Фабрика лжи: как работает российская информационная мафия

Российская пропаганда

Миллионы долларов на пропаганду – вот какова стоимость информационной войны Кремля, чтобы распространять по всему миру фейки, страшилки и настоящую ложь. К сожалению, такого закона, который бы запретил средствам массовой информации врать – нет, как и нет у людей антидота от этой зомбоотравы. В чем сила российских фейков и почему весь мир так легко поддается этой лжи, разобрался корреспондент «First Truth&Transparency Committee».
Российская пропаганда

Каналы пропаганды и их стоимость

Прежде всего этот маховик кремлевской пропаганды такой крепкий благодаря миллиардам долларов, которые на это тратятся. Самыми известными российскими пропагандистами в Европе является агентство «Спутник» (Sputnik) и канал «Россия сегодня» ( Russia Today или RT). Еще в 2014 году, когда международное информационное агентство «Россия сегодня» запустило новый бренд «Спутник», его бюджет официально задекларировали в размере 6,48 миллиарда рублей. «Спутник» развернул свою деятельность в 34 странах мира на 30 языках. Под этим брендом работают «мультимедийные центры», которые состоят из радиостанции, сайта и новостного агентства. Одиозный Дмитрий Киселев стал генеральным директором в новой структуре, а в целом в ней заработало порядка 1500 человек.

Кроме того, на канал «Россия сегодня» в 2015 году только официально было выделено 15,38 млрд рублей. Сегодня о канале RT говорят как о российскую информационную корпорацию. Его вещание ведется более чем в 100 странах мира на английском, арабском и испанском языках. В 2015 году RT начал вещать на немецком и французском языках, а его бюджет увеличился на 41%. Телеканалы «RT America» и «RT RU» выходят в эфир из собственных студий в Вашингтоне и в Лондоне. Американцы смотрят RT в Интернете, по спутниковым и кабельным каналам. В 2014 г. число просмотров пяти основных каналов RT на YouTube превысило отметку в два миллиарда. По имеющимся данным, RT круглосуточно доступен, по меньшей мере 700 миллионам зрителей по всему миру.

По неофициальным данным. в прошлом году бюджет МИА «Россия сегодня» составил 725 млн долл. США. Кроме этого, финансирование и развитие международного информационного агентства «Спутник» по предварительным расчетам обходится не менее чем в 75 млн долл. в год. В августе этого года Кремль утвердил увеличение расходов на российскую пропаганду в Европе на £100 млн фунтов. Речь шла о финансировании центров «России сегодня» и «Спутника» в Лондоне.

Эксперты отмечают, что, помимо известных англоязычных пророссийских СМИ вроде «России сегодня» или «Спутника», существует немало небольших сайтов и блогов, роль которых в кампании дезинформации не стоит преуменьшать. Ведь, как известно, в Петербурге и Москве в специально оборудованных офисах работают так называемые интернет-тролли, которые хвалят Путина, ругают Америку и защищают Сирию. Официальное «Агентство платных прокремлевских комментаторов в Интернете» называют еще «фабрикой лжи». Такие вакансии распространяются на российских трудовых биржах: «Требуются интернет-операторы! Работа в шикарном офисе в Ольгино! (м. Старая деревня), оплата 25 960 в месяц. Задача: размещение комментариев на профильных интернет-сайтах, написание тематических постов, блоги, социальные сети. Отчеты по скринам» и так далее. От будущих троллей требуют около 100 комментариев в день, а зарабатывают они около 40 тыс рублей ежемесячно, что примерно равно 13 тыс. грн. Подробнее о политических троллей Кремля, а также о том, как с них будут пытаться сорвать маску в суде писала русская служба ВВС.

Сила лжи

По данным медиаэксперта Айдера Муждабаева, цель Кремля – создать «полностью параллельную телекартинку мира». В информационном вещании российского ТВ честно сообщают лишь: время, погоду, названия стран и городов, имена известных политиков, результаты спортивных соревнований. Все остальное ложь, — утверждает Муждабаев. Таким способом создается параллельная реальность.

