Главная » Космос » Как изгнать из Лавры московских попов?

Как изгнать из Лавры московских попов?

9241

В Украине со времен Революции Достоинства активно обсуждается тезис о том, что Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры нужно отобрать у Московского патриархата и передать в совместное пользование украинским церквям. Несмотря на множество скандалов и явную антиукраинскую политику УПЦ МП, этого до сих пор не произошло. В то же время в России с украинскими церквями действуют крайне радикально. Так, недавно Московский областной суд вынес решение о сносе Свято-Троицкого храма Богородской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата в городе Ногинске — кстати, единственного храма Киевского патриархата на территории России.
Киево Печерская Лавра

Представители Московского патриархата на службе у Кремля

Зато представители и священнослужители церкви Московского патриархата в Украине неоднократно попадали в антиукраинские скандалы, на которые, кстати, пока не было никакой адекватной реакции ни со стороны высших государственных чиновников, ни со стороны правоохранительных органов.

Так, журналист Юрий Бутусов обнародовал шокирующие факты: пономарь Киево-Печерской Лавры убивал украинских воинов на оккупированном Донбассе. «Из 52 боевиков отряда ФСБ РФ «Крым», который захватил Славянск 12 апреля 2014-го, пятеро были российские агенты, которые проживали в Киеве и входили в охранные структуры Московского патриархата. Об этом откровенно и подробно рассказали сами боевики в своих интервью. Снайпер Сергей Журик, «пономарь Киево-Печерской Лавры», в этом отряде сыграл куда более важную роль, чем сам Гиркин. Именно Журик был руководителем нападения на сотрудников СБУ 13 апреля. Это был первый бой АТО на Донбассе, в результате которого погиб капитан «Альфы» Геннадий Биличенко. Пономарь Лавры начал войну на Донбассе», — пишет известный блогер.

Похожая ситуация с Почаевской Лаврой, которая находится в Западной Украине в г. Почаев Кременецкого района Тернопольской области. Ее еще называют «оплотом Москвы на территории Западной Украины». Из-за постоянных скандалов, связанных с деятельностью Московского патриархата, депутаты Тернопольского облсовета неоднократно обращались к правительству с требованием вернуть архитектурному комплексу «Почаевская Лавра» статус государственного заповедника и отменить постановление правительства от 17 июля 2003 года, возглавляемого на то время Виктором Януковичем, согласно которому Лавру передано на 49 лет в бесплатное пользование представителям Украинской православной церкви Московского патриархата. Однако, похоже на то, что служители церкви Московского патриархата в Западной Украине сейчас чувствуют себя как никогда уверенно. В частности, как доказательство, что в Почаевской Лавре давно не признают существование Украинского Государства, пользователи социальных сетей неоднократно публиковали видео и фотоматериалы, на которых попы Московского патриархата откровенно отказываются молиться за подопечных Киевского патриархата и греко-католиков вообще могут не впустить на территорию Лавры.

«Святые отцы говорят, что нельзя молиться за прихожан Киевского патриархата. Это еретики. За них не молятся», — говорится в одном из видео, снятом на скрытую камеру в Почаевской лавре.

Также об отношении Московского патриархата к разным конфессиям и популяризации политики нетерпимости к другим народностям, которые присутствуют в Украине можно узнать, посетив официальный сайт Почаевской Лавры:
«Вспомните, братья мои, что ляхи делали: малых деток и взрослых на кол сажали… И сегодня новая измена — давняя политика. Как не идешь в католики — иди в автокефальную. Это политика масонов, политика Рима. Подсовывает нам дьявол веры еретические, Обманывает, губит души, Тянет в огонь вечный», — говорится в одном из текстов на сайте Почаевской лавры.

А буквально во время войны с российскими оккупантами, в Почаевской Лавре продают литературу антиукраинского содержания, восхваляя «святого» Сталина, предсказывая возрождение великой России и рассказывая о вымышленных преступлениях полумифических «бендеровцев».

