Главная » Необъяснимо » Разведение сил на Донбассе: почему процесс затормозил?

Разведение сил на Донбассе: почему процесс затормозил?

9475

Процесс разведения сил на Востоке Украины на двух из трех «пилотных» направлениях — на грани срыва. Опрошенные эксперты объяснили, почему надежд на реализацию этих договоренностей с самого начала было немного.
Война на Востоке Украины

Рамочное решение относительно разведения сил и средств, подписанное 21 сентября 2016 года Трехсторонним контактной группой по урегулированию на Донбассе дало надежду на то, что мирный процесс на Востоке Украины наконец сдвинется с мертвой точки. Разведение должно состояться на трех пилотных направлениях — в пгт Станице Луганской и городе Золотом в Луганской области, а также селе Петровское на Донетчине. Для каждого из направлений рабочая группа разработала детальный график и карты. В результате — около населенных пунктов должны быть установлены зоны безопасности минимум в четыре квадратных километра. А после успешного разведения в этих трех направлениях процесс отвода сил должен был бы продолжиться на всей линии разграничения.

Согласно договоренностям, начала процесса разведения должны предшествовать семь дней полнейшей тишины на данных участках, а весь процесс должен завершиться в течение 30 дней. С момента подписания документа прошло уже почти две недели. В итоге — на данный момент разведение сил произошло лишь на одном направлении из трех — в Золотом. В Станице Луганской и Петровском процесс отвода вооружений и живой силы сейчас сорван — в этом Вооруженные силы Украины и представители самопровозглашенных образований «ДНР/ЛНВ» обвиняют друг друга.

Процесс «не заблокировался, а затянулся»

5 октября должно состояться очередное заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске. Представитель ТКГ от Украины Евгений Марчук сообщил, что вопрос о состоянии отвода войск на трех участках будет обсуждаться первым во время заседания контактной группы. По его словам, предметом обсуждения будет нарушение боевиками режима тишины, недопуск ими патрулей СММ ОБСЕ на соответствующие территории в районах разведения сил, а также отказ представителей «ДНР/ЛНВ» от участия в видеоконференции 3 октября для обсуждения ситуации.

Как отметил Марчук, процесс отвода «не заблокировался, а затянулся», и лишь на одном участке — в районе Станицы Луганской. Марчук сообщил, что в Золотом после разведения сил стороны полностью соблюдают режим тишины. А в Петровском, по словам представителя Украины в ТКГ, процесс идет, хотя с определенными сложностями. «Ни у кого не было пионерского оптимизма. Мы не делаем из этого катастрофы, надежда пока остается», — заверил Марчук.

«Прогноз негативный»

Впрочем, эксперты высказываются скептически относительно возможности разведения сил и относительно того, что это в итоге будет способствовать урегулированию конфликта. «Прогноз негативный, по той причине, что украинская сторона вновь идет на поводу сепаратистов, российской стороны и частично западных партнеров, которые преследуют собственные интересы», — отметил директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

По его словам, представители «нормандской группы» пытаются «сделать вид», что на самом деле на Донбассе достигнуто какого-либо прогресса, а Россия делает вид, что совершает шаг, необходимый для снятия с нее западных санкций. «И никаких контрмер украинской стороны здесь не предусмотрено. Если посмотреть текст этих договоренностей, то ни слова в них нет о ответственности сторон», — подчеркнул эксперт, добавив, что без механизмов ответственности нет никаких гарантий, что такие договоренности будут выполняться.

Евгений Марчук объясняет, что именно из-за отсутствия «третейской стороны» невозможно ввести для сторон противостояния ответственность за нарушение договоренностей, ведь ОБСЕ осуществляет лишь мониторинг и верификацию на линии разграничения. По его словам, единственная возможная ответственность — это «оценка и претензии друг другу, а также оценки со стороны мирового сообщества».

А как должно быть?

Заместитель директора Центра исследования мира, конверсии и разоружения Михаил Самусь обращает внимание на то, что Россия в своих предложениях по разрешению конфликта предлагает алгоритм, который противоречит обще принятой международной практике в таких ситуациях. Самусь пояснил, что при вооруженных конфликтах необходимо сначала прекратить огонь и развести стороны, после чего ввести международный миротворческий контингент. Потом должно пройти определенное время стабилизации, установиться закон и порядок на этих территориях, и только после этого начинается политический процесс. «Русская логика — противоположная. Сначала провести выборы, а потом вывод ее войск и закрытия границы», — отметил эксперт.

«Разведения сторон — это хорошо. Но после этого должно состояться вывода российских войск с территории Украины и закрытие границы. Это позитивный сигнал, однако стратегически разведение ни к чему не приведет, поскольку стратегические причины этого конфликта остаются неизменными», — считает Самусь.

Николай Сунгуровский указывает на еще одно слабое место документа о разведении сил — отсутствие контроля за соблюдением режима тишины в «серых зонах» после отвода сил противников. «Вся ответственность сводится к тому, что если одна из сторон не выполняет свои обязательства, то войска возвращаются на свои места. То есть кто первый вернет свои войска в места, тот получит оперативную преимущество», — отмечает эксперт. И даже если представить, что процесс разведения сил начнется, то он приведет не к урегулированию конфликта, а к его замораживанию, считает он.

Ситуацию могло бы изменить, если бы по образцу южного Ливана в зону конфликта на Донбассе были введены международные войска с тяжелой артиллерией и танками, отметил эксперт берлинского бюро Европейского совета международных отношений Густав Грессель. Это, по его мнению, могло бы «гарантировать соблюдение перемирия, а с другой стороны дать понять, что через эти войска нельзя просто так пройти, что можно наткнуться на огонь». «И только тогда можно говорить о готовности дальше отводить войска на Донбассе», — убежден Грессель.

Неблагоприятная международная обстановка

Эксперты также надеются на то, что что-то изменится в результате переговоров между Россией и Соединенными Штатами (на днях заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд посетит Москву, чтобы обсудить ситуацию на Донбассе) или в рамках «нормандского формата» (о возможности очередной встречи лидеров «нормандских стран» разговоры идут на протяжении последних месяцев). «Я не представляю, зачем сейчас Путину встречаться с Порошенко, Меркель и Олландом. Для того, чтобы показать, что он соглашается на какие-то уступки Западу? Это не будет ему на пользу в глазах россиян. Путин будет действовать наоборот, он будет обострять ситуацию, в очередной раз шантажируя Запад», — убежден Самусь. «Путин связал процесс и в Украине, и в Сирии. И я не вижу ни одного способа выхода из клинча, в который вошли Россия и США», — считает Сунгуровский.

Согласен насчет неблагоприятности момента для мирного процесса на Донбассе с точки зрения международной обстановки и Евгений Марчук. «Момент не очень благоприятный и, откровенно говоря, и активизация обстрелов по всей линии фронта как раз об этом свидетельствует», — отмечает он, добавляя, что таким образом «Россия формально вроде не блокирует инициативу, ведь обстреливает, мол, не она, но по сути процесс блокируется».

А Густав Грессель подчеркивает, что «ДНР/ЛНВ» «являются карманными народными республиками Москвы, которая живет в собственном «параллельном мире», в котором решает, что ей выгодно».

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*