«Культ Бандеры» в цифрах: как отказаться от того, чего нет

Качинский

«С Бандерой они в Европу не войдут!», — сказал Ярослав Качиньский, председатель партии «Закон и справедливость», которая контролирует обе палаты Сейма. Не будет преувеличением сказать, что Качинский контролирует не только Сейм, но также принятия решений еще в двух домах – Канцелярии Председателя Совета министров и резиденции Президента Польши. Именно поэтому отголоски позиции Prezesa сразу прозвучали из уст польского президента Анджея Дуды и влиятельных депутатов правящей партии.

Качинский
Качинский

Полная цитата Ярослава Качиньского из интервью еженедельника «Do Rzeczy» звучит так:

«Мы не можем годами соглашаться, чтобы в Украине строили культ людей, которые совершили геноцид в отношении поляков, к тому же такой, что хоть и трудно превзойти в жестокости немцев, но они их превзошли. Коротко говоря, то дело определенного выбора Украины. Я четко сказал господину президенту Порошенко, что с Бандерой они в Европу не войдут. Для меня это понятное дело, потому что мы демонстрировали огромное терпение, но есть его границы.»

Что переполнило чашку терпения Ярослава Качиньского? Как «культ Бандеры, Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии» проявляется в исторической политике украинских государственных институтов?

Все можно посчитать. Если основой «исторической политики» является культ Бандеры, ОУН и УПА — можно предположить, что упоминания «объектов культа» будут появляться несколько чаще, чем других элементов этой политики.

Комеморативные указы Президента Украины, «календарные» постановления Верховной Рады, тематика памятных монет и почтовых марок, содержание официального сайта Украинского института национальной памяти, количество новых памятников Степану Бандере и улиц в его честь – все это позволяет оценить масштабы «бедствия».

Указы Президента Украины

От инаугурации Петра Порошенко к моменту, когда Ярослав Качиньский выразил ему свое недовольство, на официальном президентском веб-странице появилось почти 1600 указов. Однако исторической политики касаются лишь 43 из них.

Абсолютное большинство этих указов выходят каждый год и регламентируют особенности празднования государственных праздников: Дня Соборности, Дня Конституции, Дня Независимости. Таких указов за почти тысячу дней президентства Порошенко больше всего – 14.

Событиям Майдана и подвига Небесной сотни посвящено 7 указов.

Почтение памяти жертв Голодомора, 75 годовщина массового убийства киевских евреев в Бабьем Яру, память о Второй мировой войне – каждая из этих тем нашла отражение в 4 указах.

Один из двух «персональных» указов был связан с празднованием 150-річяя историка и соучредителя УНР Михаила Грушевского. 100-летие самой Украинской республики и Украинской революции 1917-1921 годов является еще одним важным «историческим» указом.

В категорию «Другие» попали указы, которыми устанавливался День Защитника Украины, отмечались годовщины Чернобыльской катастрофы, основания Украинской Хельсинской группы, 200-летие Михаила Вербицкого и 150-летия первого исполнения главного произведения его жизни – Украинского гимна, 500-летия Реформации в Украине.

Среди указов Президента Украины нет ни одного, где бы упоминались Степан Бандера, ОУН или УПА.

Поиск по сайту Президента Украины не находит ни одного сообщения или документа, где бы упоминался Степан Бандера. Президентские спичрайтеры не смогли вспомнить, чтобы текст какой-нибудь президентской речи содержал упоминания о проводника ОУН.

В этом контексте из всех публичных выступлений Петра Порошенко упоминается лишь оговорка «Циничные бандеры» (вместо «циничные бандиты»).

ОУН и УПА упоминаются лишь в нескольких публичных выступлениях Президента Украины.

Постановления Верховной Рады

Ранее украинский парламент ежегодно выпускал десятки «календарных» постановлений, которыми устанавливалось государственное празднование важных исторических дат.

От 2014 года вместо десятков парламент выпускает одно постановление «О праздновании памятных дат и юбилеев», которая включает в себя все памятные даты на следующий год. Постановление на 2015 год содержала 67 памятных дат, постановление на 2016 год – 95, а нынешняя – 94.

Три постановления вместе охватывают 256 памятных дат в 2015-2017 годах. Из них только 9 посвящены событиям и личностям, которые связаны с ОУН и УПА. Этот перечень включает и празднования 75-летия УПА в октябре 2017 года.

На культ это, кажется, «не тянет». Особенно в сравнении с лицами и событиями, что связанные с Украинской революцией 1917-1921 годов. Календарные постановления ВРУ насчитывают 35 таких памятных дат.

Памятные монеты и марки

В 2014-2016 годах Национальный банк Украины выпустил 108 памятных монет. Укрпочта выпустила за то же время 87 художественных марок. Тематике Украинской революции посвящено 11 монет и 1 марка (к 150-летию Михаила Грушевского). На сайтах НБУ или Укрпочты не удалось найти ни одной монеты или марки 2014-2016 годов, которые были посвящены Бандере, ОУН или УПА.