О тотальном влияние Московского патриархата и то, как они не хотят избавляться приходов свидетельствуют события в селе Катериновка на Тернопольщине, где жители села решили покинуть Московский патриархат (за переход от Московского до Киевского патриархата ранее проголосовало 148 жителей деревни и только 21 – против). Там во время службы в храме, в котором впервые молится община УПЦ КП, к верующим подтянулись привезенные семинаристы из Почаевской лавры, после чего произошла драка.

В России украинские церкви сносят, в Украине – поддерживают российские

Зато множество украинских политиков вопреки мнению общественности и в дальнейшем предпочитают не замечать пророссийской политики в церквях Московского патриархата и продолжают игнорировать и общественные запросы населения. В частности, в конце 2015 года на сайте Киевского городского совета была зарегистрирована петиция о передаче Киево-Печерской Лавры украинской церкви, она была поддержана почти двенадцатью тысячами голосов, но мэр Киева Виталий Кличко не прислушался к мнению киевлян.
«Учитывая антиукраинскую, меркантильную, порой враждебную к Украине позицию большинства священников УПЦ Московского патриархата и лично настоятеля УПЦ Московского патриархата Онуфрия, казначея Киево-Печерской лавры епископа Варсонофия, просьба рассмотреть возможность проведения сбора подписей общины города Киев с целью перевода Успенской Киево-Печерской лавры из Московского в Киевский патриархат», — говорилось в петиции.

Тогда в Украинской православной церкви Московского патриархата данную петицию назвали провокационной. Так, председатель Синодального информационного отдела УПЦ МП епископ Климент (Вечеря) заявил, что данная инициатива была направлена на разжигание межконфессиональной вражды в Украине.

Такое впечатление, что и в Киевском городском совете прислушивались к Московскому патриархату, обнародовав такой ответ на петицию: «Киевская городская рада оставила без рассмотрения петицию о сборе подписей общины города по переводу Киево-Печерской лавры из Московского в Киевский патриархат, поскольку она не соответствует действующему законодательству. По поручению Киевского городского головы Виталия Кличко, постоянная комиссия Киевсовета по вопросам местного самоуправления, региональных и международных связей обсудила указанное электронное обращение. Также следует заметить, что указанная электронная петиция подготовлена с нарушением норм, определенных статьей 23-1 ЗУ «Об обращениях граждан», поскольку реализация ее положений может вызвать разжигание межконфессиональной вражды среди сторонников УПЦ Киевского и Московского патриархатов».

Зато в Киевском патриархате Украинской Православной церкви так на это отреагировали: «Почему национальные святыни Украины, Лавры вообще принадлежат церкви, которая солидаризируется с агрессором?»

Что же делать, когда подавляющее большинство граждан высказываются за возвращение своих святынь Украинской Церкви, но вместо этого наталкиваются не только на информационном, но и силовое сопротивление? Как Украине избавиться от влияния Московского патриархата? Об этом «Вслух» спросил у религиоведа Андрея Юраша, директора Центра «Украинские студии стратегических исследований» Юрия Сиротюка, Героя Украины, основателя Украинской Хельсинкской Группы Левко Лукьяненко и блогера и активиста Евгения Карася.

Почему украинские святыни не принадлежат Украинской Церкви?

Андрей Юраш: Почаевская Лавра была резиденцией УПЦ МП еще со времен первой половины 19 века. Эта святыня, как и Киево-Печерская Лавра, общенационального значения, а потому они сейчас в принципе должны были бы быть в руках государства. Но в начале 2000-х годов, особенно в период правительства Януковича, а впоследствии и его президентства были сделаны очень активные усилия по приватизации церквей, изъятие их из перечня объектов национального значения, которые не подлежат приватизации. Это все делалось для того, чтобы закрепить там церковь московского патриархата. Эти Лавры очень активными местами паломничества, а поэтому решение этого вопроса должно быть в контексте решения ситуации в православной среде Украины. Потому что нельзя говорить об отдельных моментах, не упоминая и то, что сейчас сами украинцы переориентируются из московского патриархата в Киевский. Социология показывает, что две трети верующих активно поддерживают создание поместной церкви. И вот когда это не формальное общественное заказа, который задекларирует большинство православного населения Украины, будет воплощаться в жизнь, тогда Украина приблизится к каноническому признанию и создания единой поместной церкви. И тогда именно в этом контексте можно будет говорить о статусе этих святынь. Дело в том, что это не пустые помещения, которые можно просто забрать — понятно, если будут сделаны тактические шаги, то это вызовет конфликтные ситуации.