Начиная с октября 2015 года, когда начал работу проект Disinformation Review, эксперты специальной рабочей группы при Европейской службе внешнего действия (East StratComTask Force) зарегистрировали 1649 случаев дезинформации со стороны прокремлевских средств массовой информации. В последнем обзоре указано, что фейковые сообщения распространялись на 18 языках. Эксперты отметили, что наибольшее количество дезинформации — 936 зарегистрированных случаев распространялась на русском языке. Эксперты рабочей группы отметили в обзоре, что «русскоязычная прокремлевская кампания дезинформации также направлена на русскоязычные меньшинства во многих странах далеко за пределами российских границ».

На днях Служба безопасности и информации Чешской Республики обвинила Россию в ведении информационной войны. В ежегодном докладе Службы безопасности и информации Чехии отмечается, что Россия стремится влиять на освещение в чешских СМИ событий на Донбассе и в Сирии. «Приоритеты России на 2015 год заключались в ведении информационной войны в контексте украинского и сирийского кризисов. В 2015 году Россия продолжала свою деятельность в области экономической и научно-технической разведки в стране», – говорится в документе. В Чехии также отметили, что Россия поддерживает популистские и экстремистские группы внутри страны, чтобы «дестабилизировать чешское общество и манипулировать им». Также в отчете говорится о том, что РФ в Чехии занимается белой, серой и черной пропагандой, основываясь на демонизации Запада путем манипулирования гражданами.

В газете «The New York Times» появилась статья о том, что распространение фейков является мощным русским оружием. В частности, с помощью фейков шведов запугивали вступлением страны в НАТО. Многочисленные аналитики и эксперты по разведке США и Европы указывают на Россию, как основного подозреваемого в распространении дезинформации. Насаждения фейков не является чем-то новым, говорится в статье, Советский Союз выделял значительные ресурсы на это в течение идеологического противостояния времен Холодной войны. Однако, теперь дезинформация рассматривается как важный аспект российской военной доктрины, направленная на политические дебаты в «целевых» странах и имеет гораздо большую сложность и объемы, чем в прошлом.

Поток обманчивых и неточных историй настолько сильный, что НАТО и ЕС создали специальные отделы, которые занимаются выявлением и опровержением дезінформацій, в том числе заявлений, что идут из России. В Еврокомиссии действует своеобразный патруль, которому поручено дать отпор пророссийской и антизападной риторике в сети, но весной численность такого патруля насчитывала всего 8 человек.

А пока в Европе только началась противодействие, машина Кремля не сбавляет оборотов своей пропаганды. В июле этого года соратник Путина Борис Якунин открыл в Германии институт под названием «Диалог цивилизаций». Издание Der Spiegel написало, что такой шаг говорит о том, что РФ пытается наладить отношения с Западом, заставить Европу закрыть глаза на аннексию Крыма и вторжения войск РФ на Донбасс. А в целом эксперты отмечают, что основное назначение института состоит в том, чтобы стать «штаб-квартирой всемирной сети», с помощью которой по всему миру будет распространяться кремлевская пропаганда.

Итак, как действует кремлевская пропаганда, почему люди доверяют фейкам и как с ними бороться, «Вслух» расспросил у бывшего начальника Главного управления разведки Минобороны и заместителя председателя СБУ Александра Скипальского, медиа-эксперта Института массовой коммуникации Елены Голуб и советника министра информационной политики Украины, журналиста Александра Бригинца.

Почему люди «покупаются» на фейковые новости, точнее ложь?

А. Голуб: Потому что вся пропаганда направлена на внутренние страхи людей, которые боятся смерти, бедности, войны, конфликтов, терроризма. И на это направлена пропаганда, чтобы углубить внутренний страх человека. Соответственно, когда обществу навязывают какую-то опасность, причем постоянно, люди больше не относятся к этому критически, а начинают слепо доверять, потому что она пробуждает в них страх. Плюс ко всему этому – таких материалов очень много, они идут один за одним. Если бы это был один материал, возможно, человек бы прошла мимо, а когда они идут один за одним, это откладывается где-то в подсознании и люди начинают этому верить. А еще низкий уровень медиаграмотности играет свою роль. Потому что те, кто работает с информацией, знают, что есть определенные признаки, по которым можно легко отделить правдивый материал от откровенной лжи. Прежде всего надо найти первоисточник этой информации, посмотреть, оно вообще есть, что это за первоисточник. А большинство таких первоисточников – это действительно российские СМИ.

