Главная » Новости » Археологические находки на Почтовой площади уничтожаются наследниками Орды

Археологические находки на Почтовой площади уничтожаются наследниками Орды

18133

В феврале 2015 года страну облетела сенсация: на Почтовой площади в Киеве открыты уникальные археологические находки.

Раскопки на Почтовой площади

Раскопки на Почтовой площади

Кличко писал тогда в своем Фейсбуке: «Тот, кто не бережет свою историю, не имеет будущего. Однозначно, эта уникальная находка должна быть сохранена». Тогда обсуждалась идея сделать под Почтовой музей. Сейчас эти идеи похоронены, артефактам грозит уничтожение.

Помните акцию «Украина без Кучмы»? Властям нужно было срочно сделать из Майдана обнесенный забором котлован. И его сделали под предлогом реконструкции площади и строительства «первого профессионального торгового центра “Глобус”». Строили впопыхах в три смены. Как всегда, археологи «мешали» строителям.

Развязка этого конфликта оказалась драматичной: в одну из темных июльских ночей драглайн дотла уничтожил Лядские ворота и раскопанные во время создания котлована конструкции Ярославова Вала (деревянные клети).

Экскаваторщик мотивировал свой акт вандализма классовой ненавистью мальчиков и девочек в джинсах и перчатках, которые ежедневно рылись на этом месте. Никто не наказан до сих пор. У археологов не возникало сомнений, что вор действовал не по собственной инициативе.

Эта история может повториться в любой момент на наших глазах. Городская власть готовится к Евровидению, пытаясь довести до ума все недостроенные объекты на тех городских площадях, где будет происходить праздник. Одна из этих них — Почтовая площадь. И вновь строителям мешают археологи. На этот раз под угрозой деревянные кварталы средневекового Киева.

Точка невозврата

В начале 2015 года киевским археологам повезло. Во время строительства подземного торгового центра на Почтовой площади им удалось выхватить из-под ковша несколько древних дубовых бревен. Находки стали научной сенсацией, которая несколько изменила представление ученых про средневековый Подол.

Это, что должно было стать уникальным музеем. Выкопанные части древнего Киева лежат на строительной площадке.

Срезы почвы свидетельствуют, что жизнь здесь кипела еще в докняжеские времена. Есть основания говорить, что город начинался именно отсюда и строился по тем же принципам военной демократии (равные по площади участки, одинаковый доступ к воде), что и первые города северной Европы, в частности Швеции.

Артефактами заинтересовался мэр столицы Кличко, и на некоторое время строительные работы приостановились. Это дало свой результат. Сначала в котловане нашли остатки заборов XII века, потом мостовую, очертания усадеб, датированные разными веками земляные гидротехнические и фортификационные сооружения и даже могильник.

А также множество мелких артефактов: монеты, княжеские печати, женские украшения, обломки керамической посуды. Заместитель директора Центра археологии Киева Юрий Кухарчук уверен: если позволят исследователям спуститься еще ниже, нас будут ждать новые открытия (но такого разрешения у них нет, потому что под угрозой могут оказаться конструкции будущего ТРЦ).

Но уже сегодня здесь можно было бы сделать реконструкцию квартала XII столетия. И, в принципе, археологи работали именно над этим проектом. В 2016 году КГГА провела тендер на работы по музеефикации, который выиграл Центр археологии. Поэтому впоследствии в новом торговом центре должен появиться еще и подземный музей, как в Европе.

Заглянув в современный торговый центр, люди могли бы смотреть через стекло на сохранившиеся части древнего Киева. Так мечталось и так должно быть. Некоторое время археологи и строители жили в мире и согласии, не вмешиваясь в работу друг друга.

Затем пришла беда. Ее первый предвестник: деньги на музеефикацию, которая должна выделить городская власть после упомянутого тендера, так и не появились. Директора Центра археологии Михаила Сагайдака строители перестали приглашать на совещания.

А инвестор (так в мэрии называют девелоперскую компанию, которая строит торговый заведение) вообще прекратил финансирование раскопок (по украинскому законодательству, археологические работы финансирует застройщик). Уже несколько месяцев археологи не получают зарплаты.

Руководитель раскопок Максим Вакулюк, перепрыгивая через весенние лужи, показывает нам уникальные колоды и рассказывает, что они гниют, а на их спасение нет денег.