Евгений Карась: Московский патриархат — это структура, которая использует религиозную проблематику, чтобы прикрывать политическую, экономическую и криминальную деятельность. Десятки лет в Украине эта структура выполняет функции поддержки реакционных пророссийских настроений, активно участвует в агитации и выборах. Именно на объектах УПЦ МП располагались базы пророссийских активистов. Я говорю конкретно о формировании «Верное казачество» чьи руководители сегодня воюют в «ДНР». Эти «казаки» официально привлекались к охране и проживание на многих объектах, которые контролирует Московский патриархат. Именно на территории церковного комплекса Ильинской церкви УПЦ МП на Подоле, возле Могилянки, квартировались криминальные боевики из группировки, что во время революции похищали и убивали активистов Майдана. Кроме того, это им выгодно с экономической точки зрения, на всех объектах религиозного назначения, которые находятся под контролем УПЦ МП, мы видим максимальную комерціоналізацію. И состояние дел с разваленными и заваленной «мастерскими» Лаврой — это еще не самый яркий показатель. Ключевой конфликтный бизнес — это земля. Похоже, есть официально принятая схема земельного рейдерства от Московского патриархата — тент с крестиком, далее деревянный домик, потом кирпичный домик, дальше забор, далее «суперсобор» в состав которого практически всегда входят «сауна для пригожан», или же «спорткомплекс для семинаристов», «маленький отель для паломников». Я это знаю, потому что на примере Киева сталкивался с такими случаями десяток раз. Под схемы дерибана земли, заработка на религиозных интересах населения, политическом лоббировании со стороны УПЦ МП стягнулася армия криминальных элементов. Преступники нужны, поскольку это непростой «бизнес» и необычная «политика».

Как Лавру можно вернуть в собственность украинского народа?

Юрий Сиротюк: Для начала, Украине надо на законодательном уровне четко различить статус украинских и иностранных церквей. Так называемая УПЦ Московского патриархата является филиалом Русской православной церкви и ее священнослужители именно так себя позиционируют везде как только они едут на Афон или в Грецию или в Россию, они сразу представляются как представители Русской православной церкви. Следовательно, нужно принять закон и эта церковь будет на русском, а тогда станет все понятно. Как иностранная церковь в стране, она не должна иметь доступа к силовых структур, учреждений образования, медицинских учреждений, потому что сейчас Украина переполнена пророссийскими священниками. А это церковь воюющего государства. И в-третьих, в законе должно быть четко прописано, что национальные святыни, Лавры и ключевые церкви должны принадлежать Украинскому Государству и будут переданы единой поместной Украинской церкви с момента ее создания. Это таким образом стимулировать создание этой церкви.

Следующее, что нужно — это на базе наших Лавр сделать национальные религиозные центры, потому что эти святыни не принадлежат Московскому патриархату, они принадлежат украинской нации, соответственно к ним должен быть равный доступ всех конфессий. Это что-то вроде Церкви Христа в Иерусалиме, где каждая христианская конфессия имеет свой уголок. Надо понять, что Лавры – это не собственность Московского патриархата и до того времени, пока нет единой поместной православной церкви, на их базе должны отправлять службу все украинские конфессии. Также, пока государство не решит проблему создания единой церкви, она должна обеспечить равный доступ всех конфессий в украинских национальных святынь, которыми на сегодня пользуются россияне. Потому что сейчас есть много примеров дискриминации со стороны Московского патриархата прихожан традиционных украинских конфессий – УПЦ КП, УГКЦ и УАПЦ. Кстати, греко-католики и строили Почаевскую лавру, но сейчас не могут попасть к своим национальным святыням, даже чтобы помолиться.

