Главная » Новости » Право отзывать местных депутатов, судей, руководителей полиции: мечта или реальность?

Право отзывать местных депутатов, судей, руководителей полиции: мечта или реальность?

5819

На фоне глубокого политического кризиса, шокирующих е-деклараций отечественной политэлиты, стремительно навалившихся социальных проблем и драматизма российско-украинской войны на востоке, в общественной тени оказался один очень важный вопрос – объединение территориальных общин (ОТГ). Между тем, эта задекларированная властью реформа сейчас неоправданно обделена вниманием многих наших соотечественников, поскольку уже вскоре (первые местные выборы в 143 объединенных территориальных общинах состоятся 18 декабря) именно она может стать одним из ключевых элементов будущего многочисленной прослойки украинцев – то есть нас с вами.
Верховная Рада

Каким оно будет после проведения этой реформы? Что такое ОТГ и почему нынешняя власть так заинтересована в осуществлении административно-территориального реформирования? Какие опасности в связи с этим подстерегают местные общины? Как нужно действовать, чтобы не стать жертвой реформы, которая в свое время, при президентстве Ющенко, «приказала долго жить»?

Ответить на эти очень непростые вопросы мы попросили экс-спикера Верховной Рады Руслана Кошулинского.

Итак, для чего власти на самом деле требуется объединение общин?

Теоретически децентрализация – это передача значительных полномочий и бюджетов от государственных органов органам местного самоуправления. Однако на самом деле – это перенос ответственности путем финансовой нагрузки на местные общины через сокращение учреждений образования и медицины. То есть за идейными разговорами о так называемые реформы стоят совсем другие намерения центральной власти, а именно – «разогнать» сельские советы, а средства централизовать в столице.

Неужели нас и тут хотят обобрать?

Судите сами. Сначала общины уверяли, что средства из государственного в местный бюджет на медицину и образование будут поступать в полном объеме. Власть обещала и передать в управление общинам земли вне населенных пунктов. Речь шла и о других привилегиях, мол – только берите и создавайте объединенные общины! Процесс действительно пошел. Однако, со временем действия власти доказали пустопорожность озвученных деклараций. Сейчас правительство готово выделить средства из государственного бюджета на образование и медицину только в части заработной платы. Зато содержание школ и медицинских заведений остается под ответственностью общин. То есть, если ранее денежную помощь местным бюджетам из государственного выделяли и распределяли согласно потребности финансирования местных школ, садов, учреждений медицины, то сейчас школы будут получать финансирование в соответствии с количеством учеников, которые в них учатся. Если же средств не хватит, то объединенным общинам нужно будет самостоятельно искать для них финансирование, или закрывать школы. Подобное будет происходить и со сферой медицины. Многим объединенным общинам придется заключать договоры о сотрудничестве с ближайшими больницами.

Невеселая перспектива… А почему так произошло?

В процессе осуществления административно-территориальной реформы позиция власти по многим вопросам изменилась. И эти изменения являются достаточно тревожными для большинства деревень, которые уже объединились в общины, а также для тех, кто по разным причинам этого не сделал. Именно в этих изменениях и прослеживается отличие декларации от реальных намерений правительства. Проблема заключается в том, что ОТГ с самого начала не были застрахованы от переменчивого настроения законодателей. То, что сейчас происходит, на деле еще раз доказывает, что власть не планировала оказывать поддержку общинам, а лишь имела реальную цель – переложить на них финансовую нагрузку.

То есть, деньги – Киеву, а ответственность — общинам?

Где-то так. Поэтому я считаю, что поспешно «набросанный» текст Конституции в части децентрализации требует существенной доработки. Нужно предоставить людям возможность стать самодостаточными. Ведь с одной стороны декларируется принцип добровольного объединения в общины, а с другой – органы центральной власти, областной администрации и некоторые депутаты пытаются навязать собственное видение. Часто получается так, что общество ставят перед фактом и «выкручивают руки», заставляя принять заведомо невыгодные для нее решения. А заменять на практике одно понятие на другое, то есть «добровольность» на «авторитаризм» – так реформы не внедряют.

Интересно, а как относятся к этой реформе на местах? Известно ли вам об этом, скажем, на примере общин Львовщины?

К сожалению, сегодня мало кто знает, какой процесс происходит и что он означает. Жителям сел и поселков чрезвычайно сложно решить – принимать или нет, эти исторические решения на общественных обсуждениях, поскольку они не до конца осознают, что их ждет. На этом играет власть, которая «колгоспить» общины по своим собственным видением.

К примеру, жители Сколевщины предложили для утверждения восемь объединенных территориальных общин, зато Кабинет Министров Украины еще 2015 года утвердил четыре объединенные общины: Сколевском, Славчанську, Козівську, Тухольківську. Теперь же в облгосадминистрации последнюю общину отвергли и хотят присоединить к Козивскую. Без обоснований и обсуждений на сессию Львовского облсовета хотят сделать представление, где есть три объединенные общины. Жители, конечно, категорически против такого решения.

Ведь, когда мы говорим о столь масштабную реформу, нужно понимать, что есть тысячи сообществ со своими специфическими особенностями и на них нужно обращать внимание. На Львовщине свыше 700 сельских и поселковых советов, это одна из наиболее сложных и специфических областей. Могут ли чиновники знать их особенности и проблемы в полном объеме? То есть, идет речь и об инфраструктуре, и структуру экономических отношений, наличие государственной границы, и другие экономические, демографические и даже географические особенности. Более того, лишь примерно 10% из этих семисот общин способны в бюджетном плане, а как насчет других?