Но это все полбеды. В течение почти двух лет в Центре археологии ждали план застройки. От этого документа зависело то, каких размеров должен был бы быть музей, в каких местах надо было делать залы и технические помещения и прочее. Наконец, в начале апреля этого года археологи получили долгожданные бумажки. И ужаснулись. Согласно плану, под музей выделили небольшую залу без учета реального расположения находок.

Это означает, что археологические памятники, которые сейчас занимают около тысячи квадратных метров, будут демонтированы. О какой «реконструкции» не говорится. В лучшем случае некоторые обломки снесут в одно из помещений с табличкой: «Музей древних улиц». То есть это не просто план, это план уничтожения древних киевлян — их трудов, их костей, их памяти.

Институт археологии НАН Украины отреагировал мгновенно: согласно его экспертного заключения, памятник мирового значения под угрозой, а поэтому любые строительные работы нужно прекратить. Это предписание не выполнено, наоборот, строят в ускоренном темпе.

Жизнь замерла лишь на том клочке, где стоит вагончик археологов. Почему вдруг возникла такая запарка? Официальных комментариев по этому поводу нет. Но не под диктофон наш источник в КГГА объясняет: «Да всем же понятно — на носу Евровидение, Почтовая почта — одно из мест, где будут проходить события конкурса. В начале мая все должно выглядеть красиво».

На практике это означает, что верхнюю часть ТРЦ будут доводить до ума как можно быстрее. Археолог Колчан опасается, что под предлогом безопасности, «с целью укрепления конструкции ТРЦ», весь раскоп накроют плитой.

У Михаила Андреевича большой опыт работы со строителями еще с советских времен, потому он знает, о чем говорит. Проводя для нас экскурсию, он показывает отверстия и другие технические приспособления под будущую плиту. Интуиция подсказывает ему, что точка невозврата — последние числа апреля.

Невидимое государство

Проблема Древнего Киева в том, что он невидим. Вряд ли рядовой киевлянин или гость столицы сможет ответить, где заканчивается град Владимира и начинается город Ярослава. Где расположена усыпальница Мономаховичей? В каком месте впадала в Днепр легендарная Почайна?

Поэтому, наверное, нам трудно почувствовать себя наследниками великого восточноевропейского государства. Киевская Русь для большинства из нас — это мультяшно-фольклорные образы, детские сказки и сухие буквы в учебниках истории. Мы не воспринимаем тех людей, которые подарили нам христианство, основы права, язык и землю как собственных родственников. И это, как минимум, неблагодарно.
Хотя древний город и невидимое, но оно существует.

Под ногами современных киевлян — десятки метров культурных слоев и миллионы костей (это не преувеличение). В парковых прудах, канализационных коллекторах и бетонных желобах продолжают свою жизнь летописные реки Лыбидь, Почайна, Глубочица, Сырец, Клов, Крещатик. Время от времени осыпаются склоны Замковой горы Щекавицы и Бабьего Яра, открывая свои тайны: остатки сооружений, могилы, пещеры и подземные ходы.

Стоят законсервированные фундаменты византийских храмов и княжеских дворцов.

Современные технологии дают возможность сделать невидимое видимым: воспроизвести церкви и княжеские дворы, вывести из бетонной трубы на свет Божий древнюю реку (по крайней мере на каком-то участке), сделать подземные музеи и реконструировать деревянные кварталы. Дорого?

Даже если делать с размахом и возводить, скажем, дворец князя Владимира из аутентичного материала, то есть из розового кварцита, выйдет не дороже, чем строительство большого торгово-развлекательного комплекса. Убыточно? Если эти объекты увеличат туристический потенциал города, то окупаемость — дело времени.

Но, выбирая между сохранением археологического памятника и строительством торгового заведения, городская власть выбирает последний. Так повелось еще с советских времен.

В 1972-1973 годах, во время строительства «синей» линии метрополитена, под Контрактовой площадью были найдены деревянные кварталы IX века. По подсчетам археологов, площадь застройки составляла около 100 гектаров.

Это была находка мирового уровня, которая позволяла утверждать, что Киев был одним из крупнейших европейских городов раннего средневековья. Тогда же архитекторы сделали первые эскизы подземных музеев.

Но партия решила, что метро для «советских трудящихся» важнее музея. Правда, древние кварталы простирались и на те участки, где не было метростроя. В районе Житнего рынка нашли четыре усадьбы и береговые сооружения возле реки Глубочицы. Но в этот раз оказалось, что трудящимся нужен современный крытый рынок.