А. Скипальский: Европейцы доверяют лжи, прежде всего, через генетическое различие. На востоке существует концепция сохранения лица: суть ее в том, что восточные люди не хотят обидеть своего собеседника и легко говорят неправду – и это генетически вошло в привычку. И поэтому Россия, как правопреемница татаро-монгол, со времен Золотой Орды ведет политику – лгать и не краснеть. Европейцы же — гордые римляне, викинги, англосаксы – они не позволяли себе лгать и поэтому здесь совсем разное мышление и генотип. Европейцы доверяют официозу, верят в то, что им говорят, а Россия умело это использует и свою дволику политику подстраивает под европейскую правду. Путин –руководитель страны агрессора, даже не моргнет глазом, когда говорит, что, оказывается, это Украина агрессор, запускает диверсантов в Крым, нарушает минские договоренности и тому подобное. И даже в Украине есть люди, которые верят в это.

Как действует российская пропаганда?

А. Бригинец: В какой-то период Россия поняла, что информационно она победить не может, она может одержать победу только путем фейковой или пропагандистской деятельности. И уже в начале 2000 года запустила целую сеть своих агентов и СМИ по всему миру, в том числе в Украине. У нас очень много СМИ принадлежат российским собственникам или прямо, или косвенно через третьи руки. Люди, которые привыкли более-менее доверять СМИ во всем мире. знали, что может быть неправильная оценка фактов. Один журналист скажет: как хорошо, что прошел дождь, а другой – это плохо, что прошел дождь. И Россия, пользуясь этой свободой слова и относительно высоким доверием к СМИ, начала действовать по своим правилам. Она создала целую систему информационных «уток» и запустила информационную мафию по миру. Это было и в США сразу после распада СССР: россияне, которые там появились, нашли дыры в местных законах и создали свои мафиозные группы. То, что Европа всегда считала своей силой, а именно – возможность говорить, что думаешь, высказывать свои мнения, Россия попыталась использовать, как оружие против самой Европы, против мира и Украины в целом.

Я абсолютно согласен, что до какого-то момента все эти «утки», все фейки, которые были запущены в мировое медийное пространство, не воспринимались политиками серьезно. Никто не относился к этому, как к оружию. И Украина никак не противодействовала этой агрессии. А как она могла это делать, когда СМИ принадлежали россиянам? Так же и на Западе есть средства массовой информации, политики, которые используются Кремлем для запуска их пропаганды. До какого-то момента все смотрели на это, как на небольшую неприятность, но уже в прошлом году ЕС принял определенные решения, которые сформулировали платформу для противодействия этой информационной агрессии. И почти каждая страна или группа стран начали создавать систему противодействий. Мы помним историю, на которую достаточно жестко отреагировали в Германии: когда была попытка запустить фейк о том, что россиянку изнасиловали беженцы. Свобода слова дает возможность не только каждому высказывать свое мнение искренне, правдиво, но и дает возможность цинично врать. И это проблема, когда якобы есть доверие к СМИ, но есть и возможность у тех, кто ведет речи – говорить полную ложь, особенно, когда вещатель ссылается на кого-то. Это привело к информационной кризиса. Сейчас, как мне кажется, мир потихоньку выходит из этого кризиса. ЕС и НАТО вылавливают эту пропаганду и пытаются ей противодействовать. И очень надеюсь, что с каждым годом ситуация будет улучшаться.

Если говорить о цели, которую ставит Путин – сделать свой образ позитивным, или сделать так, чтобы люди воспринимали агрессию россии в Украине и Сирии положительно, я думаю, что даже все затраченные миллиарды не дали желаемого эффекта. И говорить о том, что российская пропаганда побеждает – нельзя.

А для того, чтобы распространять информацию, надо иметь каналы и ньюсмейкеров, которые будут работать на распространение новости. И сама Меркель говорит о том, что радикальные партии в Германии зависимы от финансирования России. А это значит, что политики, входящие в эти партии, распространяют те месседжи, которые выгодны Кремлю. И дальше они распространяются не только СМИ, которые финансируются из России, но и всеми другими. И тогда мы видим, как много политиков и СМИ работают на Россию в Европе. Тогда начинаешь задумываться, а случайными являются те или иные публикации в украинских СМИ? И не является ли этот поток примирения, попытки раскачать Украину не просто идеей журналиста, а политикой России с целью дестабилизировать ситуацию в Украине?

