Бьет – значит любит: почему украинцы против разрыва отношений с РФ?

Путин и Порошенко

В то время, когда Россия активно поддерживает сепаратистов и боевиков в оккупированном Донбассе, аннексировала Крым и продолжает убивать и калечить наших граждан, большая часть украинцев не хочет разрывать никаких отношений со страной-агрессором. По крайней мере об этом свидетельствуют данные соцопроса, проведенного с 9 по 14 сентября 2016 года во всех регионах Украины, за исключением оккупированных территорий Донбасса и Крыма, Центром Разумкова.
Путин и Порошенко

Так, несмотря на откровенную военную агрессию со стороны Москвы, которая уже унесла жизни десятков тысяч наших соотечественников, 55% украинских граждан выступают против разрыва дипломатических отношений Украины с Россией и 52,1% – против введения визового режима с Российской Федерацией.

Не любим Россию, но против разрыва отношений

Зато за разрыв дипломатических отношений с Россией высказались только 24,8% опрошенных. Также, по сравнению с мартом 2015 года сократилась доля сторонников введения визового режима с Россией – с 46,7% до 29,0%, а доля противников выросла более, чем на 10%, отмечают социологи.

Разрыва отношений, и введение виз с РФ поддерживают преимущественно на западе страны. Не поддерживают эти идеи большинство жителей Донбасса, оставшихся востока, юга и даже относительное большинство жителей центрального региона.

Несмотря на то, по данным социологической группы «Рейтинг», 58% украинцев негативно относятся к России, а ее президент Владимир Путин – возглавляет антирейтинг мировых лидеров – почти 80% жителей Украины не любят президента Российской Федерации.

Аналогичное отношение и у россиян к украинцам. Так, по данным опроса «Левада-центр», более 63% россиян стабильно негативно относятся к украинскому народу. К примеру, еще в 2013 году лишь 23 процента россиян крайне негативно относились к Украине. Жители страны-агрессора характеризуют украинцев, как коварных, хитрых и завистливых.

Почему же украинцы готовы подставить «вторую щеку» и так снисходительно относятся к тем, кто принес на их земли разрушение, кровь и смерть? Об этом корреспондент «First Truth&Transparency Committee» побеседовал с военным экспертом Алексеем Арестовичем, заместителем директора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко, волонтером Сергеем Глотовим и социологом, директором фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Ириной Бекешкиной.

Почему украинцы вдруг стали лояльнее относиться к своего поработителя?

Алексей Арестович: Говорить, что украинцы любят россиян – это подыгрывать российской пропаганде, которая потом скажет: вот это наш братский народ, а во всем что происходит сейчас, виновата «киевская хунта», которую нужно лишить власти и вернуть «легитимного президента». Такая статистика у нас за то, что Россия – это враг, с которым у нас очень много родственных и исторических связей. Если бы это была другая страна – Польша, Румыния, Венгрия – это бы рассматривалось совсем по-другому. А так часть Украины с Россией жила в составе одного государства более четырехсот лет. Есть крайне много связей, которые так просто невозможно разорвать. Так, по разной статистике два миллиона украинцев сейчас живет и работает в России, имеет там связи, поэтому понятно, что они и члены их семей будут против введения визового режима с Россией. Вместе с тем, украинцы не относятся к России положительно. Эти статистические данные формируются на основе личностных связей. Потому что если у меня есть родственник, он все равно остается родственником несмотря на политические перипетии и соответственно мне нужно с ним взаимодействовать, а тут визовый режим… И понятно, что это вызывает негатив, но повторяю, это не означает, что украинцы любят россиян.

Сергей Глотов: Такая ситуация, что мы полностью проигрываем информационную войну, почти нет украинской пропаганды, популяризации Украины, как в самой Украине, так и в мире, а потому такая статистика: большая часть украинцев считает, что не нужно разрывать отношения со страной-агрессором. Хотя я считаю, что это надо было сделать уже давно и даже не задумываться о последствиях. Это наша власть должна была бы сделать еще в начале российской агрессии, когда у нас забрали Крым. А такая ситуация сложилась из-за мощную российскую пропаганду и российское лобби в Украине. Хотя большинство моих знакомых считают Россию агрессором, но это люди, которые прошли через АТО, а потому они и признают, что однозначно только Россия виновата в этой ситуации. Потому что сейчас фактически мы не воюем с этими фейковыми республиками, а с регулярными российскими войсками. Вот если бы об этом постоянно говорили народу и объяснили, почему Россия опасна – то мнение было бы другое.

Ирина Бекешкина: Наши граждане в этой ситуации заняли умеренную позицию. Если смотреть на другие социологические данные, то четко видно, что они считают, что Россия – это враг и агрессор, что Украина воюет с Россией. Но вместе с тем все понимают, что разрыв дипломатических отношений – это уже край. Ибо не понятно, как вести переговоры с агрессором, если будут разорваны все дипломатические отношения. Ведь это означает, что нужно будет закрыть украинское посольство в России, выслать всех российских дипломатов и послов и закрыть все консульства. И это будут крайне радикальные шаги. А украинцы не склонны к таким вещам. Но я подчеркиваю, что данный опрос не свидетельствует о положительном отношении к стране-агрессору.

