«Заказать белоруса». На подержанных авто из Европы зарабатывают граждане трех стран. Бюджет не получает ничего

Мой опыт

Сначала Тарас не знал, как это сделать. Знал только примерную сумму взятки – 300 долларов.

Зона контроля
Зона контроля

Предложил деньги таможеннику, на что услышал афористичный ответ: «Мы сами гостей не принимаем, но всегда знаем, когда к нам прибудут гости». Так Тарас открыл для себя новую профессию – «решало» на таможне. Кто, как и сколько зарабатывает на ввозимые авто с польскими номерами.

Во время таможенного досмотра, Тарас под сиденьем его только что купленного Mersedes-в А 170 находит флешку с семейными фото и видео предыдущего владельца: кадры с семейных путешествий и застолий в ресторане. В очереди, которая тянется уже четыре часа, на таможенном посту «Ягодин», Тарас нашел небольшое развлечение: узнать что-то про предыдущего владельца машины, которую он приобрел в польском городе Холм.

Тарас считает, что он является порядочным человеком, потому как на сайте объявлений честно выставил снимки незначительных повреждений – царапин и потертостей на кожаном руле автомобиля. Она обошлась моему спутнику в две тысячи долларов – за бывшее в употреблении транспортное средство такой модели в Украине пришлось бы заплатить 9.

В стоимость купленного Mersedes входит его регистрация в Польше и перевозка через границу. Над оформлением документов и доставкой автомобиля (последнее – под «покровительством» таможни) работают граждане трех стран: Украины, Польши и Беларусии. Каждый из задействованных в схеме имеет свою роль и свою выгоду.

Заказать белоруса

Перед тем, как пересесть на польские номера, Тарас сменил несколько подержанных автомобилей, купленных в Украине. А когда понял, что переплачивает, и решил сгонять за границу.

– Модель машины, которую я сегодня покупаю за 10 тысяч долларов в Украине, через несколько лет устареет и будет стоить уже, например, 7. Аналогичная польская более трех тысяч стоить не будет. За это же время она свое отслужит: безразлично, сдам ее потом на запчасти или залью водой, – рассуждает Тарас.

Знакомые свели его с поляками, которые работают на продажа авто в Хелме. Мужчина приобрел иномарки для себя, для жены и для тети. С тех пор Тарас по крайней мере трижды в месяц отправляется за границу – «когда есть заказ».

Перевозки авто из Польши – не единственная деятельность человека: вдвоем с женой ведут небольшой семейный бизнес. Но продажа авто для Тараса – это еще и такое себе хобби: знакомства, приключения, возможность испытать свои дипломатические способности в переговорах с таможенниками, да и просто побывать за границей.

– Вы будете в шоке, когда увидите, с какими бомжами мне приходится работать, – интригует Тарас перед поездкой.

С Тарасом в авто садится его родной брат Максим. Если Тарас работает самостоятельно, то Максим является цепочкой в крупной международной схеме. Тарас о всем заботится сам: ищет автомобили для покупки, оформляет документы, перевозит машину, «договаривается» с таможней.

Задача Максима проще – доставить заказанное клиенту авто, которое уже ждет в нейтральной пограничной полосе между Польшей и Украиной до украинско-белорусской границы и позаботиться о пересечении границы на купленном автомобиле нерезидентом Украины.

Процедуру неофициально называют «выгнать авто на год» — для того, чтобы украинский владелец мог в течение года ездить на пригнанной машине, нужно привлечь к делу не гражданина Украины. На этого человека у польского нотариуса оформляют генеральную доверенность на право вождения, после чего нерезидент (не гражданин, в данном случае не гражданин Украины) выезжает и въезжает на территорию Украины через любую границу.

Это прописано в 1 части 380-й статьи Таможенного кодекса Украины: нерезидент может ввозить в Украину транспортные средства для личного пользования на срок до одного года. На практике же покупатель авто и доверенное лицо, которое едет за рулем, после прохождения таможенного контроля пожимают друг другу руки и владелец едет в Украину. Через год выезд – въезд надо повторить. Автомобиль в таком случае не приобретает статус транзитного, следовательно не нужно пересекать границу каждые пять дней.

За свой кусок работы Максим получает 30 долларов. Поскольку ездит каждый день и еще имеет возможность продать водку и сигареты там или привезти мясные продукты на продажу в Украину, то в месяц в среднем набегает до тысячи долларов заработка.

Услуги нерезидента-белоруса обойдутся в пять раз дешевле, чем поляка, поэтому и украинцы едут до другой границы.

– Один белорус стоит 50 долларов. Поляк за эти деньги не захочет работать – он стоит уже 250 долларов, – знакомит с расценками Максим. – Надо заранее позвонить к людям, которые заказывают белорусов и сказать: «Мне нужно столько-то людей».

