Химик-токсиколог рассказал об опасности горения Грибовицкой свалки

Трагедия на Грибовичской свалке – это техногенная авария местного значения. Ядовитые соединения, образующиеся в результате горения мусора, чрезвычайно токсичны. О чем нам недоговаривают высокопоставленные чиновники и государственные инстанции, какую опасность скрывает этот пожар и как люди могут защититься – об этом и другом в разговоре с химиком-токсикологом, кандидатом фармацевтических наук, специалистом по токсикологической химии, преподавателем Львовского национального медицинского университета имени Даниила Галицкого Зофией Кубрак.
Грибовицкая свалка

Как химик-токсиколог объясните, пожалуйста, в чем самая большая опасность этого пожара?

Грибовицкая свалка создавалось десятилетиями и горит оно на самом деле постоянно: и днем, и ночью, и летом, и зимой. Оно самовоспламеняется и тлеет. Однако этот пожар имеет огромные масштабы, ведь там горы мусора высотой с 20-этажный дом. Во-первых, за такого огромного количества мусора происходит процесс гниения. А в процессе гниения образуются сероводород, аммиак, оксиды азота, оксиды серы, которые чрезвычайно пагубно влияют на наш организм. Понятно, что сероводород и аммиак – это яд, в зависимости от их концентрации они по-разному действуют, поэтому даже спасатели должны меняться каждый час, потому что могут получить отек гортани, голосовых связок и даже легких.

Кроме того, в процессе горения может выделяться метан и другие продукты. И, что хуже всего, в процессе такого горения, такого огромного количества мусора могут выделяться диоксины.

Также там есть тяжелые металлы, которые могут попадать в почву, оттуда – в водоемы, затем – в человеческие колодца. Но, что самое важное, во Львове были военные заводы. У меня было подозрение, и она подтвердилась, что все свои отходы они сбрасывали на Грибовицкую свалку. Да и до сих пор предприятий по утилизации токсичных веществ у нас нет: сейчас их вывозят в Польше, Германии, Израиля. На военных заводах производились измерительные приборы, в которых входила ртуть, которая чрезвычайно пагубно действует на нервную систему и почки, кроме того в отходах могли быть кадмий, свинец, хром, цинк и бог знает что. Но больше всего меня беспокоит, что там может быть таллий, который широко используют в металлургии, входит в состав оптического стекла, фотоэлементов, сплавов. А таллий – это чрезвычайно токсичный яд, его соединения подавляют ферменты, нарушают тканевое дыхание, синтез белков, повреждают центральную нервную систему. Таллий вызывает алопецию (облысение) Например 1 грамм талию – это уже смертельная доза.

А еще, что очень важно, во время горения некоторые металлы могут становиться летучими, например пары ртути, летучими будут таллий и кадмий, который тоже поражает ферментативную систему организма. Поэтому Грибовицкую свалку – это целая таблица Менделеева и хранилище чрезвычайно вредной отравы. А кто у нас измерял радиацию? Это нужно проводить ежедневно, но, пожалуй, этого никто не делает…

Почему же тогда официальные инстанции, которые берут пробы, проводят анализы, уверяют, что все в порядке?

Никаким заявлениям о том, что нет никакой опасности в результате горения Грибовицкой свалки, не следует доверять. Ведь Всемирная организация здравоохранения четко говорит о том, что во время сжигания городского мусора однозначно образуются диоксины. Это чрезвычайно токсичные соединения и даже не надо, чтобы их было много, ведь это ультратоксичні вещества. Даже маленькое их количество чрезвычайно губительна, а за такого пожара их точно выделяется множество. Диоксины – это синтетические соединения, которые образуются во время сгорания при очень высокой температуры. Они настолько устойчивы, что начинают плавиться только при температуре 500 градусов. При их обнаружении могут отравиться даже исследователи. Поэтому я не понимаю, почему наши начальники, даже главный врач Львовской областной клинической больницы, делают заявления о том, что нет никакой тревоги, что экологическая инспекция и другие лаборатории провели анализы и все хорошо. Как они провели анализы, если во Львове нет ни одной лаборатории, которая определяет диоксины? Возможно, такая лаборатория есть в Киеве, но это скорее спецлаборатории, которые могут быть разве что при спецслужбах.

Как эти инспекции, а особенно экологическая, могут утверждать, что там образуется? Которые они проводят исследования? Из моего опыта и по моему мнению, они вообще никаких исследований не проводят, дают ответы с потолка. Со всей этой отравой, выделяемой вследствие пожара, нужно считаться. Диоксины разносятся с помощью ветра, воды, они попадают на продукты питания, их адсорбирует трава, а это означает, что они могут попасть в коровье молоко, откуда к людям. И их запросто можно вдохнуть.

Какие последствия это может иметь для людей?

Диоксины губительно действуют на репродуктивную функцию, снижается рождаемость как у женщин, так и мужчин, подавляющих иммунную систему, поражают сердечно-сосудистую, эндокринную системы. Кроме того, они негативно влияют на неврологическую систему, нарушается психика. Диоксины не растворяются в воде и органических растворителях, но очень хорошо – в жирах. Поэтому, попадая в организм, они хорошо растворяются в жирах, накапливаются там в течение многих лет и могут храниться десятилетиями, губительно действуя на организм, даже вызывая раковые заболевания.

