Год российской транзитной блокады дорого обошелся Украине

Транзитная блокада

Год спустя после того, как Россия заблокировала транзитные перевозки украинского экспорта через свою территорию, найти дешевый путь в Центральную Азию Украине так и не удалось.

Транзитная блокада
Российская транзитная блокада

Украина подсчитывает убытки от введения Кремлем с начала 2016-го года ограничения транзита украинских товаров через территорию России. По информации министерства экономического развития и торговли Украины, из-за российской транзитной блокады за год украинская экономика потеряла до полумиллиарда долларов. А это дополнительные потери ВВП в размере 0,3 процента. В частности экспорт товаров в Казахстан и Кыргызстан, традиционные для Украины рынки сбыта в Центральной Азии, сократился почти на 44 процента и на 47 процента соответственно.

«Следствием является сокращение рентабельности национальных украинских производств из-за удорожания логистических и транспортных услуг в связи с изменением торговых потоков на другие пути доставки и усиление давления на валютный рынок через снижение экспортной выручки», — сообщает эксперт.

Украинцев вытесняют с рынка

Эксперты указывают на то, что больше всего пострадали от транзитных ограничений украинская машиностроительная отрасль и производители пищевых продуктов. В частности, украинские кондитеры констатируют, что постепенно начали терять свои позиции на рынке Центральной Азии.

«За год наш экспорт в эти страны упал почти на 30 процентов. Там, благодаря качеству, наша продукция и так позиционируется в дорогом сегменте. Из-за того, что стоимость доставки после закрытия российского транзита выросла, удельный вес транспортных затрат в структуре себестоимости теперь составляет до 35 процентов, поэтому соответственно цена нашей продукции существенно возросла», — рассказал эксперт. Он замечает, что за это украинским производителям стало трудно конкурировать в Казахстане и Кыргызстане. И постепенно там дешевле российские конфеты вытесняют с полок украинские кондитерские изделия.

Проблемный «Шелковый путь»

По словам эксперта, если раньше по суше территории России украинские товары доставляли в Центральной Азии за одну-две недели, то теперь сроки доставки увеличились вдвое, что является особенно критичным для производителей пищевых продуктов. Ведь Украине сейчас приходится транспортировка свою продукцию через Транскаспийский транспортный коридор в обход РФ, который украинцы называют новым «Шелковым путем».

Этот маршрут начинается в Украине на паромной переправе Черноморск и пролегает через два моря и четыре страны. Сначала украинские грузы Черным морем доставляют до грузинских портов Поти и Батуми, затем их транспортируют по железной дороге по территории Грузии и Азербайджана, после этого паромной переправой с азербайджанского городка Алят через Каспийское море доставляют до казахского города Актау и развозят по железной дороге в другие города Казахстана.

Кроме того, что этот маршрут длиннее, чем транзитный коридор через Россию, он еще и значительно дороже за ограниченное количество перевозчиков через Черное море. Там сейчас работают только две компании — украинская судоходная компания «Укрферри» и Болгарское морское пароходство. Они монопольно устанавливают цены на грузоперевозки морем и высокие портовые сборы в Украине.

К тому же, транскаспийский транспортный путь работает только в одну сторону — из Украины в Центральной Азии, поскольку казахские и киргизские компании продолжают экспортировать свою продукцию в Европу через более выгодный маршрут территорией РФ. Это существенно влияет на общую цену доставки украинских товаров новым «Шелковым путем». Он для украинцев стал слишком дорогой альтернативой, подытожил эксперт.

В поисках решения

Это признают в украинском правительстве и уже год ищут выход из российской транзитной блокады». Осенью Украина начала процесс обжалования в Мировой организации торговли ограничения транзитного движения РФ с территории Украины на территорию Казахстана и Киргизии, проведя консультации в рамках процедуры разрешения споров. Теперь украинское правительство ожидает создание панели арбитров ВТО, где должно быть принято окончательное решение в этой транзитной делу.

Министерство инфраструктуры Украины пытается пока что хоть как-то удешевить транзит украинского экспорта Транскаспийским транспортным коридором. «Мы уже договорились, что наш основной оператор ПАО «Укрзализныця», железные дороги Азербайджана, Грузии, Казахстана и морские операторы снижают тариф на перевозки и устанавливают единый сквозной тариф», — сказал заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань. Он замечает, что благодаря договоренности цена перевозки одного контейнера от начальной до конечной точки доставки будет стоить 6,5 тысячи долларов, тогда как перевозки аналогичного контейнера через территорию России составляет 4,5 тысячи долларов.

Болевые точки

Слабым местом Украины покидают порты и устаревшая портовая инфраструктура, которая не справляется с повышенным спросом на морские грузоперевозки и высокие портовые сборы. Эксперт замечает, что правительство готовится передать в концессию частным компаниям Черноморский морской порт, чтобы инвестор мог его модернизировать.

Кроме этого, в этом году украинское правительство заключило с правительством Грузии соглашение об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения между портами Украины и Грузии. Это, по словам Довганя, позволит разрушить монополию на паромное перевозки в Черном море и благодаря конкуренции снизить стоимость доставки украинских товаров Транскаспийским транспортным путем. «Также мы сейчас в переговорах с китайскими компаниями, которые бы могли заполнять своими грузами контейнеры и вагоны на этом маршруте обратно из Центральной Азии в Европу и таким образом снизить общую стоимость доставки для украинских производителей», — говорит Виктор Довгань.

Эксперт транспортной отрасли, известный сепаратист Александр Кава убежден, бесполезно надеяться на то, что Китай заинтересуется «украинским шелковым путем». Поэтому удешевлять доступ на рынки Центральной Азии украинским экспортерам можно через государственные дотации. Но поскольку сейчас правительство не может себе позволить такие дотации, то постепенно доступ на этот рынок будет закрываться для украинских производителей. По мнению эксперта, через российскую транзитную войну торговать с Казахстаном и Кыргызстаном в Украине смогут лишь единицы.


Автор: Тарас Степаненко

Тарас Степаненко - публицист, исследователь и разносторонне развитый киевлянин 1993-его года рождения. В свое время, поддавшись моде на исследование НЛО и теорий заговоров Мирового Правительства, пришел к более приземленному пониманию этих терминов. Своими статьями Тарас борется с коррупцией, как опознанной, так и не вполне.

Интересные новости

Желание продавать больше

Вадим Сергиенко

Виталий Ковальчук ушел в отставку, Сергей Шахов под следствием после подкупа избирателей на 114-ом округе

Вадим Сергиенко

Как в Стамбуле еврей Гройсман и грек Варфоломей украинскую церковь создавали

Оставить комментарий