50 долларов – это вместе с тем, что человека привезут, покормят, подождут с ним в очередях на границе 4-5 часов. Белорусу со всего перепадает долларов 10-15, остальное идет тому, кто им занимается.

Белорусы, на которых выписывают поручение, обычно не являются людьми высокого социального статуса. После того, как на границе отметят нерезидента в качестве водителя машины, доверенность у него забирают. «Потому что зачем оно бомжу?» – говорит риторически Тарас.

15 долларов – наименьшая сумма, которую придется заплатить в процессе. Далее расценки растут.

Есть много таких гжешиков

В одной команде может работать разное количество людей разных занятий. В группе четко распределены обязанности.

– Есть люди, которые ищут машины. Часто – это наши украинские студенты, которые учатся в Польше. Они осматривают автомобили у частных продавцов по объявлениям в интернете или на специальных комиссионных площадках – автокомисах: туда владельцы увозят иномарки, которые желают продать. Владелец такой площадки берет процент за посредничество, поэтому лучше покупать непосредственно у владельца.

Студенты фотографируют машины и отсылают на вайбер украинцам. Они являются нужным звеном в случае, если у куратора процесса заканчивается виза или еще что – и он не может сам поехать.

Отдельно есть люди, которые пригоняют машины на стоянки ближе к границе. Есть те, кто регистрирует автомобили. Есть те, кто ввозит их в Украину и вывозит в буферную зону. Есть люди, которые ищут нерезидентов. И очень важные люди – те, кто «решают» на границе. Потому что в Украине просто так ничего не делается. Всего три страны в этом задействованы, – говорит Тарас.

Но Тарас обошел большинство из этих звеньев, организовав процесс самостоятельно и оставив в команде лишь тех, без кого не обойтись: поляки, на которых надо регистрировать транспортное средство, белорусы, которые пересекут границу на автомобиле, и украинские «решала», которые ладят дела с таможней.

Еще год назад Тарас мог обойтись и без поляков – польское законодательство позволяло оформлять машины украинцам на себя. Но через значительное количество нарушений, после которых невозможно было найти виновника и выписать ему штраф, внесли поправку – теперь совладельцем машины с польскими номерами обязательно должен быть поляк.

Среднестатистический поляк хочет от 350 до 500 злотых ($90 — 125) за оформление на себя авто. Официально же за регистрацию надо заплатить 80 злотых ($ 20 или 540 грн) в местный сервисный центр.

Поляк-продавец обычно на себя этих хлопот брать не хочет, но не беда — для этого тоже есть специальные люди. Тарас нашел их через знакомых.

– Когда поляк вписывает меня в техпаспорт как совладельца, указываем 98 процентов моей собственности и два – его. Это, чтобы не было рисков, что отсудит – потому что на эти проценты он разве что запасное колесо получит, – говорит Тарас.

На этот раз Тарас приехал в Холм, чтобы забрать постоянный технический паспорт на авто, которое пригнал для себя накануне. Документ лежит в польском центре предоставления административных услуг Starostwie Powiatowym, но невозможно забрать паспорт без официального владельца — поляка.

Тот не спешит на обусловленную встречу. Тарас пробует описать Кристиана: «Такой, знаете, не то что бомж, но и не интеллектуал. Похож на тех «решал», что в Украине под сервисными центрами ходят».

Кристиана Тарасу насоветовали знакомые. Когда тот впервые приехал в Польшу, имел опасения, что не поладит с местными. За символическую плату – бутылку водки и пачку сигарет – Кристиан вызвался попереводить. «Бухал, но работал», – вспоминает Тарас. Вдвоем с Кристианом они доехали до Варшавы, в деревне под столицей приобрели два автомобиля на мужчину, который ремонтирует и продает машины у себя во дворе.

Тарас начал регистрировать машины на Кристиана, но в последнее время между ними нет такого доверия, как раньше. Поляк начал хитрить: договаривается с Тарасом о одну сумму, а когда документы на авто нельзя забрать без участия поляка, поднимает ставки еще на сто злотых.

Кристиан на встречу так и не явился, зато пришел его родной брат Грифон. Грифон – это человек контрастов, неопределенного возраста и неопределенного профессии, он будто материализовался из произведений Жадана: помятое лицо и гладкая кожаная куртка, банка с кофе в руке и бутылка водки из кармана шестой айфон и вылинявшая футболка.

Если у Кристиана пристрастие к алкоголю, то Грифон любит просаживать деньги на игровых автоматах. Украинские братья называют своих польских коллег «бестолковыми»: раньше те зарабатывали по сотне долларов в день, регистрируя на себя машины, но так и не использовали эти деньги с пользой. Теперь Кристиан и Грифон хотят «развести» украинцев на деньги, поэтому много кто прекратил с ними работать и заработки упали.

