Вернутся ли «регионалы»: мнение экспертов

Регионалы

По результатам последних соцопросов, рейтинг экс-«регионалов» растет. Без всякого страха бывшие сторонники Януковича делают громкие заявления о том, как помогали бежать членам преступного режима, даже угрожают украинской власти переворотами. Возможен ли полноценный реванш регионалов в Украине, ведь их финансовые, медийные ресурсы никуда не исчезли?
Регионалы

Разнообразные июльские социологические опросы приписывают бывшим соратникам Януковича, которые сейчас в основном скопились в Оппоблоке, в среднем 15%.

Возможно ли возвращение регионалов во власть? Какие у них есть ресурсы для этого? Видит нынешнее руководство страны угрозу в этом и будет ли ей противодействовать? На эти вопросы «First Truth&Transparency Committee» ответили политический аналитик Ярослав Макитра, политолог и директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, аналитик фонда «Демократические инициативы» Алексей Сидорчук.

Почему рейтинги регионалов растут, кто их поддерживает?

Ярослав Макитра: Рейтинг, который есть у Оппозиционного блока – это фактически аккумулированные избиратели левоцентристского фланга, условно, пророссийского вектора. Ведь Компартии уже нет, другие партии набирают минимальные проценты, поэтому их 14-15% – это не слишком высокий рейтинг. Фактически 20-30% — это верхняя планка для такого типа проекта в Украине. Хотя, при определенном стечении обстоятельств, определенной грамотной работе с их стороны, они бы могли зайти по-серьезному к власти.

Изменились ли кардинально и радикально политические взгляды в Украине? В принципе изменения серьезные, но здесь надо учесть и то, что Крыма нет, части Донбасса тоже. Если бы эти территории были подконтрольны Украине, то и рейтинги этих политсил были бы значительно выше. Мы бы заметили некий сдвиг вправо, более проукраинскую позицию граждан, но не так, как это есть сейчас с учетом, что этих территорий фактически нет в составе Украины.

Алексей Сидорчук: Электорат регионалов – это традиционно жители городов юга и востока. Хотя они монополию на представление этих регионов уже потеряли и не думаю, что смогут восстановить, поскольку там появились мощные конкуренты. Если говорить в общем, то это те люди, которые находятся в довольно трудном экономическом положении, серьезно обеднели за последний период. И это еще усилится осенью, когда вступят в действие новые тарифы. Понятно, что это добавит оппозиционным силам потенциального электората. В конце концов, эта небольшая часть украинцев, которая настроена пророссийски, и является их электоратом. И тут в Опоблоку нет конкурентов. Именно на них они могут рассчитывать во время следующих выборов.

Возможен ли полноценный реванш регионалов?

Ярослав Макитра: Полноценный реванш с возвращением к власти бывших регионалов за Опоблок или иные проекты, контроль за всеми органами власти в Украине – это практически невозможно. Даже не в силу электоральных предпочтений или рейтинга, а в силу того, что такое изменение приведет к серьезному взрыву внутри страны, потому что идет война, погибло очень много граждан. Если бы им каким-то образом таки удалось одержать полноценную победу, это привело бы к серьезным конфликтам внутри страны.

Алексей Сидорчук: Я считаю, что о полноценном реванше говорить не приходится. Мы видим, какую тактику в течение последних лет выбрали экс-регионалы. Они стоят и ждут у реки, когда проплывет труп их врага. Это ожидание того, что нынешняя власть себя дискредитирует и, собственно, на фоне этого можно фактически ничего не делать, а критиковать и рассчитывать на увеличение собственной популярности среди населения. В определенной мере это им приносит результат, потому что мы видим, что рейтинги Опоблоку таки выросли, но я бы все-таки не преувеличивал возможности реванша с двух причин. Во-первых, рейтинг не настолько высок и на этом оппозиционном поле борется не менее успешно с Опоблоком и партия «Батькивщина» и другие партии, которые будут осваивать эту критическую нишу по отношению к власти. Поэтому конкуренция, думаю, будет достаточно серьезной и не думаю, что Опоблок сможет монополизировать эту оппозиционную нишу. С другой стороны, для самих регионалов с Опоблоку и других обломков более выгодной, собственно, и есть эта оппозиционная ниша. Им не выгодно сейчас быть у власти на центральном уровне, ведь я не думаю, что они готовы принимать ответственность за экономическую ситуацию в стране, за отношения с Россией и весь комплекс других проблем, которые есть. Поэтому им подходит эта позиция безответственной критики. Не думаю, что они сами стремятся получить большинство в новом парламенте, ведь это будет огромная ответственность. Вопрос реванша в них просто не на повестке дня.

