Главная » Новости » Украинец в тайской IT-фирме: неожиданности, которые подстерегают европейца в Таиланде

Украинец в тайской IT-фирме: неожиданности, которые подстерегают европейца в Таиланде

15997

IT-компания Таиланда оказалась для украинца Павла Салиги совершенно другим корпоративным миром. В этой стране руководители не ругают подчиненных за ошибки, мотивацией работать является не прибыль, а похвала мамы, а причиной увольнения может стать «атака злых духов». Павел рассказал о «экзотических» отношениях руководителей и подчиненных и о неожиданностях, которые будут ждать на европейца в тайском коллективе.
Работа в Таиланде

Имея за плечами опыт преподавательской работы в институте Шевченко и веб-дизайнера в частной украинской фирме, осенью 2015 года Павел согласился на должность руководителя отдела веб-дизайна с условием переезда в Таиланд. Будущая локация была необычная – ему предстояло ехать в город Убон, расположенный в наиболее бедной и совсем не бизнес провинции Исан. В отличие от большинства украинцев, что обосновались в Азии и работают на западные компании, Павел оказался в компании именно с тайскими владельцами. Он обнаружил, что все здесь – корпоративные отношения, мотивация сотрудников, поведение руководителей, принципы ведения бизнеса – отличается от правил западного мира. «Очень сложно понять азиатов европейскими мозгами. Нужно просто принимать их с открытым сердцем», – утверждает Павел.

— Убон – не бизнес-город. Как ты попал именно сюда?

— Такой же вопрос задали мне партнеры нашей компании в Бангкоке. Для них Убон – это как наш Крыжополь. И найти европейца, который работает в Убоне – это все равно, что в Крыжополе найти американца, который работает в сельской школе. Здесь живут разве что пенсионеры из Европы, которые женились на тайках. Я объяснил, что получил предложение и просто решил попробовать. Знаю, что для них это странно, но они ничего не комментировали. Они не привыкли показывать, что что-то происходит не так.

— Как проходило твое собеседование?

— Конкретно про свое я не могу рассказать по условиям соглашения. Но знаю, что здесь большая вера в дипломы. Могут принять на работу без собеседования, если есть диплом по нужной специальности. Но у здешних выпускников вузов обычно нет опыта работы. И складывается такая идиотическая ситуация, когда приходят люди без опыта, их с радостью берут на работу, а они ничего не умеют. И на вопрос «Что делать?» ответа нет! Но с этим тебе, как руководителю, таки надо что-то сделать! Здесь главное – не расстраиваться!

— Какое различие в отношениях между руководителями и подчиненными ты отметил в первую очередь?

— Например, здесь начальник может решить за всю компанию, как работники будут проводить досуг. Но с другой стороны, он и оплачивает отдых. Мой товарищ, который занимает руководящую позицию в немецкой компании в Таиланде, рассказал, как они за весь завод решили, что поедут на выходные в Лаос. При этом, руководители не заставили подчиненных. Они всем предложили, и все с радостью согласились. Здесь нет принуждения. Мы обычно исходим из того, что все руководители злые, и они хотят нас заставить что-то делать. А здесь другой подход к корпоративной иерархии. Здесь руководитель – добрый! И когда он предлагает «на халяву» поехать в Лаос, то это большое счастье! И все радостно садятся в автобус и едут. Почему коммунизм нигде не сохранился, а в Азии процветает? За то, что их реально прет, когда за них все решают!

— Как следует вести себя иностранцу-руководителю с подчиненными тайскими работниками?

— Здесь не проходят фишки «наорать» или «принудить». Ты не можешь с нажимом в голосе сказать лучше: «Давай делай, я сказал!!». Он просто замкнется, и от него уже ничего не добьешься. А ты в его глазах потеряешь уважение, потому что ты «вышел из себя». Потому что если ты не можешь контролировать себя, то как ты можешь управлять другими?

— Сложно ли было найти общий язык с твоими тайскими подчиненными?

— Мои методы управления очень модифицировались. У нас есть понимание, что все люди на работе мотивированы, и в подавляющем большинстве деньгами. А тут нередко такое случается, что люди совершенно ничем не мотивированы. То есть, их мотивация не понятная для европейца. У них может быть такая мотивация: «Эта работа хороша, потому что она нравится моей маме»… . Они не мотивированы деньгами, они не мотивированы карьерой. Они могут сидеть на работе, потому что эта работа нравится их маме! И непонятно, как влиять на такого человека?