Хотя и у поляков тоже свои риски в этом бизнесе: на днях Грифону пришло уведомление о штрафе: машину, которая зарегистрирована на него, поймали на польско-немецкой границе, нашпигованную сигаретами. Водители-украинцы успели убежать, а Грифону пришлось нанять адвоката, чтобы не сесть в тюрьму на 77 дней.

Грифон долго и неуверенно объясняет Тарасу, почему Кристиан не пришел, как договаривались.

– Может, ушел в запой, но скорее всего хитрит, – предполагает Тарас.

В конце концов, он платит дополнительные 18 злотых, чтобы техпаспорт по доверенности забрал Грифон вместо Кристиана, и обещает себе больше не работать с этими братьями.
А с кем тогда?

– Много есть таких гшешиков, – смеется Тарас.

Государство не имеет ни фига

Но и не это было самым трудным. Самый большой вызов впереди – найти общий язык с украинскими таможенниками. Сначала Тарас не знал, как это сделать. Знал только примерную сумму взятки – 300 долларов.

Предложил деньги таможеннику, на что услышал афористичную ответ: «Мы сами гостей не принимаем, но всегда знаем, когда к нам прибудут гости». Так Тарас открыл для себя новую профессию – «решало» на таможне.

Оказалось, что договариваться через посредника еще и выгоднее: знакомому таможенники могут сделать скидку. Главное здесь – найти баланс: чтобы и не продешевить, и не переплатить.
– Если дашь 20 долларов, то только таможенника рассердишь. Лучше так не рисковать, – делится Тарас.

Когда авто въезжает на территорию Украины со всеми надлежащими документами, в том числе и страховкой, вроде бы нет оснований для задержания. Но…

– На таможне найдут тысячу и одну причину, почему вас не смогут пропустить. Продержат четыре часа на морозе, пока не сдашься.

В пятичасовой очереди на границе Тарас берется считать, во сколько ему обошлись дополнительные расходы.

Кроме самой стоимости машины, 100 долларов надо заплатить поляку за согласие зарегистрировать на себя машину, 80 злотых ($ 20)– официальное оформление, генеральную доверенность у нотариуса на право вождения для белоруса – 50 злотых ($12), 225 долларов – страховка, 300 долларов – благодарность для таможенника. На «покупки белоруса» удалось сэкономить – Тарас нашел родственника с иностранным гражданством.

Для тех, кто желает приобрести авто с польской регистрацией в Украине, к этой статье расходов придется добавить услуги посредника. Тарас не берется называть конкретную сумму, потому что «у каждого свои аппетиты и амбиции, но советует отталкиваться от средней рыночной цены в 200 долларов.

Дополнительные расходы все равно не сравнить с суммой, которую необходимо уплатить при официальной растаможке.

– Почему не установить стоимость растаможки, скажем, в одну тысячу долларов? Вместо всех этих мытарств я бы заплатил официально. – говорит Тарас. – В нынешней ситуации выигрывают все: поляки, потому что имеют рынок сбыта, те, кто шаманит и продает, те, кто регистрирует авто на себя, таможенники, потому что им все идет в карман. Только государство не имеет с этого ни фига.

П.С.

В Украине цена на подержанные автомобили дороже, чем в Польше или Литве из-за пошлины и акцизов. Год назад под давлением общественности Совета их снизили, но в такой хитрый способ, что завезти авто с новыми более дешевыми правилам практически не возможно.

Хоть какая-то логика в высоких тарифах, которые побуждали покупать собранные в Украине авто была, когда работали сборочные цеха на которых собирали иностранные автомобили. Сейчас даже это производство прекратилось и нет украинского производителя, которого теоретически стоит защищать от дешевых подержанных автомобилей.

И чтобы обойти искусственные и непонятные барьеры украинцы попридумывали различные схемы, часть которых мы и описали в этой статье. На них зарабатывают поляки, белорусы и коррупционные таможенники, но ни копейки не попадает в украинский бюджет. И в этом виновато правительство, которое создало такие условия. Решение простое: низкие пошлины и простота оформления. Тогда деньги вместо посредников за ненужные услуги и таможенникам за закрытие глаз на сомнительную схему попадут в бюджет.


Автор: Тарас Степаненко

Тарас Степаненко - публицист, исследователь и разносторонне развитый киевлянин 1993-его года рождения. В свое время, поддавшись моде на исследование НЛО и теорий заговоров Мирового Правительства, пришел к более приземленному пониманию этих терминов. Своими статьями Тарас борется с коррупцией, как опознанной, так и не вполне.

Интересные новости

Памва Беринда — символическая фигура Галичины

Прокурор Сергей Красножон — главный осведомитель контрабандиста Альперина

Константин Бильцан: рейдерство, аферы и политический маразм в Днепре

1 отзыв

максим 03.11.2017 at 06:20

Как от этого может пострадать белорус? Как т где проверить что белорус может опять спокойно ездить на украину?

Ответить

Оставить комментарий