Владимир Фесенко: Реванша не будет однозначно. Что значит — значительно выросли рейтинги Опоблоку? На прошлых парламентских выборах Опоблок получил около 9% голосов. Сейчас, по последним опросам, максимум, что они могут получить – 13%. Это всего лишь на 4% больше. Но даже если эти проценты будут подтверждены на следующих парламентских выборах, это даже будет 15%, то это все равно не те 30 или 35%, которые имела когда-то Партия регионов. И больше они не смогут получить, ведь значительную часть своих бывших избирателей потеряли в Крыму и на оккупированных территориях. Ранее Партия регионов могла формировать большинство, потому что имела союзников-коммунистов, плюс перебежчиков и поддержку мажоритарщиков. Сейчас этого нет, поэтому сами по себе они не смогут получить большинство, даже, если будут иметь несколько большую фракцию, скажем не 40, а 50 или 60 депутатов. Но это не 226 голосов.

В конце концов, я не уверен, что они получат даже 13%, несмотря на результаты последних выборов. Ведь рейтинги Опоблоку будто высокие, но на местных выборах, которые состоялись осенью 2015 года, Опоблок в одном из регионов не получил большинства, даже на востоке и юге Украины. В одном из областных центров они не имеют своего мэра. Те региональные элиты, которые ранее сотрудничали с Партией регионов, сейчас не пошли в Опоблок, а создают отдельные политические проекты, отмежевываются от них и склонны, скорее, сотрудничать с центральной властью, а не играться в оппозицию и союз с Опоблоком. Промежуточные выборы народных депутатов, которые состоялись 17 июля в семи округах, среди которых были и Луганщина и Херсонщина, и Полтавщина – в одном округе Опоблок не выиграл этих выборов, даже в тройку победителей не вошел. Вот и ответ относительно реванша. Неспособный сейчас Опоблок выиграть выборы в Украине.

Все же, на какие ресурсы они могут полагаться, несмотря на то, что их бизнес и до сих пор успешно функционирует в Украине?

Ярослав Макитра: Конечно, у них есть серьезные финансовые ресурсы. Ибо до сих пор главные спонсоры Опоблоку – Бойко, Фирташ, Левочкин, несмотря на целый ряд их деяний с коррупционными признаками при прошлой власти, до сих пор находятся на свободе. Они смело договариваются с нынешней властью. Бездействие правоохранителей в направлении расследования их преступлений привела к тому, что это дало им шанс оставаться в политике и в будущем даже каким-то образом иметь свое влияние.

Относительно медийных ресурсов: им помогает телеканал «Интер», едва ли не с наибольшим рейтингом в Украине, частично туда можно отнести «ТРК Украина». «112» телеканал «News One» — тоже неплохие площадки, на которых эти силы провозглашают свою позицию.

Владимир Фесенко: У них сейчас есть много ресурсов, в частности медийных: телеканал «Интер», ТРК «Украина», газета «Сегодня», некоторые региональные СМИ. Можно использовать близкие идеологически: газету «Вести», интернет-сайт «Страна» и тому подобное. Но ресурсы есть, а результата нет и не может быть. Их максимум – это 15%. Львиную часть своих избирателей они потеряли. Даже чисто арифметический реванш невозможен. И главное, что реально на выборах они получают гораздо более скромный результат, не смотря на соцрейтинги и медийные ресурсы.

Видит ли нынешняя власть в целом угрозу в возврате регионалов, или она как-то этому противодействует?

Ярослав Макитра: Нынешняя власть конечно это понимает. Но боится больше не реванша регионалов или Опоблоку, а прихода к власти более радикальных правых политиков и просто новых политиков с новыми принципами. Потому что для нынешней власти они гораздо выгоднее и понятнее, им легче иметь дело с представителями Опоблоку, бывшие представители Партии регионов, чем с новыми политсилами, которые не завязаны в коррупционных бизнес-схемах. Не стоит забывать, что и сам Порошенко работал в правительстве Януковича-Азарова. Фактически до недавнего времени они были одним целым — настоящее с прежним режимом за отдельными исключениями. Поэтому они в принципе нормально договариваются, есть определенная лояльность. Если бы не давление общества и наших западных партнеров, то и этой борьбы не было бы, которую сейчас мы видим. Все было бы гораздо мягче, как это мы наблюдали в 2005-2006 гг, не смотря на войну.