На подольские раскопки наведывался первый секретарь компартии Украины Владимир Щербицкий и другие члены ЦК, чесали затылки и, наконец, решили вывезти средневековые срубы в музей под небом Пирогов, который также создавался в то время. Михаил Сагайдак вспоминает, как археологи выкапывали бревна, которые «светились». Как пытались их сохранить, вываривая в фенолспиртах и сахаре.
Как вывозили в Пирогов, мечтая, что со временем появится реконструкция. Не появилась. «Когда я там был в последний раз, — вздыхает господин Михаил, — нашел это все в ужасном состоянии. Сложно поверить, что из этой древесины еще можно что-то сделать».

Ради справедливости надо сказать, что небольшой подземный музей в советское время все же существовал — под нынешним майданом Независимости, в небольшом помещении стояли элементы Лядских ворот, их оригинальные пилоны. Этот музейчик, как и сама находка, были варварски уничтожены строителями во время очередной перестройки площади и создания «Глобуса» в 2001 году.
И вот теперь — очередной торговый центр и очередной раскоп.

Хотя, напомним, изначально ничто не предвещало беды. Наоборот, как только археологи открыли древние артефакты, в марте 2015 года, на раскоп лично посетил новоизбранный мэр Виталий Кличко, легким движением тяжелой руки приостановил строительные работы и собственными устами озвучил идею музеефикации. Горячо жал руки историкам.

Его свита развернула неслыханную деятельность: основала информационный штаб, создала телефонную горячую линию, чтобы каждый киевлянин в любой момент мог узнать, как идут раскопки и даже пообещала создать сайт, чтобы за работой археологов можно было бы наблюдать онлайн.

Верилось — наступил переломный момент. Невольно на ум приходили символические параллели. Казалось, что отныне в обществе изменятся правила игры, появится новое государство и, в то же время, из-под земли вынырнет Киевская Русь. Ведь мы продолжили дело предков: победили орду, освободили от нее и себя и Древний Киев.

Сегодня немного неловко за этот пафос. Потому что прошло два года, и все вернулось на круги своя: типичный конфликт, типичное развитие событий. Что же произошло? От кого же на самом деле должен был бы защищать киевлян и их предков богатырь Кличко?

Тесть Насирова и Саблезубая Блэни

Во время поисков конкретного лица, которому можно было бы задать конкретный вопрос, — почему вы уничтожаете археологические памятники? — у нас сложилось впечатление, что мы имеем дело с разветвленной подпольной организации. Которая, к тому же, имеет ключевые ячейки в государственных учреждениях. Начали мы с того, что открыли Публичную кадастровую карту Украины.

Теоретически любой гражданин может узнать о любое коммерческое строительство с этой карты, поскольку, согласно Земельному кодексу, участки, предоставленные под такую застройку, должны иметь кадастровый номер. И тут первый сюрприз — будущий ТРЦ в кадастровой карте отсутствует. На всем этом участке на карте обозначен лишь небольшой кружочек — церковь Рождества Христова. То кто и на каких основаниях тревожит кости мертвых?

История реконструкции площади вообще странная. Первоначально планировалось создание только пешеходной зоны над дорогой, что правильно. Но затем активисты выяснили, что под площадью будет торговый центр. Это было еще во времена Януковича.

На вагончиках строителей большими буквами написано «Альтис». Это та самая фирма тестя бывшего руководителя налоговой Романа Насирова, которая, по данным сайта «Наши деньги», последние несколько лет стабильно выигрывала государственные тендеры, по ходу минимизируя налоги.

Но, несмотря на такую репутацию, винить во всех бедах именно корпорацию «Альтис-Холдинг» было бы цинично и несправедливо. Ведь Альтис является лишь генеральным подрядчиком. Платят деньги — строит, не платят — не строит.

Строители работают на территории, находящейся под юрисдикцией коммунального предприятия с непроизносимым названием «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений города Киева» (далее — Дирекция).

Эта структура и является официальным заказчиком проекта. Получается, что торговое заведение — это государственно-коммунальный проект, который осуществляется на бюджетные средства? Нет. Деньги подрядчикам действительно идут «дорожно-транспортным транзитом», то есть через Дирекцию, однако их источник — не городской бюджет, а загадочный инвестор. Кто же он?

Намек на ответ можно найти в одном из тех самых вагончиков. Среди рабочего хлама к стене прикреплена распечатка фото: загорелая красавица в леопардовом купальнике на фоне дорогого авто. Как оказалось, эта картинка служит не только удовлетворению эстетических потребностей трудящихся.