Михаил Мищенко: Вопрос об отмене безвизового режима с Россией отнюдь не демонстрирует отношение к русским в Украине, это следствие государственной политики. Здесь действительно наблюдается такая динамика, что уменьшилась доля украинцев в сравнении с прошлым годом, которые поддерживают введение визового режима с Россией. Есть и другая статистика, где 18 процентов украинцев поддерживают союз с Россией, но это не большинство, и это люди старшего возраста, русские по происхождению, которые живут в Украине. Они чувствуют родство с Россией и явно не верят в то, что есть другой выход для Украины и политиков, которые сегодня при власти. Вместе с тем другой пункт этого же опроса, который касался национализации российских предприятий, свидетельствует о том, что большинство украинцев против, чтобы российские бизнесмены наживались в Украине. И на это тоже нужно учитывать.

«Мягкая» позиция власти относительно трактовки российской агрессии влияет на мнение украинцев?

Михаил Мищенко: Да, действительно. Я это связываю с тем, что украинское руководство очень ясно дало понять, что оно не пойдет на введение визового режима. Нет конкретных действий со стороны властей для поддержки идеи, что нужно вводить визовый режим с Российской Федерацией, а потому и такой результат.

Директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова назвала украинцев «классом рабочих в России». Или желание не вводить визовый режим с РФ связано с тем, что украинцы ездят на заработки в Россию?

Алексей Арестович: Так, к сожалению. Стоит осознать, что в России есть много людей даже с Западной Украины, но это же не означает, что они положительно относятся к москве. И тут их трудно обвинить в измене, потому что власть не способна этих людей обеспечить экономически. Соответственно в Украине есть общественное соглашение и это вопрос общественного договора: если власть скажет: мол, мы воюем с Россией, то пожалуйста как-то потерпите, а мы сделаем все возможное, чтобы через год-два ваш экономическое состояние улучшилось, народ согласится. Но этого не было. А если такого нет, то в обществе работа в России воспринимается, как нормальное явление — нужно же как-то жить. Власть не делает разъяснительной компании, поэтому в обществе и такое происходит. Если бы украинцам все объясняли, как это было в США во время Второй мировой войны, когда Рузвельт каждую неделю говорил своим гражданам, почему им это нужно, почему стоит воевать, это имело огромную поддержку у населения. Надо объяснять, общаться с народом. Власть не говорит, почему Россия агрессор, почему нужно разорвать отношения с оккупантом, а если народ этого не слышит от них, то ищет объяснения в других источниках, в том числе и в московских.

Как нам действовать в таком случае?

Алексей Арестович: Нужно или объяснять, или вводить военное положение и тогда и так будет все понятно. Поскольку сейчас идет информационная война с Россией, то надо развернуть информационную кампанию, которая бы втовкмачувала людям, почему нужно разорвать дипломатические отношения, для чего нужен этот визовый режим, от этого выгоды для Украины. В конечном итоге власть должна разорвать отношения и тогда общественное мнение изменится. Людям нужно говорить, что Россия – это агрессор и оккупант, который веками уничтожал наш язык и культуру, который сейчас ведет войну на востоке Украины, а введение визового режима необходимо, чтобы уменьшить влияние России на нашу страну. Однако никто нам не говорит, поэтому и такой печальный результат.

По теме

Общественный деятель, блогер Александр Аронец желание украинцев не разрывать дипломатические отношения и не вводить визовый режим с Россией связывает с тем, что на территории Украины проживают носители русской культуры:

«Хочу напомнить, что в Украине согласно переписи населения проживают около семи миллионов этнических русских. За всех не могу сказать, но подавляющее большинство из них были, есть и будут лояльны к России. Более того, они являются гражданскими солдатами своей родины, которые распространяют русский язык, культуру и традиции. Жаль, но надо признать, что украинцы до сих пор еще находятся под сильным влиянием русского этнического меньшинства. Кроме того, украинцы смотрят антиукраинские СМИ, которые десятками лет нас зомбируют и пытаются сделать лояльными к России. В конце концов, наиболее подвергаются воздействию России те граждане Украины, которые общаются на русском языке. Это четко прослеживается, если взглянуть на карту зоны АТО, которая совпадает с картой самых русскоязычных регионов Украины. Зато украинская власть защищает всех, не только украинцев — позволяет антиукраинские СМИ, оберегает русский язык. Такое впечатление, что лишними для власти в Украине есть украинцы».


Автор: Александр Бондарь

Александр Бондарь - начинающий журналист (1999-ого года рождения), в прошлом программист, выпускник КПИ. Прошел путь от блогера до штатного автора.

Интересные новости

Судимый Виктор Вакараш переписал все имущество на дочь

Денис Пудрик открыл «обувное» отделение главного офиса контрабанды

Вадим Сергиенко

Штормовые предупреждения и снегопады в Центральной Европе

Оставить комментарий