Евгений Карась: Если говорить о такую агрессивную структуру, как УПЦ МП, то надо сразу выходить на другие уровни, чем религиозные дискуссии. Яркий пример после революции: наша сотня самообороны приняла участие в окружении территории Киево-Печерской Лавры. По нашим данным, Московский патриархат срочно эвакуировал с территории иконы и святые реликвии. Чтобы похитить и вывезти в Россию. Мы перекрыли выезды из комплекса и несли там дежурство несколько суток. Параллельно начали нарастать конфликтные ситуации с функционерами УПЦ МП, поскольку они придерживались пророссийских и антимайданівських взглядов. И что произошло? Приехал лично Петр Порошенко, потому что переживал, что произойдет захват Лавры и передача ее к Украинской церкви. То есть, когда в колоде политических марионеток русской церкви не осталось ни одного регионала, потому что убежали, то УПЦ МП начали лоббировать свои интересы через нынешнего президента Украины. Конечно, тут уже можно даже и не вспоминать, что Порошенко является прихожанином именно УПЦ МП. А потому несмотря на всю публичную риторику многих государственных деятелей, подозреваю, Московский патриархат уверен, что лично близкие к Президенту люди будут гарантировать безопасность русской церкви на территории Украины.

Андрей Юраш: Украинская власть сейчас не заинтересована в углублении конфликта в религиозном пространстве, но с другой стороны государство обязано реагировать и видеть, что происходит на религиозном фронте. Тем более, что уже сейчас есть запрос среди православных на переориентацию на Киевский патриархат и мнение большинства должно ретранслироваться в конкретные действия со стороны государственной политики. Государство должно продумать, какие механизмы можно применить для того, чтобы эту общую идею воплотить в жизнь.

А возможны ли какие-то другие методы решения этой стратегической проблемы?

Юрий Сиротюк: Да, потому что сегодня украинские Лавры превратили в разведывательно-диверсионные центры Московского патриархата: мы все помним, как Гиркин-Стрелков сам утверждал, что он жил в храмах Московского патриарха. Мы помним, как в одесских церквях Московского патриархата сепаратисты хранили оружие. Где реакция правоохранительных органов? Я считаю, что государство должно активно привлекать к ответственности тех российских церковников, которые вмешиваются во внутреннюю политику государства, подрывают государственность Украины, подводят к измене Украины или посягают на государственный суверенитет.. Настоятели храмов Московского патриархата, которые укрывали боевиков, должны быть допрошены и в соответствии с законодательством наказаны, как гражданские лица. И это будет сигналом, что московская церковь, если хочет существовать в Украине на правах иностранного, то должен заниматься исключительно религиозными делами, а не антиукраинской пропагандой. К тому же украинская церковная традиция гораздо глубже московскую, а потому вообще не понятно, что в традиционных украинских центрах делают московские попы. В Киеве уже приостановлена выдача разрешений на строительство Московского патриархата, следующим, что нужно сделать – это обложить налогами российские религиозные общины на уровне с иностранными бизнес-структурами, ибо они таковыми и являются. Поскольку они за времен Януковича активно розбудувались, то пусть платят.

Сергей Карась: Мое мнение, что надо, несмотря на обострение общественной ситуации, забрать все имущество в УПЦ МП. Потому что дальше будет только хуже. Это как болезнь, обостряется. Но это под силу только общественности. Власть и силовые структуры на такое не решатся.

