Главная » Наука и техника » НАПК по-новому: выход из ступора ценой независимости

НАПК по-новому: выход из ступора ценой независимости

18210

Новый законопроект по совершенствованию работы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции может перезапустить работу ведомства, но сделает его подконтрольным правительству, уверяют эксперты.

Украинское правительство перешло от критики в адрес руководства Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) до конкретных шагов, которые могут закончиться отставкой руководителей НАЗК и реорганизацией ведомства. На прошлой неделе в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, призванный создать условия для эффективной работы агентства» и «обеспечить полноценную работу системы электронного декларирования», — написал в Facebook министр юстиции Украины Павел Петренко. Именно сбои в работе системы е-декларирование и стали причиной резкой критики со стороны чиновников в адрес председателя НАПК Натальи Корчак.

Новый законопроект подготовили с участием экспертов и представителей общественных организаций, чтобы обеспечить независимость работы переисбранного НАПК, уверяет Петренко. При этом опрошенные DW эксперты отмечают, что далеко не все замечания общественности были учтены во время работы над документом. Поданный в Верховную Раду законопроект, несмотря на ряд положительных моментов, может привести к увеличению контроля над агентством со стороны правительства, предостерегают аналитики.

Исполнительный директор Transparency International Ukraine Ярослав Юрчишин отмечает, что законопроект, в разработке которого он участвовал, действительно поможет решить самую главную проблему в работе НАПК — то административный ступор, в котором агентство находится сейчас. Среди положительных моментов эксперт называет предоставление НАПК доступа к реестрам и возможность сверять эти данные с декларациями в автоматическом режиме. Это значительно облегчит работу сотрудников НАПК и сделает их усилия более эффективными. Позитивом Юрчишин называет и введения международного аудита, по результатам которого может быть рассмотрен вопрос увольнения председателя или всего руководства агентства, если их работа будет признана неудовлетворительной.

Менеджер антикоррупционной группы «Реанимационный пакет реформ» Александр Леменов добавляет, что даже неудачные перезагрузки НАПК вряд ли сделают ситуацию хуже. «Среди коллег глава агентства Наталья Корчак не пользуется никаким авторитетом», — рассказывает Леменов. Он убежден, что при таких условиях предложенные минюстом изменения, включительно с освобождением действующего руководства ведомства и дальнейшим избранием нового, действительно могут вывести ситуацию из тупика, разблокировав работу НАПК.

Правда, ценой перезапуска агентства опрошенные DW эксперты называют его большую зависимость от Кабмина. Так, для ускорения избрания нового руководства минимальное количество голосов членов конкурсной комиссии для передачи вопроса на рассмотрение правительства уменьшится с шести до пяти. В то же время количество членов комиссии останется прежней — по четыре представителя со стороны общественности и со стороны власти. Таким образом количество кандидатур может значительно возрасти. «Когда речь идет не о пяти, а о, скажем, 15 претендентов, значительно легче выбрать из них более лояльную к себе команду», — объясняет Юрчишин.

Среди других рычагов Леменов вспоминает обязательную регистрацию в минюсте не только нормативно-правовых актов НАПК, но и разъяснений и методических рекомендаций агентства. Эта норма не только противоречит действующему законодательству, которое не предусматривает государственной регистрации документов рекомендательного характера, но и может значительно ограничить независимость НАПК, считает аналитик.

Но больше всего подозрений экспертного сообщества вызывает норма о назначении временного исполняющего обязанностей председателя НАПК на время, пока не изберут нового руководителя агентства. Речь идет о человеке, которого произвольно назначает правительство. По мнению директора Центра политико-правовых реформ Николая Хавронюка, это сделает ее полностью зависимой от действующего главы правительства. И хотя срок полномочий председателя планируют ограничить четырьмя месяцами, Леменов опасается, что в будущем эти временные рамки попытаются всеми возможными способами расширить.

Президент против правительства?

При этом именно увеличение влияния правительства на НАПК, заложенное в законопроекте, может помешать его принятию, добавляет Хавронюк. В Администрации президента (АП) не позволят провести этот законопроект в Верховной Раде через борьбу с правительством за контроль над НАПК, прогнозирует эксперт. «В зале заседаний всегда найдется 20-30 человек от фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП), которые не проголосуют за этот документ, несмотря на принадлежность Гройсмана к президентской политической силы», — говорит Хавронюк. Так, 13 апреля за включение правительственного законопроекта в повестку дня не проголосовали 52 присутствующих в парламенте депутатов от БПП.

Юрчишин добавляет, что кроме конкуренции между правительством и АП на пути реорганизации НАПК стоит и общая незаинтересованность власти в существовании эффективного антикоррупционного агентства. «Большинство политиков самого высокого уровня с радостью демонстрируют свое стремление внедрять антикоррупционные реформы, но фактически их при этом саботируют», — резюмирует эксперт.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*