Деятельность Украинского института национальной памяти

В глазах многих людей в нашей стране и за ее пределами Украинский институт национальной памяти под руководством Владимира Вятровича – оплот и крупнейший проводник «бандеризации».

Парадокс заключается в том, что в первый год его руководства в публикациях официального сайта УИНП имя Степана Бандеры не появляется ни разу.

В течение почти трех лет – с апреля 2014 до января 2017 года – это имя упоминается 19 раз.

В рубрике «Новости» появилось близка 1300 публикаций от момента, когда институт возглавил Вятрович и до момента, когда Качиньский решил поделиться своим видением украинских проблем.

К теме декоммунизации УИНП обращался чаще всего – это пятая часть всех новостей сайта.

14% новостей УИНП связанные с историей Второй мировой войны. Это понятно: на 2014 год пришлось 75-летие ее начала, а на 2016 год – 70-летия ее завершения, а российская пропаганда больше всего манипулировала именно с этим периодом истории ХХ века.

Чуть больше 8% новостей сайта посвященные теме Голодомора 1932-33 и массового голода 1946 года.

На четвертом месте – тематика Майдана и Революции Достоинства.

И лишь на пятом месте новостей сайта УИНП, менее 5% – это тематика ОУН и УПА.

В течение всего времени Украинский институт национальной памяти не подготовил ни одной книги или выставки, которая бы была полностью посвящена Бандере, ОУН или УПА. Первая информационная кампания, которая посвящена непосредственно УПА, стартовала через два дня после сенсационных заявлений Ярослава Качиньского.

Законы, «что глорификуют УПА»

9 апреля 2015 года с подачи УИНП украинский парламент принял пакет из 4 законов, которые более романтичные украинские политики называли «Законами Чистого четверга», а польские – сразу объявили «глорифікують УПА».

Судя по результатам поиска в Google, первым эту формулировку употребил бывший премьер-министр Польши, лидер польских левых Лешек Миллер. Тогда он объявил, что принимающие эти законы, «Украина посадила Польше нож в спину». Одновременно он заявил, что «В мифе УПА строится современная идентичность Украины».

Эти формулировки живо подхватили польские медиа различного мировоззренческого и политического направления.

Анализ того, как польские сми освещали содержание «декомунизационного пакета», стоило бы описать отдельно. Здесь – только самые главные наблюдения.

Значительная часть материалов, которые Google находит в ответ на запрос «законы, глорифікують УПА», содержит 4 вида манипуляции.

Большинство таких материалов убеждают своего читателя, что закон устанавливает уголовную ответственность за «отрицание целесообразности их борьбы», имея в виду бойцов УПА.

В действительности закон не содержит никакой криминализации.

Пункт 1, статьи 6 Закона гласит: «Граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, которые публично проявляют пренебрежительное отношение к лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, препятствующие реализации прав борцов за независимость Украины в XX веке, несут ответственность в соответствии с законодательством».

То есть закон здесь крайне нечеткий, потому что не содержит никаких відсилок Уголовного, или Гражданского кодексов. Формулировка была навязана Радикальной партией Ляшко и в этой редакции является юридически никчемным и бессмысленным, ведь его невозможно применить на практике.

Манипуляция содержанием этой статьи родила повсеместное теперь в Польше убеждение, что за слова в отношении преступлений, совершенных членами упа, в Украине будут сажать в тюрьму историков, журналистов, политиков и всех, кто «не так» выскажется относительно бандеровцев. И в этом давлении на свободу высказываний заключается новая политика украинского государства.

На деле статья 5 этого закона утверждает, что «Государство обеспечивает всестороннее изучение истории о борьбе и борцах за независимость Украины в XX веке.» И в умалчивании этого требования закона заключается вторая манипуляция в польских медиа.

Третья манипуляция заключалась в том, что большинство польских публикаций не сообщала своим читателям о том, что ОУН и УПА – это только две позиции в списке. Целый перечень насчитывает около 60 таких позиций и охватывает несколько сотен политических и общественных объединений, воинских соединений и парамилитарных образований: от военных и государственных учреждений УНР и заканчивая Украинской Гельсинською группой и «Движением». То есть целью этого закона вообще не было какое-то специальное прославление двух (и только двух) формаций.

На деле основное намерение состояло в устранении определенной несправедливости: в независимой Украине, те кто за нее боролись, оказались в худшем правовом статусе, чем те, кто боролся против них. Много ветеранов НКВД, МГБ и КГБ имели льготы и правовой статус «ветеранов войны», хотя занимались борьбой с оккупантами, как с «чуждими элементами» в тылу.