Как я уже упоминала, сероводород, азот, оксиды азота также плохо влияют на людей, на сердечно-сосудистую систему, особенно на сосуды, могут быть перепады давления и тому подобное.

Оправдана ли в этом случае эвакуация, в частности детей, или все-таки это больше паника?

Нам следует осознать, что это – техногенная авария местного значения. Конечно, ветер подует в одну сторону и понесет дым, это будет Львов, Жолква, Яворов – неизвестно. С этой отравой нужно считаться, ведь тяжелые металлы уже попали в почву, водоемы, колодцы. Если бы я жила в Грибовичах или вокруг и имела детей, сама сбежала бы оттуда и детей обязательно вывезла, несмотря на то, что говорят.

Также там сейчас образуется очень много угарного газа, что тоже является ядом. Побочными продуктами во время сгорания пластмасс, паралона может быть цианистая кислота, в больших количествах – это смертельный яд, а когда рассеивается, то вызывает хроническое отравление.

Не забывайте, что на Грибовичской свалке есть также гудроновые озера – это продукты нефтепереработки, туда входят ароматические углеводороды также могут образовываться диоксины. И не нужно даже, чтобы что-то горело, ведь они могут образовываться и под действием световых лучей. Если бы прорвало эту плотину, что сдерживает озера, была бы настоящая трагедия и серьезная опасность, ибо мы уже помним, как они вытекли зимой и погибла рыба.

По вашему мнению, как можно было бы избежать этой трагедии?

Как нам стало известно, было 43 инвестора, которые хотели строить мусороперерабатывающий завод, мы имели бы чистый покой и чистую окружающую среду. А еще, видимо, было множество незарегистрированных инвесторов, предложения которых просто отклонили. Мы бы не имели мусора и всего перечисленного, а было бы биологическое топливо, которым могли бы обеспечить целую область. И нам бы не надо было покупать газ, не дышали бы ядовитым воздухом. И я об этом говорю не только сейчас, а уже несколько лет подряд. 30 лет назад, когда я была студенткой, нам говорили, что в Грибовичи нельзя вывозить мусор. Но все это делали и в дальнейшем. То, что ни одного инвестора не допустили к переработке мусора, – это не просто халатность, а преступление, потому что это когда-то должно вылиться в такую беду. Кто ответит за смерть этих людей? Это же была страшная смерть. Поэтому это не халатность, а преступление.

В общем вы прогнозируете увеличение заболеваемости после этой трагедии?

Прежде всего пострадают иммунная, эндокринная, сердечно-сосудистая системы людей, могут участиться аллергические заболевания. А еще не следует забывать о канцерогенное действие этих соединений, ибо это хлоросодержащие соединения. И это говорю не я, а Всемирная организация здравоохранения. А знаете, почему нельзя сжигать именно городской мусор, хотя и сельское у нас теперь не лучше? Потому что в отходах из города и пластмассы и каучук, полиэтилен. А это те самые диоксины и полихлорированные бифенилы.

И еще я бы хотела подчеркнуть, что отравление от сероводорода, аммиака, других тяжелых металлов, даже талию, очень похоже на простудное заболевание, грипп. У людей могут быть желудочно-кишечные расстройства, першение в горле, как при ангине, и тому подобное. Люди начинают лечить другие недуги, а на самом деле это – отравление.

Что посоветуете делать простым людям в этой ситуации, которые не могут или не планируют никуда выезжать?

Не следует паниковать, но надо предпринимать определенные меры: пить больше молока, ведь оно является основным антидотом, но не из Грибовичей или ближних сел. К слову, в кисломолочный и твердых сырах может быть много токсинов особенно тяжелых металлов, поэтому с ними следует быть осторожным. Употреблять много пектинов, которые есть в желе, особенно из черной смородины. Пить сорбенты. Меньше гулять, но разве это возможно? Действие яда одинаковая на всех, но на несформированный детский организм до 14 лет – самая большая.

На свалке при гниении и во время горения образуются оксиды кислот. Эти оксиды связываются с водой, что есть в воздухе, и образуются кислоты, которые будут выпадать в виде кислотных дождей. Это опасно, особенно когда дождь будет попадать на кожу людей. Лучше ходить в одежде с длинными рукавами, с головным убором, потому что яд является ядом. Будут падать на нас серная, азотная, поліфосфорні кислоты – и все это серьезные опасности, которые разрушают эмаль зубов, повреждают слизистые оболочки, много другого от них вреда. Поэтому советую пить щелочную воду, такую как «Плоскивская», «Поляна Квасова», «Поляна Купель», «Лужанская», «Боржоми», которая проводит нейтрализацию. Ее надо пить очень много, даже детям. К слову, лучше пить газировку, чем негазированную, но предварительно выпустить из нее газ. Ведь к негазированной воды могут добавлять множество стабилизаторов, в частности антибиотики.


Автор: Александр Бондарь

Александр Бондарь - начинающий журналист (1999-ого года рождения), в прошлом программист, выпускник КПИ. Прошел путь от блогера до штатного автора.

Интересные новости

Екс-водія Ігоря Мізраха безпідставно обшукали у справі про рейдерське захоплення Хорольського заводу дитхарчування

Как казнокрад Елбасы Булат Утемуратов Блумберг покупал

Страдает ли Россия от санкций?

Оставить комментарий