Зиявудин Магомедов поставил ЕБРР на рельсы

Вагоны

Парк из почти 2,4 тыс. грузовых вагонов, которая частная компания «Интерлизинвест» приобрела при президенте Викторе Януковиче за деньги ЕБРР, в данный момент по решению украинского суда находится в оперативном управлении компании, связанной с российским бизнесменом Зиявудином Магомедовым, а не «Укрзализныци». Редакция решила разобраться в тонкостях процесса.

Экспедиторскую компанию «Интерлизинвест» основали еще в 2005 году. Регистрировали ее на нидерландскую фирму Interleaseinvest Ukraine B.V. компании по управлению активами «Парангон», которую контролирует бывший министр обороны Павел Лебедев и его супруга Людмила. По данным СМИ, партнерами по бизнесу являлись родственники днепровского бизнесмена Леонида Юрушева.

Экс-министр обороны Лебедев

В начале 2010-х годов холдинг Inter Car Group, которую возглавлял Лебедев, начала переговоры с ЕБРР о выдаче кредита на приобретение грузовых вагонов. Глава банка Томас Миров считал, что необходимо переориентировать инвестиции в железнодорожную отрасль с государственного на частный сектор. Европейцы тогда заявляли, что хотят кредитовать «Интерлизинвест» в рамках частичного финансирования приобретения около трех тысяч грузовых вагонов. На тот период фирма уже владела более 1,2 тыс. вагонов. Общая сумма заявленного проекта составляла 300 млн долларов (таким образом, в проект заложена оценка стоимости вагона в среднем в 100 тыс. долларов, что превышало текущую цену на полувагон на уровне 75 тыс. долларов).

В сентябре 2011 года компания заключила с ЕБРР договор на кредитную линию в 150 млн долларов, получив 90 млн долларов под залог подвижного состава и компании на покупку железнодорожных вагонов у криворожского ПАО «Дизельный завод», принадлежащего опять-таки Леониду Юрушеву. Позже, под залог банка отошли новые вагоны «Интерлизинвеста», закупаемые за деньги иностранцев. Суммарно сделку обеспечили 2 387 грузовых вагона (2008-2012 годов постройки — Ред.).

Рейдер №1

Проблемы у компаний начались вскоре после бегства президентской «крыши» из страны. В декабре завели дело о банкротстве «Дизельного завода». У «Интерлизинвеста» начались проблемы с обслуживанием долгов перед европейцами из-за сокращения прибыли предприятия.

После бегства Лебедева в Крым (до сих пор в розыске — Ред.), фирму и вовсе решили «отжать» рейдеры во главе с Геннадием Корбаном.

Подделав уставные документы, фирму дважды перепродали за 100 тыс. гривен. Конечным владельцем стала оффшорная компания Vesta Services Ltd. В «Интерлизинвесте» тогда заверяли, что в операции участвовал миноритарный партнер Лебедева Сергей Ракитин.

Параллельно в ГПУ начали уголовное производство № 12014100010009026 по признакам мошенничества, присвоения и растраты имущества, захвата имущества компании, самоуправства, подделке документов и служебной подделке (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 190, ч.ч. 3, 5 ст. 191, ч. 3 ст. 206-2, ст. 356, ч. 1 ст. 358, ч. 1 ст. 366 УК).

Геннадий Корбан

После смены руководства компании в 2014 году офис «Интерлизинвест» перерегистрировали в здании, собственником которого является его супруга Татьяна. Топ-менеджером предприятия стал сын Ракитина Денис Денисенко. Семейство вело переговоры и распоряжалось вагонами компании.

Следователи установили, что подвижной состав передали компании «Днепротранслогистика», связанной с окружением олигарха Игоря Коломойского и зарегистрированной на офшорные фирмы. После передали ООО «Негосударственная служба безопасности «Меркурий». Компания в декабре того же года передала грузовой парк в аренду каменскому предприятию «Интерлизингинвест Юкрейн АГ», основанному сейшельским офшором REMART INTER LTD за месяц до этого. Данная фирма числится учредителем компании «Днепркартранс» вместе с Денисенко и Ракитиной. Интересно, что в компании также работала некая Антонина Борисова, чья родственница Яна Джугла – инспектор налоговой Каменского, а ее супруг Максим трудится на Приднепровской железной дороге.

Новые веяния

Vesta Services Ltd смогла неплохо заработать на бизнесе Лебедева. Весь подвижной состав под ее управлением, по информации прежнего руководства компании, передавался в аренду транспортной компании «Лемтранс» Рината Ахметова. Ежемесячно в тень выводилось порядка 14 млн гривен. Если учесть, что нидерландский офшор Лебедева восстановился в правах собственника только в феврале 2016 года по решению хозсуда Днепропетровской области, Vesta Services Ltd успела заработать на аренде вагонов в целом не менее 240 млн гривен.

В начале февраля Печерский райсуд заблокировал электронные ключи доступа к Автоматизированному банку данных парка грузовых вагонов ООО «Интерлизинвеста» для организации охраны, соответствующего хранения, проведения текущего ремонта и обслуживания, а также оперативного управления ООО «Спецвагон Транслизинг». Однако уже 17 февраля в Генпрокуратуру поступило ходатайство «Укрзализныци», что в случае ареста такого большого числа вагонов без их фактического использования приведет к тяжелым экономическим последствиям в условиях дефицита подвижного состава. Вскоре Печерский суд принимает новое определение, по которому ООО «Спецвагон Транслизинг» получает право коммерческого использование вагонного парка «Интерлизинвеста» с возможностью передавать его в аренду и оперативное управление третьим лицам.

Компания тут же переуступила вагоны дочернему предприятию «Трансгарант-Украина», основанному российским железнодорожным перевозчиком «Трансгарант». Компания входит в группу крупнейшую частную транспортно-логистическую структуру РФ FESCO. Ее основным бенефициаром является бизнесмен Зиявудин Магомедов.

Магомедов

Таким образом, вместо того, чтобы передать вагоны в оперативное управление «Укрзализныце», суд и ГПУ решили вручить их частной фирме, дав ей дополнительную возможность для заработка. В дальнейших публикациях редакция раскроет новые детали «вагонного» кредита ЕБРР.

Справка

Зиявудин Магомедов занимает  93-е место в списке самых богатых людей РФ по версии Forbes.  В 1993 году со старшим братом Магомедом, двоюродным братом Ахмедом Билаловым и другими партнерами создал компанию «Интерфинанс», которая управляла активами «Зарубежнефти» и «Техмашимпорта». В 1995 году партнеры купили банк «Диамант». Его группе  «Сумма» принадлежит Новороссийский морской торговый порт (25%), группа FESCO (50%), «Якутская топливно-энергетическая компания» (более 90%), «Объединенная зерновая компания» (50% минус одна акция). Магомедов — владелец венчурного фонда Caspian VC, который вложил около $50 млн в Uber, Uber China, Diamond Foundry, Hyperloop Tech. В 45 лет официально поменял имя с Зияудина на Зиявудин.


Автор: Александр Бондарь

Александр Бондарь - начинающий журналист (1999-ого года рождения), в прошлом программист, выпускник КПИ. Прошел путь от блогера до штатного автора.

Интересные новости

Медицинская страховка для выезда за границу: что почем?

Что скрывают производители мороженого ООО Три Медведя: развод на цирроз печени

Вадим Сергиенко

«Культ Бандеры» в цифрах: как отказаться от того, чего нет

Оставить комментарий