Только металлурги по необоснованно заниженым тарифам не доплачивают» Укразализнице «30 000 000 000 гривен ежегодно. И это при том, что эти тарифы утверждает Кабмин», — отмечает эксперт.

Пассажиры и предприятия изменений в качестве услуг УЗ за год Балчуна не почувствовали

Сергей Вовк, в свою очередь, указывает на то, что в целом повышение качества услуг УЗ при руководстве Балчуна ее клиенты — как пассажиры, так и предприятия — не почувствовали. «Пассажиры или грузоотправители хотят ездить в новых вагонах и вовремя отправлять продукцию. К сожалению, ни в этом, ни в прошлом году мы этого не увидели», — отмечает Сергей Вовк. По его словам, в прошлом году при плане в 12 миллиардов гривен «Укрзализныцей» было потрачено лишь 6,9 миллиарда гривен на капитальные расходы. В этом году из (запланированных, — Ред .) 23 миллиардов — всего 1,3 миллиарда гривен. «Деньги без дела лежат на счетах», — делает вывод эксперт.

Сам Войцех Балчун в свою защиту говорит, что за год ему удалось разработать стратегию развития предприятия. «У нас есть долгосрочное видение, а не только краткосрочное, как это всегда было в» Укрзализныце «, это программа инвестиций на пять лет объемом 130-150 миллиардов гривен», — сказал он в интервью украинскому интернет-изданию LIGA. net. Сергей Вовк соглашается, что год слишком мало, чтобы провести коренные реформы в отрасли. Однако отмечает, что кардинальные системные реформы в УЗ так и не начались, а было лишь «точечное реагирование» на проблемы, которые возникали. «Чрезвычайно важно иметь стратегию изменений, которые мы планируем еще в начале. Однако такая стратегия уу Балчуна появилась только сейчас. То есть год потерян», — считает директор Центра транспортных стратегий.

Председатель Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры Владимир Наумов прежде всего критикует Балчуна за то, что он, мол, закрывает глаза на коррупцию в «Укрзализныце». В этом же его обвинял и Министр инфраструктуры Владимир Емельян. Соответствующие документы об этом он еще в начале года передал главе правительства. С тех пор между Министром и руководителем «Укрзализныцы» напряженные отношения.

Тогда премьер-министр Владимир Гройсман стал на защиту Войцеха Балчуна. Сейчас его позиция не известна. Правительство ожидает от руководителя УЗ отчета о проделанной работе за год. Между тем главное следственное управление Нацполиции Украины сообщило об открытии уголовного производства по подозрению в растрате средств должностными лицами УЗ. Правоохранители проверяют информацию о завышении цен на 185 000 000 гривен при приобретении подвижного состава поездов.

В этой истории некоторые эксперты видит Балчуна разменной монетой в политических торгах между командой президента Петра Порошенко и ее партнерами в парламентской коалиции.

Во фракции «Народного фронта» в Верховной Раде, поддерживая однопартийца Владимира Емельяна, уже заявили, что выступают против того, чтобы Балчун продолжал работать во главе УЗ после завершения контракта.

«Балчун — это уже шахматная фигурка, которой торгуют. Его уволят в обмен на усиление коалиции со стороны» Народного фронта «и» Радикальной партии Олега Ляшко «. Судьба Балчуна сейчас решается в Администрации президента», — прогнозирует старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк.

Интересные новости

Як виготовити тент на причіп?

Admin

Виталий Хомутынник: почему Юрий Бойко, Сергей Горовой и Галина Герега не интересны Автомайдану

fttc-editor

После резкого падения в 2014 году украинские зарплаты ежегодно постепенно растут. Почему?

fttc-editor

Оставить комментарий