Главная » Необъяснимо » «Заказать белоруса». На подержанных авто из Европы зарабатывают граждане трех стран. Бюджет не получает ничего

«Заказать белоруса». На подержанных авто из Европы зарабатывают граждане трех стран. Бюджет не получает ничего

16963

Сначала Тарас не знал, как это сделать. Знал только примерную сумму взятки – 300 долларов.

Зона контроля

Зона контроля

Предложил деньги таможеннику, на что услышал афористичный ответ: «Мы сами гостей не принимаем, но всегда знаем, когда к нам прибудут гости». Так Тарас открыл для себя новую профессию – «решало» на таможне. Кто, как и сколько зарабатывает на ввозимые авто с польскими номерами.

Во время таможенного досмотра, Тарас под сиденьем его только что купленного Mersedes-в А 170 находит флешку с семейными фото и видео предыдущего владельца: кадры с семейных путешествий и застолий в ресторане. В очереди, которая тянется уже четыре часа, на таможенном посту «Ягодин», Тарас нашел небольшое развлечение: узнать что-то про предыдущего владельца машины, которую он приобрел в польском городе Холм.

Тарас считает, что он является порядочным человеком, потому как на сайте объявлений честно выставил снимки незначительных повреждений – царапин и потертостей на кожаном руле автомобиля. Она обошлась моему спутнику в две тысячи долларов – за бывшее в употреблении транспортное средство такой модели в Украине пришлось бы заплатить 9.

В стоимость купленного Mersedes входит его регистрация в Польше и перевозка через границу. Над оформлением документов и доставкой автомобиля (последнее – под «покровительством» таможни) работают граждане трех стран: Украины, Польши и Беларусии. Каждый из задействованных в схеме имеет свою роль и свою выгоду.

Заказать белоруса

Перед тем, как пересесть на польские номера, Тарас сменил несколько подержанных автомобилей, купленных в Украине. А когда понял, что переплачивает, и решил сгонять за границу.

– Модель машины, которую я сегодня покупаю за 10 тысяч долларов в Украине, через несколько лет устареет и будет стоить уже, например, 7. Аналогичная польская более трех тысяч стоить не будет. За это же время она свое отслужит: безразлично, сдам ее потом на запчасти или залью водой, – рассуждает Тарас.

Знакомые свели его с поляками, которые работают на продажа авто в Хелме. Мужчина приобрел иномарки для себя, для жены и для тети. С тех пор Тарас по крайней мере трижды в месяц отправляется за границу – «когда есть заказ».

Перевозки авто из Польши – не единственная деятельность человека: вдвоем с женой ведут небольшой семейный бизнес. Но продажа авто для Тараса – это еще и такое себе хобби: знакомства, приключения, возможность испытать свои дипломатические способности в переговорах с таможенниками, да и просто побывать за границей.

– Вы будете в шоке, когда увидите, с какими бомжами мне приходится работать, – интригует Тарас перед поездкой.

С Тарасом в авто садится его родной брат Максим. Если Тарас работает самостоятельно, то Максим является цепочкой в крупной международной схеме. Тарас о всем заботится сам: ищет автомобили для покупки, оформляет документы, перевозит машину, «договаривается» с таможней.

Задача Максима проще – доставить заказанное клиенту авто, которое уже ждет в нейтральной пограничной полосе между Польшей и Украиной до украинско-белорусской границы и позаботиться о пересечении границы на купленном автомобиле нерезидентом Украины.

Процедуру неофициально называют «выгнать авто на год» — для того, чтобы украинский владелец мог в течение года ездить на пригнанной машине, нужно привлечь к делу не гражданина Украины. На этого человека у польского нотариуса оформляют генеральную доверенность на право вождения, после чего нерезидент (не гражданин, в данном случае не гражданин Украины) выезжает и въезжает на территорию Украины через любую границу.

Это прописано в 1 части 380-й статьи Таможенного кодекса Украины: нерезидент может ввозить в Украину транспортные средства для личного пользования на срок до одного года. На практике же покупатель авто и доверенное лицо, которое едет за рулем, после прохождения таможенного контроля пожимают друг другу руки и владелец едет в Украину. Через год выезд – въезд надо повторить. Автомобиль в таком случае не приобретает статус транзитного, следовательно не нужно пересекать границу каждые пять дней.

За свой кусок работы Максим получает 30 долларов. Поскольку ездит каждый день и еще имеет возможность продать водку и сигареты там или привезти мясные продукты на продажу в Украину, то в месяц в среднем набегает до тысячи долларов заработка.

Услуги нерезидента-белоруса обойдутся в пять раз дешевле, чем поляка, поэтому и украинцы едут до другой границы.