Один из них кивнул нам с улыбкой: «Пусть висит, она нам деньги платит!»

История этого снимка такая. Весной 2013 года КГГА провела конкурс на строительство подземного торгово-развлекательного (по документам — «многофункционального») центра на Почтовой площади.
Тендер выиграла созданная за два месяца (!) до этого исторического момента папка с документами под названием ООО «Хэнсфорд-Украина». Немного странно, что, проведя конкурс и определив победителя, городские чиновники не оформили должным образом участок под застройку. Но факт есть факт.

Анализируя инвестиционный договор и копаясь в государственных реестрах, журналисты программы «Схемы» выяснили, что учредитель и директор фирмы — Марина Ткаченко. Единственное имеющееся досье на эту бизнес-леди говорит, что она любит дорогие авто и когда участвовала в конкурсе красоты компании «Nissan» под творческим псевдонимом Саблезуба Блєні (оттуда, собственно, и фото).

Городская общественность, конечно, не могла не обратить внимание на эту красоту. По версии журналистов программы «Следствие.инфо», леопардовый купальник связанный с Андреем Кравцом, который во времена Януковича возглавлял Государственное управление делами и считался «завхозом президента».

Базируется версия на том, что учредителем ООО «Хэнсфорд-Украина» является компания «Хэнсфорд-Импекс ЛЛП», которая, в свою очередь, является учредителем еще одной фирмы — ООО «Виас-Груп». У этого последнего общества с ограниченной ответственностью интересна юридический адрес: Бровары, вул. Кирова, 90, кв. 16. По этому же адресу зарегистрировано ООО «Дом лесника» (резиденция бывшего президента в Сухолучье) и другие структуры, которые имеют отношение к бизнес-окружения Виктора Януковича.

Место регистрации юридического лица — интересный факт, но вряд ли его можно считать окончательным доказательством. Наконец, во время создания юрлица действительно могли задействовать броварской «бизнес-инкубатор», но потом папку «Хэнсфорд-Украина» могли несколько раз перепродать. Например, кому-то из бизнес-окружения уже нынешнего гаранта Конституции.

Расставить все точки над «и» могут чиновники КГГА. Но на просьбу Общественного телевидения назвать инвестора Виталий Кличко ответил, что не может помнить всех инвесторов. Позже его подчиненные ссылались на то, что инвестиционный договор имеет пункт о неразглашении информации в отношении конкретных физических лиц.

Во всяком случае, мутная история с «инвестиционным конкурсом» показывает, как во времена Януковича (а возможно, и раньше) была создана схема коллективной безответственности, которая позволила передать уникальный участок неизвестным лицам. Времена меняются — схема работает.

Скрытый зарплатоплатитель (он же инвестор, он же выгодоприобретатель) подключает подрядчиков, подписывает акты выполненных работ, перечисляет денежные средства, но почему продолжает прятаться в тени. За несколько лет «Хэнсфорд-Украина» не создала даже сайта, а Марина Ткаченко не приняла участия ни в одной пресс-конференции и не дала ни одного интервью. Возможно, эта женщина и не была никогда реальным руководителем.

По крайней мере, на рабочие совещания под открытым небом на строительной площадке и на заседание в мэрии летает не леопардовая красавица, а довольно земной «представитель инвестора» Валерий Олейник.

В течение недели мы пытались получить хоть какой-то официальный комментарий. Так называемая «горячая линия», введенная в свое время мэрией, мужским голосом ответила, что не может говорить, поскольку находится на совещании, после чего абонент находился «вне зоны досягаемости».

Представитель инвестора Олейник сквозь грохот строительной техники попросил перезвонить через неделю. Председателя Дирекции дорожно-транспортных сооружений на рабочем месте не застали. Единственный, кто ответил на звонок, — руководитель департамента культуры КГГА Диана Попова. Беседа оказалась жесткой и несколько сжатой.

