«Умный диктатор» для Украины

Кто будет новым президентом Украины?

Сейчас все чаще звучат тезисы, что для выхода из кризиса Украине необходим сильный и волевой лидер. В мае «Украинский институт будущего» провел социологическое исследование, в котором более 41% респондентов высказались за введение в Украине диктатуры. При этом видеть у власти «сильную руку» больше всего хотят жители центральной и северной части Украины.
Кто будет новым президентом Украины?

Что такое «диктатура» в условиях современной Украины, как она повлияет на ситуацию в стране и нужна ли нам в нынешних условиях авторитарная форма правления, корреспондент «First Truth&Transparency Committee» общался с директором социологической службы «Украинский барометр» Виктором Небоженко, политическим аналитиком Александром Кочетковым и политтехнологом, директором по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства «Гайдай.Ком» Сергеем Гайдаем.

Нужна ли сегодня в Украине жесткая диктатура?

Сергей Гайдай: Понятие «диктатура» — это очень широкое понятие, и разные люди под этим можно разное понимать. К сожалению, большинство граждан под словом «диктатура» видят что-то вроде Советского союза — так называемый порядок, полная зависимость гражданина от государства и органов власти, которые заботятся о нем и четко диктуют все условия жизни. Я против такой диктатуры. Лично я считаю, что диктатура или авторитарный стиль правления в Украине может быть применен, он даже нужен, но на короткий срок и исключительно для осуществления реформ. Причем основной целью авторитарного правления должно быть создание государства с максимальной свободой для ее граждан. То есть полномочия государства должны уменьшиться, зато свобода простых граждан увеличиться. Эта форма правления условно может называться «просвещенная диктатура».

Виктор Небоженко: Диктатура – это управленческая схема и несмотря на то, что народ, возможно, к ней готов, она в наших условиях не сработает. Потому что чиновники не боятся диктатуры, они боятся только потерять деньги, а в условиях авторитаризма эти чиновники начнут еще интенсивнее набивать свои карманы. А кто из патриотических сил просто не смогут стать таким диктатором . Вспомните, как добровольцы шли на выборы и что, они что-то изменили? Нет, розповзлись по комиссиям, получили квартиры, стали ходить на ток-шоу и заниматься бизнесом. А настоящие национал-демократы и патриоты в Украине сейчас переживают самый большой кризис, на самом деле им еще труднее, чем даже просоветски настроенной публике.

Александр Кочетков: Украина и не жила в условиях подлинной демократии. Мы всегда жили в условиях почти диктатуры и то, до чего мы дожили, наталкивает на мысль, что диктаторы, какими бы они были, Украине не нужны. Но, вместе с тем, в той тяжелой ситуации, в которой мы оказались, мы нуждаемся в решительных шагов и серьезной политической воли. Людей, которые бы обладали такими чертами у нас недостаточно, поэтому нам будет нужна крайне серьезная власть, я бы назвал ее «диктатурой умных».

Какие сценарии внедрения такой «умной диктатуры» возможны в Украине?

Сергей Гайдай: Это может быть любой сценарий — от государственного переворота до уличных выступлений, которые изменят государство, вероятно также диктатор получит власть через избирательный процесс.

Александр Кочетков: Сценарием внедрения переходного правительства я вижу в перезаснуванні страны, то есть речь идет о заключении нового общественного договора, который будет закреплен в новой Конституции и утвержден на Всеукраинском референдуме. Тогда нужно будет под гарантии внешних партнеров ввести временное правительство с почти диктаторскими полномочиями.

Виктор Небоженко: Но все же есть еще один сценарий, так называемый, турецкий, его может ввести действующий президент Петр Порошенко. Ведь срок его пребывания на посту истекает, со стороны общественности раздается серьезная критика . Поэтому Порошенко может воспользоваться сценарием, который уже использовал Реджеп Тайип Эрдоган. Это все может выглядеть так: якобы озверевшие члены добровольческих батальонов и украинские националисты хотят лишить власти законного президента, он «душит» восстание и под «шумок» устанавливает диктатуру.

А каким должен быть «умный диктатор»?

Сергей Гайдай: Я лично был бы не против, если реформатор или команда реформаторов на четко определенное время получила бы диктаторские или авторитарные полномочия. Тогда были бы ликвидированы все до этого существующие органы власти для того, чтобы эта команда или какая-то личность провела реформацию нашего государства. Это должен быть лидер, вроде Ататюрка в Турции или даже Саакашвили в Грузии, которые очень авторитарно провели перестройку общества. Но в Украине это действительно должно быть перестройка общества, а не консолидация властных полномочий для личного обогащения и обогащения правящего класса

Александр Кочетков: Это должны быть патриотические, решительно настроенные люди. Нам нужен переходное правительство, действовать он должен крайне решительно и жестко. Это правительство будет диктаторским, но ограниченным во времени.