– Один белорус стоит 50 долларов. Поляк за эти деньги не захочет работать – он стоит уже 250 долларов, – знакомит с расценками Максим. – Надо заранее позвонить к людям, которые заказывают белорусов и сказать: «Мне нужно столько-то людей».

50 долларов – это вместе с тем, что человека привезут, покормят, подождут с ним в очередях на границе 4-5 часов. Белорусу со всего перепадает долларов 10-15, остальное идет тому, кто им занимается.

Белорусы, на которых выписывают поручение, обычно не являются людьми высокого социального статуса. После того, как на границе отметят нерезидента в качестве водителя машины, доверенность у него забирают. «Потому что зачем оно бомжу?» – говорит риторически Тарас.

15 долларов – наименьшая сумма, которую придется заплатить в процессе. Далее расценки растут.

Есть много таких гжешиков

В одной команде может работать разное количество людей разных занятий. В группе четко распределены обязанности.

– Есть люди, которые ищут машины. Часто – это наши украинские студенты, которые учатся в Польше. Они осматривают автомобили у частных продавцов по объявлениям в интернете или на специальных комиссионных площадках – автокомисах: туда владельцы увозят иномарки, которые желают продать. Владелец такой площадки берет процент за посредничество, поэтому лучше покупать непосредственно у владельца.

Студенты фотографируют машины и отсылают на вайбер украинцам. Они являются нужным звеном в случае, если у куратора процесса заканчивается виза или еще что – и он не может сам поехать.

Отдельно есть люди, которые пригоняют машины на стоянки ближе к границе. Есть те, кто регистрирует автомобили. Есть те, кто ввозит их в Украину и вывозит в буферную зону. Есть люди, которые ищут нерезидентов. И очень важные люди – те, кто «решают» на границе. Потому что в Украине просто так ничего не делается. Всего три страны в этом задействованы, – говорит Тарас.

Но Тарас обошел большинство из этих звеньев, организовав процесс самостоятельно и оставив в команде лишь тех, без кого не обойтись: поляки, на которых надо регистрировать транспортное средство, белорусы, которые пересекут границу на автомобиле, и украинские «решала», которые ладят дела с таможней.

Еще год назад Тарас мог обойтись и без поляков – польское законодательство позволяло оформлять машины украинцам на себя. Но через значительное количество нарушений, после которых невозможно было найти виновника и выписать ему штраф, внесли поправку – теперь совладельцем машины с польскими номерами обязательно должен быть поляк.

Среднестатистический поляк хочет от 350 до 500 злотых ($90 — 125) за оформление на себя авто. Официально же за регистрацию надо заплатить 80 злотых ($ 20 или 540 грн) в местный сервисный центр.

Поляк-продавец обычно на себя этих хлопот брать не хочет, но не беда — для этого тоже есть специальные люди. Тарас нашел их через знакомых.

– Когда поляк вписывает меня в техпаспорт как совладельца, указываем 98 процентов моей собственности и два – его. Это, чтобы не было рисков, что отсудит – потому что на эти проценты он разве что запасное колесо получит, – говорит Тарас.

На этот раз Тарас приехал в Холм, чтобы забрать постоянный технический паспорт на авто, которое пригнал для себя накануне. Документ лежит в польском центре предоставления административных услуг Starostwie Powiatowym, но невозможно забрать паспорт без официального владельца — поляка.

Тот не спешит на обусловленную встречу. Тарас пробует описать Кристиана: «Такой, знаете, не то что бомж, но и не интеллектуал. Похож на тех «решал», что в Украине под сервисными центрами ходят».

Кристиана Тарасу насоветовали знакомые. Когда тот впервые приехал в Польшу, имел опасения, что не поладит с местными. За символическую плату – бутылку водки и пачку сигарет – Кристиан вызвался попереводить. «Бухал, но работал», – вспоминает Тарас. Вдвоем с Кристианом они доехали до Варшавы, в деревне под столицей приобрели два автомобиля на мужчину, который ремонтирует и продает машины у себя во дворе.

Тарас начал регистрировать машины на Кристиана, но в последнее время между ними нет такого доверия, как раньше. Поляк начал хитрить: договаривается с Тарасом о одну сумму, а когда документы на авто нельзя забрать без участия поляка, поднимает ставки еще на сто злотых.

Кристиан на встречу так и не явился, зато пришел его родной брат Грифон. Грифон – это человек контрастов, неопределенного возраста и неопределенного профессии, он будто материализовался из произведений Жадана: помятое лицо и гладкая кожаная куртка, банка с кофе в руке и бутылка водки из кармана шестой айфон и вылинявшая футболка.

