ТОП-10 потребностей связистов ВСУ

Связисты ВСУ

Бывший мобилизованный подытожил потребности войск связи в Вооруженных Силах Украины. Покажите этот рейтинг специалистам в Генштабе, знакомым бизнесменам и волонтерам.

Связисты ВСУ
Потребности связистов ВСУ

Несмотря на определенное наполнение ВСУ современными цифровыми средствами связи, в армии существует много нереализованных технологических и организационных потребностей.

Некоторые из них “закрывают” волонтеры, без некоторых привыкли обходиться, некоторые решаются самодельно.

Каждая из этих потребностей — шанс для бизнеса сделать армейский связь более эффективным, создать рабочие места и заработать деньги.

Если, конечно, удастся уговорить руководство соответствующего главного управления все это закупить.

1. Электропитание — бич полевых средств связи

Волонтерские бытовые бензо — и дизель-генераторы не приспособлены для длительной работы, не дают достаточно стабильных параметров напряжения и частоты, жгут аппаратуру и демаскируют подразделение шумом.

Их, генераторный, «зоопарк» усложняет сервисное обслуживание и учет ГСМ [горюче-смазочных материалов]. О звуковое экранирование не идет вообще, и, случайно, телеком-оборудования, особенно радио — не может нормально работать, когда рядом стучит “дырчик”.

Срочно нужны стандартизированные генераторы — малошумные, в контейнерном исполнении.

Кроме генераторов, нужно много источников бесперебойного питания, известных в офисах как UPS [Uninterruptіble Power Supply] — также в полевом исполнении, с системами ухода за аккумуляторами и встроенной защитной автоматикой.

Нужны прочные кабели электропитания, потому что сейчас часто их роль играет “польовка” [полевой телефонный провод — Ред.]. Все это оборудование должно быть хорошо экранированным и заземленным.

Требуют модернизации системы электропитания КШМ [командно-штабных машин], которые восстанавливаются на ремонтных заводах.

Советские системы электропитания КШМ были сделаны основательно, но порой не подлежат восстановлению. А также не стандартизированы для использования современных средств.

Вместо воевать с аккумуляторными батареями, лучше уже установить новые источники бесперебойного питания (UPS). И хорошо бы при восстановлении тщательно проверять заземление и електронаведення.

Желательно чтобы новые системы электропитания соответствовали по габаритам старым: например, генератор умещался бы в соответствующую нишу командно-штабной машины Р-142, а не “катался” в штабном отсеке; современные аккумуляторные батареи и автоматика управления также занимали штатные места.

2. Полевой телефон

Вооруженные Силы испытывают насущную необходимость в новом полевом телефонном аппарате — назовем его условно «тапік 2.0».

Действующий ТА-57 надежный, выиграл не одну войну, но морально устарел, тормозит развитие информационно-телекоммуникационных технологий в армии, и вообще стыдно.

Не говоря уже, что современный ТА-57-У уступает по надежности бывшему.

Существует также проблема нестандартизированных аккумуляторов, которые также постепенно выходят из строя.

Армии позарез нужен цифровой полевой телефон с:

— цифровой клавиатурой или без нее, с одной программируемой кнопкой вызова),

— тоновым набором,

— быстрым набором,

— динамик для «громкой связи»,

— возможностью подключения не только к “польовки”, а к портам FXS [Foreign eXchange Subscriber — стандартный разъем для подключения аналогового телефона — Ред.] полевых телекоммуникационных комплектов.

Опционально телефон может содержать DSL-модем [Digital Subscriber Line, цифровая абонентская линия — технология скоростной передачи данных по медным телефонным кабелем] и принимать шифрованный цифровой поток SRTP [Secure Real-time Transport Protocol — протокол передачи шифрованных потоковых данных, применяется в IP-телефонии].

О стандартизированную аккумулятор и возможность питания от бортовой сети КШМ уже сказано.

Желательно также, чтобы схема этого аппарата была открыта — чтобы производить и ремонтировать его могло не одно предприятие.

Если же украинская промышленность не в состоянии выработать такой телефон, то стоит закупить его — хотя бы у китайцев.

А связистам сделайте хотя бы нормальный неубиваемый переходник с польовки на RJ11 и RJ45 [Registered Jack, RJ11 — стандартный разъем для подключения аналогового телефона, RJ45, стандартный разъем для подключения кабеля Ethernet — Ред.].

3. Изменение концепции штабной машины: меньше и универсальнее

Первый важный момент — командно-штабные машины надо изменить на более компактные.

Современное телеком-оборудование занимает мало места, советские командно-штабные машины (КШМ) — избыточные для него по весу. Хотя объем комфортный.