На сколько ограниченным?

Сергей Гайдай: С исторической точки зрения – это должен быть небольшой промежуток времени: от трех до пяти лет. Четко должен быть определен не только срок, а именно тот перечень реформ, которые должен сделать этот диктатор, более того – основным условием диктаторства должно быть, что после окончания этого срока эта команда людей и этот условно говоря «диктатор» не должны дальше претендовать или быть в украинской власти. Это делается для того, чтобы они реформы делали для общества и для истории, а не для личного благополучия.

Александр Кочетков: Думаю, будет достаточно трех лет, на которые будет избираться этот временное правительство под внешние гарантии наших партнеров, после чего уже граждане Украины по новой избирательной системе выберут демократическую власть.

Какие последствия для Украины будет иметь внедрение диктатуры в таком виде?

Сергей Гайдай: Существенные. Целью «просвещенного диктатора» должна быть максимальная модернизация Украины. Мы не имеем сейчас государства, которая бы эффективно работала, а то, что называется Украинским государством – это фейк, который не работает, а только обогащает небольшое количество людей при власти. Именно диктатор должен обладать такими полномочиями, чтобы демонтировать эту старую систему, чтобы устранить от власти тот правящий класс, который сейчас мешает реформам и готов все делать, чтобы изменения не произошли. И это первое задание.

Далее можно определить еще три задачи. Первое – это милитаризация государства. Мы живем в милитаристских условиях хотим того или нет, потому что у нас рядом есть страна-агрессор. То есть в Украине должна быть боеспособная армия и сильная экономика, которая бы ресурсно обеспечивала эту армию и мілітаризаційоване общество. Примером таких стран могут быть США, Швейцария, Израиль. Эта реформа должна быть одной из первых, потому что сейчас есть угроза государственности. Следующая задача – сделать экономику свободной. Ибо через теневую экономику, у нас ничего не работает. За двадцать лет различные финансово-промышленные группы, используя власть, сделали такое законодательство в стране, которое дает право монополии на личное использование государственных ресурсов. Надо всю эту законодательную базу демонтировать и создать свободную государственную экономику, то есть условия, где государство в экономике существует, как сервисная служба, которая собирает налоги в бюджет страны. Сейчас в Украине есть запрос на экономическое чудо, тем более страна имеет ресурсы и может себе это позволить. Следующая задача – максимальная свобода граждан. Это означает создание такой конституции, такого устройства государства, где человек должен себя чувствовать свободным, зато власть должна быть под жестким контролем. Таким образом в стране будут свободные граждане, свободная система и сильное государство

Александр Кочетков: Во-первых, авторитарное правительство обеспечит новую избирательную систему «ответственного гражданства», то есть далеко не все граждане будут избирать власть. Жители Украины и граждане должны быть разделены. Жители будут иметь все права, кроме избирательных, то есть они не могут выбирать и быть избранным, граждане же будут иметь право голоса. Вот временное правительство и должен ввести такой тип системы, после чего граждане будут избирать уже ответственную и демократическую власть. У нас 60-70% экономики находится в «тени», и все об этом знают, но никто не занимается возвратом средств в Украину из оффшоров, на таможне у нас коррупция. Но никто не занимается решением этой проблемы, потому что все интегрированные в эти теневые схемы . Правительство с элементами диктатуры должен взяться за возвращение этих средств. Члены этого правительства, которые точно будут знать, что они ограничены во времени и что им нужно, со временем уйдут без права занимать эти должности в Украине, но будут иметь достойные социальные выплаты и уважение в обществе. Также переходное правительство, опираясь на поддержку граждан Украины, выскажет четкую и патриотическую позицию относительно конфликта с Россией. Тогда мир сможет, наконец, четко определиться с термином: война или АТО, и это поможет нам в борьбе с агрессором, которому наконец открыто покажут.


Автор: Александр Бондарь

Александр Бондарь - начинающий журналист (1999-ого года рождения), в прошлом программист, выпускник КПИ. Прошел путь от блогера до штатного автора.

Интересные новости

Снимут ли санкции с России?

Знаменитый «Черный квадрат» Малевича подписан учредителями компании Lucky Labs, — ученые

Избежавший ареста Булат Утемуратов получил от Токаева месяц на размышления

Вадим Сергиенко

Оставить комментарий