Если у Кристиана пристрастие к алкоголю, то Грифон любит просаживать деньги на игровых автоматах. Украинские братья называют своих польских коллег «бестолковыми»: раньше те зарабатывали по сотне долларов в день, регистрируя на себя машины, но так и не использовали эти деньги с пользой. Теперь Кристиан и Грифон хотят «развести» украинцев на деньги, поэтому много кто прекратил с ними работать и заработки упали.

Хотя и у поляков тоже свои риски в этом бизнесе: на днях Грифону пришло уведомление о штрафе: машину, которая зарегистрирована на него, поймали на польско-немецкой границе, нашпигованную сигаретами. Водители-украинцы успели убежать, а Грифону пришлось нанять адвоката, чтобы не сесть в тюрьму на 77 дней.

Грифон долго и неуверенно объясняет Тарасу, почему Кристиан не пришел, как договаривались.

– Может, ушел в запой, но скорее всего хитрит, – предполагает Тарас.

В конце концов, он платит дополнительные 18 злотых, чтобы техпаспорт по доверенности забрал Грифон вместо Кристиана, и обещает себе больше не работать с этими братьями.
А с кем тогда?

– Много есть таких гшешиков, – смеется Тарас.

Государство не имеет ни фига

Но и не это было самым трудным. Самый большой вызов впереди – найти общий язык с украинскими таможенниками. Сначала Тарас не знал, как это сделать. Знал только примерную сумму взятки – 300 долларов.

Предложил деньги таможеннику, на что услышал афористичную ответ: «Мы сами гостей не принимаем, но всегда знаем, когда к нам прибудут гости». Так Тарас открыл для себя новую профессию – «решало» на таможне.

Оказалось, что договариваться через посредника еще и выгоднее: знакомому таможенники могут сделать скидку. Главное здесь – найти баланс: чтобы и не продешевить, и не переплатить.
– Если дашь 20 долларов, то только таможенника рассердишь. Лучше так не рисковать, – делится Тарас.

Когда авто въезжает на территорию Украины со всеми надлежащими документами, в том числе и страховкой, вроде бы нет оснований для задержания. Но…

– На таможне найдут тысячу и одну причину, почему вас не смогут пропустить. Продержат четыре часа на морозе, пока не сдашься.

В пятичасовой очереди на границе Тарас берется считать, во сколько ему обошлись дополнительные расходы.

Кроме самой стоимости машины, 100 долларов надо заплатить поляку за согласие зарегистрировать на себя машину, 80 злотых ($ 20)– официальное оформление, генеральную доверенность у нотариуса на право вождения для белоруса – 50 злотых ($12), 225 долларов – страховка, 300 долларов – благодарность для таможенника. На «покупки белоруса» удалось сэкономить – Тарас нашел родственника с иностранным гражданством.

Для тех, кто желает приобрести авто с польской регистрацией в Украине, к этой статье расходов придется добавить услуги посредника. Тарас не берется называть конкретную сумму, потому что «у каждого свои аппетиты и амбиции, но советует отталкиваться от средней рыночной цены в 200 долларов.

Дополнительные расходы все равно не сравнить с суммой, которую необходимо уплатить при официальной растаможке.

– Почему не установить стоимость растаможки, скажем, в одну тысячу долларов? Вместо всех этих мытарств я бы заплатил официально. – говорит Тарас. – В нынешней ситуации выигрывают все: поляки, потому что имеют рынок сбыта, те, кто шаманит и продает, те, кто регистрирует авто на себя, таможенники, потому что им все идет в карман. Только государство не имеет с этого ни фига.

П.С.

В Украине цена на подержанные автомобили дороже, чем в Польше или Литве из-за пошлины и акцизов. Год назад под давлением общественности Совета их снизили, но в такой хитрый способ, что завезти авто с новыми более дешевыми правилам практически не возможно.

Хоть какая-то логика в высоких тарифах, которые побуждали покупать собранные в Украине авто была, когда работали сборочные цеха на которых собирали иностранные автомобили. Сейчас даже это производство прекратилось и нет украинского производителя, которого теоретически стоит защищать от дешевых подержанных автомобилей.

И чтобы обойти искусственные и непонятные барьеры украинцы попридумывали различные схемы, часть которых мы и описали в этой статье. На них зарабатывают поляки, белорусы и коррупционные таможенники, но ни копейки не попадает в украинский бюджет. И в этом виновато правительство, которое создало такие условия. Решение простое: низкие пошлины и простота оформления. Тогда деньги вместо посредников за ненужные услуги и таможенникам за закрытие глаз на сомнительную схему попадут в бюджет.

1 комментарий

  1. максим

    Как от этого может пострадать белорус? Как т где проверить что белорус может опять спокойно ездить на украину?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*