Главная » Новости » Половина страны не работоспособна: Откуда взять деньги на пенсии и соцвыплаты?

Половина страны не работоспособна: Откуда взять деньги на пенсии и соцвыплаты?

13190

Каждый из нас воспринимает как должное право получить хотя бы среднее образование в начале жизни и пенсию после долгих лет работы. Эти блага финансируются из бюджета и фонда государственного социального страхования. Они, в свою очередь, наполняются налогоплательщиками. Людей трудоспособного возраста лишь половина от общего количества населения. Из них значительная часть не работает, или работает неофициально, без уплаты налогов.
Работа в Украине

Согласно статистике, примерно на одного украинца, который может работать существует один неработающий. Но, если смотреть на это соотношение с точки зрения выплат пенсий и социальных выплат, то ситуация еще хуже.

Значительная часть потенциально трудоспособного населения официально не работает, то есть не платит налоги и социальные взносы. А значит денег на выплаты пенсий и социальной помощи взять неоткуда.

Уровень жизни пенсионеров зависит от социальных взносов тех, кто работает, то есть, работает и платит налоги и социальный взнос, который называется ЕСВ. Так же, как и качество образования детей и молодежи, которые еще не работает.

Что делать и хватит ли у системы социального страхования и правительства средств на содержание граждан нетрудоспособного возраста?

Демографическая нагрузка, то есть количество детей и пенсионеров на одного работающего – не единственный фактор влияющий на финансовую состоятельность, устойчивость пенсионной системы. Международный опыт показывает, что в странах с высокой демографической нагрузкой, чем в Украине, все же удается удачно решать проблемы наполнения пенсионных фондов, которые обусловлены старением населения.

Один из факторов — рынок труда. Он влияет больше на пенсионную систему, чем чисто возрастная структура населения. Уплата налогов с заработанных денег, уровень занятости, кем работают люди – вот что играет роль.

Однако не все просто. Недостаточно чтобы максимально много людей трудоспособного возраста работали и платили налоги. Тот, кто стоит на базаре, в лучшем случае платит 400 грн фиксированной суммы ЕСВ, а этого мало, чтобы содержать пенсионеров.

Для системы социальной защиты важно, чтобы крупные компании нанимали много работников и платили за них социальные взносы. Это при нынешней системе, когда человек даже не догадывается, какие суммы платит государству.

Но в идеале, когда люди сами будут платить все свои налоги, для системы соцзащиты тоже лучше, чтобы в стране работали крупные компании, которые платят зарплату легально.

Еще один фактор – это уровень зарплат. Если они низкие, то нет откуда взять высокие пенсии и хорошие школы.

Важно и то, кем человек работает: квалифицированные работники хотят работать и в пенсионном возрасте. Это кроме того, что они имеют лучшую зарплату и отчисляют больше налогов и взносов. Другой полюс, так называемые вредные работы – люди, которые там работают, раньше выходят на пенсию.

К 2050-х лет количество пенсионеров будет только расти. Рождаемость уже вряд ли может снизиться, ведь и так близка к минимуму. Специалисты утверждают, что уровень рождаемости в ближайшие десятилетия не будет превышать смертность.

Население Украины в дальнейшем будет сокращаться за счет людей трудоспособного возраста, это будет происходить быстрыми темпами к 2050-х годов. В 50-х начнут выходить на пенсию поколения, рожденные в 90-х годах, и тогда условный коэффициент «количество пенсионеров на одного работающего» станет меньше.

Наименьшим показатель поддержки будет с 2020 по 2040 годы (данные демографического прогноза (вкладки: «разработки» — «демографические прогнозы») Института демографии и социальной политики НАН Украины).

Какие возможны варианты решения ситуации?

План «А». Рожать

Демографические изменения чаще создают проблемы, чем их решают. Если в ближайшие 10-20 лет каким-то чудом резко увеличится рождаемость (а чудес не бывает), то это произойдет одновременно с резким ростом количества пенсионеров.

Так, суммарная нагрузка получателей соцвыплат на работающих только возрастет и система социальной защиты окажется в еще большем затруднении. Положительная динамика начнет появляться лишь в 2050-х годах, когда это новое поколение выйдет на работу.

План «Б». Принимать мигрантов

На первый взгляд, вполне приемлемо увеличить доходы Пенсионного фонда за счет мигрантов (если не учитывать ксенофобию, см. результаты мониторинга Института социологии НАН). Украина не является и вряд ли станет в ближайшее время привлекательной страной для молодых-образованных-перспективных-трудолюбивых.

Поэтому мигранты вряд ли спасут отечественные пенсионные финансы, скорее наоборот. Уже более 10 лет в Украине больше приезжают жить, чем выезжающих (сальдо миграции, Госстат). И реально оценить ситуацию почти невозможно из-за некачественной миграционную статистику.

Эксперты говорят о том, что Украину покидает талантливая молодежь, а приезжают люди старшего возраста, в основном этнические украинцы. Поэтому мигранты не спасут пенсию украинца среднего возраста, который сейчас это читает. Разве что Украина резко превратится в современную и высокотехнологическую державу, а-ля Сингапур.

План «что осталось». Работать

Следовательно, численность трудоспособного населения не возрастет в ближайшие десятилетия. Остается очевидное – медленнее стареть. Звучит фантастически, но в ХХІ веке. вполне реально. Люди живут все дольше и дольше.

Для нынешнего активного поколения существует выбор: или работать дольше, или получать с выходом на пенсию символические 20 долларов (в пересчете на гривну, конечно). Стоит принять необратимо: повышение пенсионного возраста.

Тем более, что нормы выхода на пенсию устанавливались давно, во времена, когда не жили так долго, как сейчас. В таком контексте интересным является подход считать возраст выхода на пенсию не от рождения, а от смерти: это ожидаемая продолжительность жизни минус 15 лет.

По данным Госстата (сборник «Население Украины», pdf, сек.53) для обоих полов это 67 лет.

Соотношение людей трудоспособного и нетрудоспособного возраста — 50:50 – вполне нормальное. Критически важное соотношение плательщиков налогов и социальных взносов и получателей выплат. Уже сейчас оно меньше 1:1, не в пользу плательщиков.

Поэтому необходимо больше платить налоги и социальные взносы. А это зарегистрированная занятость, желательно наемный труд, высокие заработные платы, квалифицированная работа в безвредных условиях. Да, это сложно, но будем надеяться, что достижимо.

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*