Владимир Фесенко: Власть сейчас это и делает: Кернес пошел не в Опоблок, а в «Возрождение». Труханов ушел не в Опоблок. Это выглядит, как помощь в развитии политических проектов региональных элит, которые выигрывают выборы на востоке. Все это целенаправленная работа по расслоению электорального поля, где ранее Партия регионов была монополистом, а сейчас ей приходится конкурировать с партией «Возрождением», «Наш край» и другими региональными политсилами и мажоритарщиками. Власть достаточно эффективно использует противоречие, играет на противоречиях внутри Опоблоку, таким образом распыляет то электоральное поле, на которое претендуют бывшие регионалы, шаг за шагом они отдают своих избирателей.

Алексей Сидорчук: будет им противодействие? Пока нет попыток привлечь к ответственности и тех представителей бывшей власти, которые сейчас сидят в парламенте. Мы видим определенное толерантное отношение, мы не видим серьезных конфликтов по линии власть-оппозиция, только показательные акции, как с Ефремовым. Но многих системных игроков не двигают, они существуют в более-менее мирной ситуации. Я не думаю, что для нынешней власти реванш является реальным сценарием, о котором она задумывается и это нехорошо. Поскольку, как и после Оранжевой революции не было громких дел против высокопоставленных чиновников, так и сейчас – мы снова проходим и, кажется, что это абсолютное большинство устраивает.

В тему

В то же время некоторые эксперты видят угрозу регионалов в другом: тогда как политологи исключают возможность реванша на избирательном поле, аналитик Игорь Тышкевич пишет о неприкрытой угрозе со стороны бывших соратников Януковича на финансовом уровне. Речь идет о борьбе Нацбанка с банками-нарушителями законодательства в сфере финансового мониторинга (в целом в состоянии ликвидации находится 81 банк). Многие из таких финучреждений возникли на рубеже 2008-2012 годов и некоторые из них успели за времена Януковича стать частью большой системы финансирования «семьи». «Забавно получается: прежнее руководство страны в розыске, а их финансовый инструментарий спокойно работает в Украине. И естественно, несет потенциальную угрозу национальной безопасности», – подчеркивает аналитик. По его словам, имея с десяток банков, можно без проблем, если не обвалить систему, то создать огромные трудности в финансовой сфере. «Невозможно скажете? Хм … но если даже не все 80 с лишним проблемных банков, а лишь небольшая часть финансовых менеджеров семьи, в руках которых сосредоточены украинские банковские активы, начнут раскачивать финансовую систему страны — привет новый обвал гривны, очередной виток экономической турбулентности и, как следствие, углубление политического кризиса», – считает Игорь Тышкевич.

И, по его словам, очень вероятно, что в случае создания кризиса в государственных финансах, мы снова вернемся в март 2014-го года, когда у страны не было даже топлива, чтобы заправить небольшое количество исправной техники. «С одной маленькой, но существенной разницей — в 2014 году весной члены команды Януковича, такие как Виталий Захарченко, Александр Клименко и другие, были до смерти напуганы ситуацией и 24 часа в сутки думали только о спасении себя и своих денег. Сегодня они уже не настолько дезориентированы, как два года назад. В своих интервью они угрожают украинской власти в ответ переворотом, финансируют медиа-проекты в Украине, через своих людей продолжают контролировать всю необходимую для триумфального возвращения инфраструктуру — СМИ, финансы и банки, неформальные боевые отряды своих агентов влияния в органах исполнительной власти и правоохранительных органах», – вот где опасность, считают аналитики.


Автор: Александр Бондарь

Александр Бондарь - начинающий журналист (1999-ого года рождения), в прошлом программист, выпускник КПИ. Прошел путь от блогера до штатного автора.

Интересные новости

Тимофей Милованов накрыл вето Богдана людьми Сороса-Фиалы

Бойцы невидимого фронта, или Что такое «военный туризм»

Вадим Сергиенко

Отто Ватерландер готовит новый распил на стройке века

Оставить комментарий