Большой размер машины — значительное время на развертывание-свертывание. Итак, на времени — малая УШМ.

Формат — пикап или большой джип. Экипаж — два-три человека. Время развертывания-свертывания — считанные минуты. Не забывать об электропитании.

Второй элемент изменения концепции КШМ — гибкость.

Если это старая большая машина с кунгом [кузов унифицированный нулевого габарита — стандартный кузов-фургон советских военных автомобилей] — смонтировать там систему электропитания, кондиционирования воздуха, комфортные рабочие места под ноутбуки и большие мониторы, патч-панели [панели с разъемами для коммутации телекоммуникационного оборудования — Ред.].

А вместо собственно оборудование лучше смонтировать место для него — виброзащищенные 19-дюймовые стойки.

Куда уже можно оперативно устанавливать (и снимать) аппаратуру для выполнения конкретных задач — развертывание телефонной сети, радиостанций, каналообразования или СЗИ [службы защиты информации — Ред.].

Или же можно смонтировать места для размещения телекоммуникационных комплектов.

4. Телекоммуникационные комплекты

Отечественные компании выпускают удачные телекоммуникационные комплекты (роутер + свитч + VoIP-шлюз + блок питания в одном корпусе). Хочется таких комплектов побольше, особенно небольших, взводно-ротного уровня.

Кроме собственно комплектов, есть потребность в их компонентах в полевом исполнении: голосовых шлюзах, маршрутизаторах, а также SIP — PBX-серверов, которые бы заменили полевые «тапікокомутатори» П-193.

Вообще нужно больше контейнерных решений для быстрого развертывания.

Генераторы, бесперебойника, телеком-оборудование, контейнеры для личного состава — дежурства и отдыха — на замену кунгам и прочее.

Кроме ВСУ, такие модули могут использоваться и для гражданских задач, например, для быстрой интернетизации небольших поселений.

Имеет смысл производить их не двум компаниям, а многим. Для этого принять открытый стандарт с оборудования и интерфейсов.

Это также позволит эксплуатантам быстрее осваивать различные модели, совершенствовать их, а также ускорить сервисное обслуживание. Или объединяться для решения задач.

Например, одно предприятие производит кунги и контейнеры с системами жизнеобеспечения и рабочими местами, второе — системы электропитания, третье — собственно телеком-оборудования. А не современное «доморобство» с помощью сварочного аппарата и болгарки, без всяких расчетов энергонагрузкам и эргономики.

5. Армейская мобильная связь

Несмотря на все руководящие указания Генштаба и СБУ, мобильная связь в армии победить невозможно. Следовательно, его надо возглавить. Нужен армейский мобильный телефон.

Речь идет не только о саму «трубу». Речь — о армейское мобильное решение.

Оно может включать в себя андроид-смартфоны разных производителей, программное обеспечение — специальную сборку андроиду, серверное оборудование для MDM [Mobile Device Management, сервис удаленного управления мобильным устройством, которое ограничивает права пользователя — например, устанавливать на него собственные приложения или изменять настройки — Ред.], а также корпоративное подключение к мобильным операторам.

А лучше вообще виртуального оператора, который имел бы возможность: а) работать во всех существующих сетях, б) закупать у операторов только передачу данных, и реализовывать шифрованные голосовые и другие сервисы через нее. Аналогично могут быть подключены планшеты и ноутбуки.

6. Армейский Wi-Fi

Где военный оператор, там должен быть и военный вай-фай. От ограничений технологии в аспектах безопасности никуда не подінемось, поэтому нужна надежная система аутентификации — с радиус-сервером, ЭАВ пр — которую бы поддерживали военные мобильные терминалы.

Вай-фай в армии используется не только как технология доступа, а и фактически заменяет радиорелейные сети.

Для удобства и надежности не хватает надежных средств крепления направленных антенн на мачты.

Также есть потребность в дистанционно управляемых креплениях, которые бы позволяли точное донаведення антенны, что уже подвешена на большой высоте.

7. Военно-полевой принтер!

Несмотря на то, что прошла уже шестая часть XXI-го столетия, в армии печатается очень много бумажных документов: так называемых «телеграмм», рапортов, приказов, справок и тому подобное.

Существует такой армейский шутка, что количество бумажных документов критически возросла после появления в Вооруженных Силах служебной электронной почты [АСУ “Днепр”]. Если раньше под телеграммой имели в виду короткое и информативное текстовое сообщение, то теперь это может быть документ с многими десятками страниц приложений.