И как бороться с российской пропагандой?

А. Голуб: Повышать уровень собственной медиаграмотности, понимать, что СМИ могут врать, относиться к информации критически. На самом деле выявить материал, который является сомнительным, легко. Просто посмотреть в нескольких СМИ, которым вы доверяете, или они тоже об этом пишут. Не доверять социальным сетям. Потому что именно через соцсети в Украине сейчас распространяется больше всего фейков. В украинских СМИ фейков не много и, в основном, они туда попадают из соцсетей. Если в России фейки создают СМИ и распространяются через соцсети, то у нас они создают в соцсетях и иногда СМИ, попадаясь на крючок пропаганды, распространяют их, не достаточно проверив.

К чему приводит пропаганда, мы видим на примере России. Если мы хотим жить в нормальной стране, то, безусловно, СМИ должны быть независимыми и распространять только правду и факты. Но бороться с пропагандой очень трудно и я сама не уверена, качественная журналистика способна бороться с ней, потому что пропаганда настроена на подсознание, страхи, запугивания человека, поэтому, соответственно, очень трудно с ней бороться, в том числе и с помощью качественной журналистики.

А. Скипальский: Следует помнить высказывание отдельных европейских политиков – Бисмарка, Черчилля, что договоренности с Россией не стоят той бумаги, на которой они написаны. Россиянам нельзя доверять, пока не изменится их психология и генотип. И хотя в Европе уже созданы специальные отделы, которые опровергают фейковые новости, наши спецслужбы в этом плане не дорабатывают. Ведь повторюсь: нельзя, чтобы в состоянии войны полгода в Украине не был назначен руководитель внешней разведки и не формировалась структура оборонных ведомств из профессионалов, а не приспособленцев.

А. Бригинец: Каждая страна имеет отдельное задание в рамках платформы противодействия российской пропаганде. Для чего раскрывать эти методы, чтобы Россия использовала контрметоди? К сожалению, нет закона, который запрещает СМИ врать. Потому что это личное мнение человека, политика, который сказал ложь, его перепечатали сотни раз и информация пошла по миру. Политик имеет право неприкосновенности и все. И этот механизм, когда не все, что говорится в СМИ, является правдой – удачно используется Россией. И даже, когда мы понимаем сегодня, что Россия за всю свою сеть разнесла по миру какую-то ложь, потратив на это миллиард долларов, то Украина себе не может этого позволить – распространить антиінформацію по всему миру, потратив тоже миллиард. Что мы можем делать, так это распространять в Украине информацию о том, какую ложь подают российские СМИ. Много наших политтехнологов, политологов откровенно смеются над российскими заявлениями, заставляя людей задуматься над тем, что на самом деле происходит.

И вообще, думаю, что в Украине общество уже имеет стойкий иммунитет против российской пропаганды и ведутся на нее только те, которые хотят на нее вестись. И я считаю, что такая готовность фильтровать, не верить, и иронично воспринимать все, что говорит Кремль, и является нашей определенной победой в информационной войне с Россией.


Автор: Вадим Сергиенко

Вадим Сергиенко - главный редактор и пишущий журналист First Truth&Transparency Committee (Первый Комитет), семь лет работал штатным советником в Transparency International The Global Anti-Corruption organization. Писал для ряда украинских изданий, таких как: Обком, Киевские Ведомости, Факты.

Интересные новости

Concorde Capital становится победителем Cbonds Awards CIS – 2017

Вадим Сергиенко

Миллиардер Кайрат Сатыбалды мечется между оффшорным скандалом и двойным гражданством Тогжан Кожалиевой

Полозов Виктор Александрович продал Укрхимтрансаммиак российскому агрессору

1 отзыв

Минские договоренности: спасение или тупик? 08.09.2016 at 15:12

[…] конфликта на фоне открытой вооруженной агрессии России и Илловайськой трагедии. Позже, в ходе дальнейших […]

Ответить

Оставить комментарий