— Почему не состоялся проект музеефикации, почему даже сама идея сохранения средневековой достопримечательности «сливается»? — спросили мы.
— А почему вы задаете это вопрос мне?
— Потому что вы — мэрия, и ваш руководитель два года назад сам озвучил эту идею…
— Никто ничего не «сливает», — раздраженный голос госпожи Дианы стал еще более раздраженным, — откуда вы взяли?
— Археологические памятники уничтожаются…
— Никто их не уничтожает. Центр археологии выиграл тендер…
— Ну смотрите, реального финансирования нет, археологам денег не платят, раскопки остановлены.
— Ну, извините, не платят — это жизнь. Так бывает. Но это не означает, что музеефикации не будет. Какие еще вопросы?
— Но ведь господин Сагайдак…
— Почему я должена комментировать домыслы господина Колчана? — в трубке слышался праведный гнев. — Музеефикации нет потому, что Михаил Сагайдак не выполнил свои обязательства — не закончил археологические раскопки и не предоставил ни информации о площади, которая нужна для музеефикации, ни самой концепции музеефикации. Что вам еще сказать?
— Кто выгодоприобретатель строительства ТРЦ?
— Вигодо… что? — попросила Диана, и в ее тоне мелькнула нотка кисловатого отвращения.
— Есть такой юридический термин — выгодоприобретатель. То есть кто должен, наконец, получить экономическую выгоду от строительства ТРЦ? Какие физические лица?
— Там сейчас строительная площадка. Ваш вопрос некорректен — разве кому-то может принадлежать стройплощадка?
— Может. Кто выгодоприобретатель строительства?
— Не знаю. Есть инвестор. Есть заказчик. Какие вопросы ко мне?
— Почему уничтожаются археологические памятники, почему не состоялся проект музеефикации?
— Повторяю: потому что археологи не закончили свои работы, потому что господин Сагайдак не предоставил информации, сколько метров нужно для музеефикации…

Передаю слова Дианы Поповой археологам. Среди них выделяется колоритный мужчина с кольцом в левом ухе и печальными глазами. Это археолог и реставратор Денис Милицин, который часами может рассказывать о древние монеты и солдатские люльки, которые он выкопал на Почтовой.

— Диана говорит, что денег нет, потому что такова жизнь, — мои слова возвращают его в современность.
— Такова жизнь, — Денис запускает руки в карманы. — После Пасхи сами копейки остались… Что еще говорила?

От недоброго предчувствия его глаза становятся еще печальнее. Они много видели. Денис отслужил в АТО. Повоевал под Мариуполем, Дебальцево пережил, был контужен… Когда наши взгляды встречаются, мне трудно повторить фразу Поповой о том, что во всем виноваты археологи.

— Что еще говорила? — настаивает Денис.
— Что все будет хорошо, — вру я.

18 апреля в Центре археологии Киева состоялась пресс-конференция. Глава Центра Михаил Сагайдак публично отверг обвинения в том, что археологи не выполняют своих обязательств по хозяйственным договорам. И в очередной раз рассказал о том, что раскопки под будущим торговым центром занимают более тысячи квадратных метров, а по плану застройки предполагается создать небольшой музей на 110 квадратов.

Мы не прокуратура и не НАБУ, мы не можем изъять акты выполненных работ и проверить документооборот между несколькими государственными учреждениями. Все, что мы можем, — анализировать факты, которые есть в общем доступе. А на поверхности такое: деревянные срубы гниют.

На их сохранение у археологов нет ни средств, ни помещения. Сами раскопки прекращены. Это означает, что госпожа Попова лукавит, когда говорит, что памятники никто не уничтожает.

Тот аргумент, что археологи не предоставили плана и концепцию музеефикации, которая бы включала количество необходимых метров под музей и технические помещения, выглядит не очень убедительно.
Во-первых, сами археологи утверждают, что не только прописали соответствующие параметры, но и прислали эту информацию и в мэрии, и в комитет Верховной Рады, и в Министерство культуры. А во-вторых, любой, в том числе Диана Попова, может спуститься под Почтовую площадь и собственными глазми увидеть «план музеефикации» в масштабе один к одному.

А вот те обязательства, которые публично брала на себя мэрия, не выполнены. Горячая линия, как мы убедились, не работает. Никакого «информационного штаба» нет. Нет и сайта, с помощью которого украинцы могли бы наблюдать в режиме онлайн за раскопками. Это означает, что госпожа Попова опять лукавит, когда говорит, что идею музеефикации никто не сливает.

Но зачем в свое время сама мэрия вводила все эти инициативы? Логично предположить, что два года назад, когда старая власть ушла, а новая только начинала свою бурную деятельность, произошел своего рода «технический сбой» во время передачи дел.

Возможно, только благодаря этому «недоразумению» археологи наконец получили возможность исследовать подольскую террасу, а мы узнали про древний город под нашими ногами. Однако сегодня дела передали, и все возвращается на круги своя.