Очевидно, что будет серьезная диспропорция в количестве населения, и в площадях общин, и в их финансовой состоятельности. Одной из системных проблем действующей административной реформы является то, что значительная часть населенных пунктов оказалась в зоне экономической деградации. То есть, города стягивают на себя финансовые потоки, а села остаются ни с чем. Чтобы избежать такой проблемы, депутаты от ВО «Свобода» настаивали на обязательности проведения местных общих собраний объединения.

Получается, что существует немало серьезных рисков. Их можно как-то избежать?

В каждой новообразовавшейся общине будут проходить выборы. От украинцев, их осведомленности и выбора в первую очередь зависит, кто придет к власти в каждой общине. На сколько новые руководители будут самодостаточными хозяевами с умением развивать свою малую Родину, принимать решения, глядя на годы вперед и помня о настоящем. Они станут первопроходцами. Ведь сегодня нужно было только умение огосударствливать средства от соответствующих органов государства, области, района. Сегодня же нужно будет уметь привлекать предпринимателей, создавать подчинены новые структуры власти на своей территории, отстаивать интересы общества перед государственными органами.

В процесс формирования ОТГ должны быть вовлечены все члены общества. А спорные вопросы должны решаться на общем собрании. Форсировать этот процесс нельзя. Вмешиваться центральная власть имела бы только тогда, когда местные в течение длительного времени не могут урегулировать определенные вопросы. Но и в этом случае никакого принуждения быть не должно.

Ну, это логичные пожелания. А что же конкретно предлагает «Свобода»?

Мы видим постоянную смену правил игры во время децентрализации, а при таких условиях прогнозировать устойчивое развитие для общин невозможно. Поэтому очень важно осознать, что мы сами должны себя защитить, ведь власть настроена только эксплуатировать.

Украинцам нужны прежде всего сильные местные общины. Именно такой подход в проведении к людям и на котором люди имеют возможность наиболее эффективно контролировать власть децентрализации и реформы местного самоуправления приведет к увеличению реального влияния граждан на деятельность власти. Основой должна быть передача как можно большего количества властных полномочий и финансовых ресурсов на уровень местных общин – базовый уровень власти, который является ближайший. Именно так должны формироваться бюджеты разных уровней, по принципу «снизу – вверх».

Крайне необходимо усилить подотчетность органов местного самоуправления перед местными общинами. Граждане должны получить право отзывать депутатов местных советов, судей местных судов и право выразить недоверие председателю исполнительного комитета, землеустроителю и местному руководителю полиции путем референдума. Также мы предлагаем ввести шире прямое народовластие в территориальных общинах – референдумы, плебисциты, общие сборы и тому подобное. Проводить местные референдумы по жизненно важным вопросам. Ввести механизм вето общины в отношении решений органов местного самоуправления. Хотел бы подчеркнуть, что эти базовые вещи отражены в проекте Национальной Конституции, «Свобода» разработала еще в 2007 году.

То есть, должна быть четкая концепция развития, подкрепленная соответствующим законодательством?

Именно так. Государство должно гарантировать неотвратимость всех обещаний, и только тогда можно говорить об успешности или провале в реформе децентрализации. Считаем, что стабильными должны быть в течение этого времени финансовые гарантии для новообразованных ОТГ — базовая дотация, образовательная и медицинская субвенции, 60% налога на доходы физических лиц. То есть, нужно на пять лет четко в законодательстве зафиксировать, какие расходы относятся сугубо к государственного бюджета, местного бюджета. И все это должно быть без права их изменения даже при условии значительного роста доходов местных бюджетов и закрепленных за ними источников поступлений.

«Свобода», как известно, позиционирует себя партией, которая защищает простых украинцев. А каким образом она будет защищать права местных общин?

Сегодня власть только ставит перед народом ультиматумы, шантажируя падением экономики и оправдываясь войной на восточных территориях Украины. И в то время, когда обнищавший украинский народ отдает все, чтобы выжить во время тарифного петли, в парламенте и правительстве увеличивается количество олигархов. Соответственно не защитит центральная власть и жителей сел и поселков, которые объединились в общины. Несмотря на это, специалисты «Свободы» проводят обучение, знакомят украинцев: как привлечь инвесторов, как можно наполнить местный бюджеты, как получить помощь из государственного бюджета, как улучшить инфраструктуру и обеспечить стабильное развитие своего края в будущем. То есть мы должны полагаться только на себя и делать все возможное, чтобы нейтрализовать риски этой далекой от идеала административно-территориальной реформы.

Но для того, чтобы полагаться на себя, нужно обладать конкретными механизмами, в частности кадровыми ресурсами. Они у вас есть?

Действительно, основой успешного ОТГ есть целеустремленные, идейные, профессиональные люди. Ведь создается самостоятельная территориальная единица со своим бюджетом, своими обязательствами. Здесь требуется умение думать как стратегически, так и критериям современности, ориентироваться в ситуации в экономике, понимать критерии мышления бизнеса.

Один из самых успешных примеров кадрового потенциала «Свободы» есть наши городские головы по Украине, которые удачно демонстрируют, как нужно хозяйничать. В частности: в Донецке – Александр Симчишин, в Ивано-Франковске — Руслан Марцинкив, в Тернополе Сергей Надал. На Львовщине: в городе Рава-Русская — Николай Зинько, в городе Дубляны — Василий Попович. И этот перечень можно продолжать. У нас есть немалый положительный опыт, необходимые знания, решимость для их дальнейшего практического воплощения и желание работать для Украины и украинцев.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*