Передовая — не исключение: справки о потери, боєзіткнення, рапорты, приказы и прочее печатается там на обычных дешевых офисных принтерах. Часто волонтерских, а значит — с элементами зоопарка [нестандартизированы — Ред.]. Они не выдерживают нагрузки, в них летят картриджи и термоэлементы, они забиваются пылью.

Военно-полевой принтер должен быть прочным, швидкопереносним, влаго — и пилозахищеним хотя бы в закрытом состоянии. И в зеленом металлическом корпусе, как радиостанция “Лыбидь”.

Кроме собственно техники и оборудования, не хватает некоторых решений и услуг. Среди них:

8. Проект, который заменит сисадмина в в/ч

Нужны малые системно-интеграционные проекты для воинских частей, в том числе для таких, которые передислоцируются.

Хотя бы в объеме быстрого создания структурированных кабельных систем [СКС — разводка кабелей в здания и коммутационные элементы, необходимые для доступа к телекоммуникационным услугам; должна быть расширяемой при необходимости, поэтому требует вдумчивых проектирования и построения — Ред.] в пунктах дислокации, в том числе полевых.

Это нужно, чтобы избежать бесконечных “соплей” в результате выполнения связистами команд “быстро-блин-телефон-туда-быстро-блин-интернет-сюда”.

В интеграционный проект могут входить также настройка серверов и их услуг, создание технической и руководящей документации, обучение администраторов и пользователей, периодическое сервисное обслуживание.

Все это нужно, потому сисадмина на каждую войсковую часть не напасешься.

9. Облачные программы для армейской почты

Важным является создание SAAS в рамках АСУ «Днепр» [Software As A Service — облачные программные продукты, которые расположены на удаленных серверах, и доступ к функциям выполняется через сеть — Ред.). Это системы электронного документооборота и бухгалтерии.

Внедрение таких систем потребует обучения и создание инструкций по эксплуатации и сервису.

Или услуги информационной безопасности. С имеющимся степенью использования флешек, нелицензионного софта и зоопарка волонтерских ноутбуков, иногда страшно представить, какие «призраки» во всем этом живут.

10. Сервисное обслуживание и логистика

Сегодня, если телекоммуникационное оборудование вышло из строя, его замена происходит через официальную «переписку по команде» с профильным управлением.

Если на замену есть деньги, сроки все равно достигают недель. Обычно быстрее поехать за заменой самостоятельно, чем ожидать пересылки через армейскую ФПС [фельдъегерская почтовая служба — Ред.].

О поставке расходных материалов — крепежных, телефонов, деталей для ремонта, и прочего — не идет вообще. Это все закупается на средства бойцов и офицеров.

Не говоря уже о том, что иногда о выходе оборудования из строя не сообщают из-за страха перед наказанием, и ремонтируют своими силами.

Армейскую систему логистики и сервисного обслуживания не получается сделать достаточно повороткою через ее масштабы. Что же, возможно, имеет смысл закупать эти услуги у специализированных компаний.

11. Вне рейтинга: люди, люди и еще раз люди

Натовские стандарты, которые предусматривают обеспечение потребностей воинских частей за счет аутсорсинга, а не хозяйственных или караульных нарядов — крайне актуальны для военных связистов.

Ниже — комментарий бывшего коллеги без купюр, который эмоционально отражает действительность нынешнего состояния ВСУ:

“Чтобы все это работало, нужны специалисты. И специалисты не должны заступать в наряд на кухню, в наряд на КП [контрольный пункт] или еще куда.

Наша армия очень много теряет за счет бессмысленного применения специалистов. Мне было полностью пофиг, чистить картошку или таскать провода — время идет, зарплату платят.

Конечно, это рационально — заслать специалиста с высшим образованием, умеющий работать с цифровой техникой, на сутки на кухню, а потом — на КП. А через два дня спросить, чего это нет связи с другим КП. А ответ прост — взвод был в наряде.

Кадровая проблема не только в специалистах, но и в командирах, которые не всегда понимают, что именно делает специалист. Для некоторых командиров настройки SIP Asterisk роутера выглядело так: “Хрена ты там клікаєш? Выходи из инета, начинай работать”. И что на это сказать?”


Автор: Татьяна Яковенко

Татьяна Яковенко - выпускница киевского Университета им. Т.Г. Шевченко. Получила два образования: политология и журналистика. Публиковалась за пределами Украины во время стажировки в Польше и работы в Великобритании. Семь лет отдала проекту Freedom House. Наша гордость и совесть редакции.

Интересные новости

Семь вакансий нардепов: кто «пролезет» в парламент?

Луценко vs Савченко: лечить нужно обоих

Неоспоримые преимущества ноутбуков Dell

Вадим Сергиенко

Оставить комментарий