Вечная битва

Кафе на Сагайдачного. Мы с Тарасом пьем кофе и размышляем над тем, кому принадлежит Разделение. Тарас — бывший директор девелоперской компании и в совсем уж далеком прошлом — философ. Мы знакомы еще с университетских времен.

Когда я понял, что собственными журналистскими силами не сможем за короткий срок размотать клубок коммерческих интересов вокруг подземного ТРЦ, обратился к нему — вдруг что-то знает. Он сказал, что ничего не знает и на всякий случай попросил не упоминать его фамилию в публикации. Но на встречу пришел.

Пока я рассказываю ему все, что мне известно о «Хэнсфорд-Украина», красные фонарики — элемент интерьера — отражаются в очках-капельках моего собеседника, и взгляд Тараса время от времени становятся зловеще-вампиричним.

— Чтобы ты понимал, случайных застройщиков в историческую часть города не пускают и никогда не пускали, — вводит меня в курс дел Тарас. — Только с личной санкции мэра.

Делает глоток и продолжает:
— А о Почтовой… Чтобы ты понимал правила игры. Там есть такие помпезные новостройки возле фуникулера. Одна из них — Хорошковского. Не напрямую, конечно же, а через оффшор, однако сути это не меняет. Так вот, он там выбил себе участок, когда еще был главой СБУ. На месте исторического особняка. В мэрии тогда работал такой себе Рома, выдавал разрешения на застройку в исторических зонах. Рома, конечно же, был в меру коррумпированный, но тут ему стало «за державу обидно». И он Хорошковскому отказал.

Вампирчики очков Тараса нехорошо выстреливают:

— Чтобы ты понимал. На Рому завели дело, закрыли в СИЗО. После этого он разрешение подписал. Такое не забывается. С археологами тоже никогда особо не цацкалися: во время строительства деревянные бревна вывозили как строительный мусор. Археологов просто пытались не подпускать.

В этот момент я вспоминаю рассказ Михаила Сагайдака перед строительством развязки на Почтовой его вызвали на ковер в Министерство культуры и сказали: «Пусть строят, а ты стой рядом и фотографируй». Смысл этого фотографирования заключался в том, чтобы формально выполнить законодательную норму об обязательном проведении археологических работ.

— Поэтому если кто-то в мэрии говорит, что имя какого-то «инвестора», — Тарас произнес это слово с отвращением, — неизвестно — не верь. Если Кличко говорит, что не знает, — он лукавит. Формальный заказчик строительства — коммунальное предприятие, как оно…

— Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений города Киева.

— Ага. Так вот, формально — все вопросы к нему. А реально директор этого предприятия без отмашки Кличко никогда бы никакого инвестора на Почтовую бы не пустил…

— Это еще до Кличко было, — поправляю я. — Конкурс, в котором выиграл «Хэнсфорд-Украина», производился с времен мэра Попова.

— Да. Но все эти договорняки уже благословил Кличко — те же схемы, те же игроки…

— Думаешь, узнать, кому будет принадлежать ТРЦ нереально?

— В принципе, реально. Редко кому удается спрятать так, чтобы никто не нашел. Есть цепочка из двух-трех офшоров… Можно писать запросы, поднимать реестры, но какова цель? Если цель сохранить памятник, то не успеешь — это дело не одного месяца. Да и зачем. Ну, выйдешь ты, например, на завхоза Януковича. И что ты у него спросишь?

— На каких основаниях вы уничтожаете… — я начинаю чувствовать себя идиотом.

— Он расскажет, что заложник ситуации, — перебивает Тарас. — Что потратил кучу денег, а формально ему ничего не принадлежит. И будет, кстати, прав. Для этого инвестора — кто бы он ни был — единственный способ хотя бы частично вернуть средства — договариваться с мэром. Что в КГГА скажут, то и будет делать. Скажут уничтожить бревна — уничтожит, скажут сделать музей — сделает. Поэтому если тебе надо знать имя реального выгодоприобретателя… — очки Тараса вновь горят красным огнем, — запиши: Кличко. Это чтобы ты понимал.

С тяжелым сердцем иду по улице. В сумерках растворяется Подол, со стороны Почтового легкий ветерок доносит грохот строительной техники. Почти вечная борьба Древнего Киева с ордой продолжается.

Ключевое слово здесь — «почти». Потому что метафорическая орда не такая уж и метафорическая — она регенерируется на наших глазах. А вот каждая уничтожена колода древнего города теряется навсегда. При таких раскладах рано или поздно орда победит…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*