Наконец, четвертая – это манипуляция контекстом.

Значительная часть польских сми не проинформировала, что украинский парламент в тот день проголосовал не один, а четыре законы, которые «переформатировали» историческую политику Украины.

Первый – осуждал любые проявления тоталитаризма и требовал устранения из публичного пространства его символов и элементов пропаганды. Второй – обеспечивал открытый доступ к тайным архивам коммунистических спецслужб. Третий – говорил про Вторую мировую войну 1939-45 годов вместо глорифікації советского мифа «Великой Отечественной войны». Речь шла о нейтрализации именно того мифа, который стыдливо избегал загадок, что эту войну в сентябре 1939 года начали Гитлер и Сталин агрессией против Польши.

Переименования и памятники в честь Бандеры

Эти законы действуют.

Сайт Украинского института национальной памяти сообщает, что в Украине в рамках декоммунизации переименованы 51 493 площади и улицы. На честь Степана Бандеры назвали 34 из них. Это – 0, 07% от общего количества переименований.

В течение этого же времени было демонтировано 2389 памятников, пропагандировали тоталитарный режим. Зато за три года после Революции Достоинства было установлено 4 (четыре) новых памятника Степану Бандере. Это 0,02% от количества демонтированных.

Все памятники Бандере были установлены за счет местных общин. Из государственного бюджета на эти проекты денег не выделяли.

Как чувствует себя бандеризованное население? Социология

В течение последнего времени в Украине проведено несколько социологических исследований, которые исследовали отношение украинцев к Бандере, ОУН и УПА.

Наиболее репрезентативным является исследование «Что объединяет и разъединяет украинцев»(4413 респондентов), которое Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива провел на рубеже 2014 и 2015 годов.

Согласно этому исследованию, положительно Степана Бандеру оценивают 12,5% опрошенных. Негативно – 19,8%

Бандера и дальше остается региональным героем. На Галичине положительно воспринимают его вклад в историю 47% (отрицательно – 1%), на Волыни позитивное восприятие проводника ОУН – 34,7% (отрицательное – 6,8%).

Исследование, которое проводил Институт социологии НАНУ летом 2015 года (1802 респонденты), показывает подобный уровень симпатий к Степану Бандере – 12,9%.

На этом хорошие новости для Ярослава Качиньского заканчиваются: Бандера в своих симпатиях уступил Леониду Брежневу (13,2%). Однако о «брежневизации» Украины помощники, очевидно, не стали рассказывать своему шефу.

Итоги «бандеризации»

«Культ Бандеры» в течение 2014-2016 годов в цифрах выглядит так:

Указы Президента – 0

Постановления Верховного Совета:

* относительно Бандеры персонально – 0

* упоминания дат, связанных с ОУН или УПА – 3,5%

Памятные монеты Нацбанка Украины – 0

Марки Укрпочты – 0

В деятельности Украинского института национальной памяти:

* Упоминаний на сайте Степана Бандеры – 1%

* Упоминаний ОУН или УПА в новостях сайта – 4,9%

Книг о Бандере, ОУН или УПА – 0

Выставок о Бандере, ОУН или УПА – 0

Местное самоуправление:

* Памятников Бандере – 0,02% от количества демонтированных памятников коммунистического режима

* Улиц в честь Бандеры – 0,07% от количества всех переименований

Украинцы относятся к Степану Бандере:

* 12,5% — положительно

* 19,8% — негативно

Итак общий вывод относительно «культа Бандеры»: сложно отказаться от того, чего в Украине нет.

Осталось кратко прокомментировать первую часть процитированной в начале фразы Ярослава Качиньского:

«Мы не можем годами соглашаться, чтобы в Украине строили культ людей, которые совершили геноцид в отношении поляков, к тому же такой, что хоть и трудно превзойти в жестокости немцев, но они их превзошли.»

Чтобы осознать глубину этой фразы – ее стоит разместить на фоне фото с лагерей Аушвиц и Майданек.

Относительно того, как украинцы восприняли эту фразу, нет социологических исследований. Но из обсуждения в социальных сетях и в украинских медиа выходит, что эти слова были восприняты в контексте российской пропаганды и ее рассказов о «распятых мальчиков».

Это та реальность, в которой российскую вооруженную агрессию называют «украинским кризисом», преступников и убийц повстанцами и ополченцами, солдат страны агрессора – «вежливыми людьми» и «зелеными человечками».

Слова Ярослава Качиньского о «культе Бандеры» легли в парадигму этой новой реальности – мира пост-правды.


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

Из-за компьютерного сбоя в British Airways (ВА) были отменены все рейсы

Банкротство АТФбанк в семейный карман Есимова-Есенова: что скажет Самрук-Казына?

Взорванный пирятинский депутат Александр Жайворонок не был членом ОПГ

Оставить комментарий