Левко Лукьяненко: Их нужно выселить, а украинцам давно пора понять, что московская церковь является политическим департаментом московского империализма. Эта церковь является проводником московской идеи и империи. А поэтому Украинское Государство должно бороться с российскими церквями радикальными методами: закрыть все Лавры и церкви, потому что они являются гнездами российского империализма, они занимаются антиукраинской политической деятельностью и это нужно сделать как можно быстрее. Тем более, что среди населения есть запрос на возвращение к действительно украинской православной церкви. Как это должно происходить: не нужно церемониться, а поставить перед фактом эту церковь, что она является политическая организация, она антиукраинская, она распространяет антиукраинские призывы, отказывается отслужить Мессу за воинами АТО, которые воюют на Востоке против московских агрессоров. Вспомним, как циничный их поп говорил: «А я его туда не посылал». И это не единственный факт, их достаточно, поэтому эту церковь нужно немедленно ликвидировать. Русская церковь является враждебной организацией и этот факт нельзя игнорировать. А потому, собрав все факты, надо объявить эту церковь нежданной и такой, что нарушает демократические ценности и свободы и предложить им выселиться из Украины, Лавры же — передать украинскому народу. А тех священников, которые не захотят перейти в Киевских патриархат, их нужно лишать сана или депортировать.

Не приведет ли это к серьезному межконфессиональному конфликту?

Андрей Юраш: Конфликт будет, потому что в Украине остается 21% населения нашего государства, которое хочет видеть православную церковь в единстве с Московским духовным центром, и это большая численность верующих: она является активной и будет отстаивать свою позицию. Здесь стоит вспомнить события в Катериновка на Тернопольщине. Это было очень показательно. И это модель поведения со стороны Московского патриархата, свидетельство того, как это будет происходить с Лаврами.

Напомню: в Катериновке состоялось собрание религиозной общины, которая насчитывает около двухсот человек и почти 90% этих общины решили стать членами новообразованной общины Киевского патриархата. Очень незначительное количество во главе с местным священником решили остаться в Московском патриархате. Тернопольская власть в данном случае поступила очень правильно: она зафиксировала выбор общины, ведь статья 8 Конституции Украины полностью гарантирует право общине декларировать свою принадлежность к любой конфессии. А потому общество все сделала правильно, потому что не может 10% общины навязывать свое мнение 90%. Конечно, что Московский патриархат на мнение людей плевал и 21 сентября прошлого года спровоцировал в Катериновка страшный, ужасный конфликт. Я абсолютно убежден, что провоцирование этого конфликта было искусственно сделано. Это была демонстративная акция, которая преследовала следующие цели: во-первых, показать, что Московский патриархат готов даже силой бороться и отстаивать эти храмы, а во-вторых, это все делалось ради картинки для российской пропаганды — мол, вот как бьют в Украине верующих Московского патриархата. И дело в том, что в тот день было автобусами привезено несколько сотен студентов Почаевской духовной семинарии, приехало много десятков машин священников из соседних приходов, которые привезли с собой радикально настроенных прихожан. И вот эта, гораздо более многочисленная община, пошла фактически забирать храм, в котором, кстати, впервые служил Киевский патриархат. То есть в этой ситуации агрессором, который отбирал законно храм передан общине Киевского патриархата, было меньшинство. Но идеологическая машина сделала все, чтобы показать, что столкновения, которые возникли в Катериновка, были хорошо спланированной провокацией УПЦ МП. То есть тот, кто шел громить церковь, кто избивал полицейских, кто пренебрег выбор общины, хочет показать себя в роли жертвы. Это очередной абсурд, понятно, что все это инсценировалось и координировалось российскими спецслужбами.

Так как же нам поступить при таких обстоятельствах?

Юрий Сиротюк: Наша политика в отношении Московского патриархата должна быть зеркальной к тому, как Россия относится к Украинской православной церкви. В конце концов, нас 25 лет пугают тем, что, мол, не трогайте русского языка, церкви, не трогайте российской агентуры, ибо будет война. А война на территории Украины уже идет! Она была развязана в том числе и из-за того, что мы не решали принципиальных вопросов для нашего государства, а это: вопросы языка, религии, очищение власти от иностранной агентуры. Надо понять, что каждая русская церковь на территории Украины – это российский блок-пост, который захватывает мозги украинцев идеями о «русском мире». Проблема есть, если на нее закрывать глаза и бояться, ничего не изменится, нас уничтожат изнутри. Тем более, Россия показывает, как она уничтожает Украинскую церковь. То же нужно делать все в интересах государства Украина.

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*