— На маму влиять?!

— Да, на маму разве что!

— Как ведут себя здешние руководители с подчиненными?

— Те руководители, которых я видел, ведут себя, знаешь, «по-царски». Спокойные, всегда улыбаются, говорят, растягивая слова, такие фразы: «Я хочу, чтобы ты был счастлив», «You happy – me happy». Вот такая штука…!

— Ты когда пришел, ты внедрил свои методы управления, подстроился под их стиль?

— Я начал выстраивать систему. Системы, на самом деле, нормально строятся в Таиланде, если не заставлять работников, начать с простого, и не ожидать, что они сразу построят Китайскую стену. Надо просто день-в-день капать на мозги: «Давайте, чуваки, заполните календарь!». Тогда через недели три они начнут его иногда заполнять. А через месяца два уже и не надо будет напоминать. Тут надо запасаться терпением. Быстрых результатов не будет. И это немного странно для нас. По сравнению с Таиландом, мы живем в гораздо более агрессивном и быстром мире.

— Ты проводишь досуг со своей командой? Приглашают тебя тайцы присоединиться к каким-то праздникам?

— Фарангов (европейцев – прим.авт.) приглашают на разные события: свадьбу, похороны или посвящения в монахи. Не знаю, почему они так активно приглашают иностранцев, возможно, чтобы продемонстрировать родственникам, что они работают в интернациональной компании. Однажды мы поехали на посвящение в монахи. В Таиланде существует традиция среди ребят раз в жизни уходить в монастырь на несколько недель. Сама церемония выглядит невероятно странно, поскольку переплетена с местными языческими верованиями. Собственно посвящают будущего монаха в монастыре позже, а дома его «превращают в нагу» – мифическую змею, которой поклонялись в Таиланде еще до прихода буддизма. То есть он дважды меняет статус – сначала становится нагою, а потом монахом. Пока буддистские братчики в шафранових простынях уминают мясо за столом после пения мантр, на полу местный сельский колдун читает какие-то заклинания в кругу односельчан и наматывает им на руки амулеты. Заканчивается это феерической походкой пьяных крестьян к монастырю. По дороге нага сидит в бамбуковом кресле в кузове украшенного пикапа и разбрасывает деньги.

А на тайских Новый год они обливают друг друга водой. Но старшим людям только руки моют. Как-то меня тоже пригласили обмывать руки бабушки моей коллеги.

— Ты тоже имеешь над собой руководителей. Как выстраивались ваши отношения, указывали ли тебе на ошибки?

— В Таиланде очень распространена практика вообще ничего не говорить. Они не говорят, что ты плохо работаешь. И не говорят, что ты хорошо работаешь. И не говорят, как надо работать! Единственное, что остается – это самому придумывать, как тебе надо работать. С той точки зрения, которую ты считаешь правильной. И не факт, что она сходится с точкой зрения руководства. Но они тебе об этом не скажут. И не ясно вообще, к чему они стремятся, какова их цель? И совпадает ли она с твоей целью? У нас в Украине это как-то очень четко. У нас цель – это получить прибыль. А в Таиланде – нет.

— Но какая-то цель же должна быть!

— Много людей работают за престиж. Они могут бросить работу в хорошей IT-компании и пойти, например, простым учителем в школу. Потому что это престижно. И местные все скажут: «Молодец, чувак! Вот просто молодец! Пошел в школу работать, респект, правильно сделал!». А пошел в IT-фирму – скажут: «Блин, это фигня какая-то…!».

— Но ведь должны существовать успешные тайские компании?

— Да, есть успешные. Просто они не спешат быстро заработать. Я думал об этом – почему они не спешат? Сравнивал историю их страны с нашей. У нас 15 лет назад все, фактически, были бедные. И поэтому у нас развито желание быстро заработать. И у нас есть четкое понимание, что можно очень быстро разбогатеть. Потому что есть реальные примеры, как учитель, к примеру, начал продавать джинсы и через пол года стал богачом, изменил социальный статус. А у них социальная структура не менялись со времен короля Рамы V. Если у тебя семья богатая, то она давно богата, и так будет и дальше. Ты не паришься, будет твой профит 200% или 25%. Они по-другому к деньгам относятся.

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*