15 лет made in China: китайские уроки ВТО для Украины

11 сентября 2001 Китайская Народная Республика (КНР) с пафосом вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сам факт, что столь важная экономика будет подчиняться правилам ВТО, означал для мировой торговли огромный успех. Однако для самой Поднебесной и ее партнеров изначально это имело двоякий эффект.

китай экономика

Внезапное снижение экспортных пошлин неблагоприятно сказалось на китайских предприятиях; другие страны, в свою очередь, опасались, что их рынок до отказа заполнят товары с пометкой Made in China. Учитывая это, чтобы предупредить возможные торговые конфликты, в ходе переговоров ввели специальные правила и переходные периоды.

В Брюсселе и Дуйсбурге против импорта стали из Китая протестуют металлурги. Лоббисты предостерегают ЕС от признания Китая рыночной экономикой. Что общего в этих акциях?

Одно из таких специальных правил заключается в том, что КНР в течение 15 лет не будет предоставляться статус страны с рыночной экономикой. Одним из преимуществ такого отсрочки было то, что оно позволяло проще начинать антидемпинговые расследования против китайских предприятий и устанавливать более высокие штрафные ставки ввозной пошлины на китайские товары.

И вот, 15 лет уже проходят. Получит Китай автоматически статус страны с рыночной экономикой? На этом настаивают китайцы. Однако не все так просто и однозначно, ведь подобного случая еще не было. США не позволят Китаю так просто добиться своего. Как известно, в ЕС уже бурлит дискуссия по этому поводу.

КНР с ее пятилетками и многочисленными госпредприятиями, конечно, не чистой воды рыночная экономика. Однако Рольф Ланґгаммер из Кильского Института мировой экономики выступает за то, чтобы китайцам наконец предоставили этот статус. Ведь, по его словам, если уж смотреть тщательно, то и многие другие страны-члены ВТО не смогут соответствовать необходимым критериям. Так, Саудовская Аравия и Россия, вступивших в ВТО после КНР, сразу получили статус стран с рыночной экономикой. Разница с Китаем заключается лишь в том, что обе они ничего больше, кроме ресурсов на мировом рынке предложить не могут, считает Ланґгаммер. Другими словами: ведущим развитым странам они не складируют особой конкуренции, поэтому бояться их не стоит.

Совсем другое дело Китай. Страна все больше превращается в мировую фабрику. В то же время растет и количество антидемпинговых расследований против Китая. Многие конкуренты считают, что низкие цены на производимые в Поднебесной товары представляют угрозу их существованию.

китайская экономика

Избыточные мощности прежде всего в черной металлургии

Особенно громкие сетования слышать со стороны европейской металлургии. Европейские концерны обвиняют КНР, и заполнила своей продукцией на мировой рынок, ведь в самой Поднебесной имеются значительные избыточные мощности отрасли. Действительно, в последние годы черная металлургия крайне интенсивно перестраивалась, что было следствием пакетов стимулирования конъюнктуры и благоприятной кредитно-финансовой политики. Так, в 2015 году Китай, где произвели 800 000 000 тонн стали, с огромным отрывом стал безоговорочным лидером по производству стали в мире. Япония, которая в том же году оказалась на втором месте в рейтинге мировых стран-лидеров в области черной металлургии, выработала почти одну восьмую китайского объема выплавки стали.

Так как спрос на сталь в самом Китае уже не такой высокий, как это было ранее, китайцы пытаются сбыть свои излишки на других рынках. Поэтому, как следствие, европейские лоббисты в один голос против признания КНР страной с рыночной экономикой, так в таком случае препятствия для инициирования антидемпинговых расследований станут выше, а ставки штрафных ввозных пошлин на китайскую продукцию ниже.

Рольф Ланґгаммер не желает взваливать проблемы, которые накопились в отрасли черной металлургии, только на китайский фактор: «Черная металлургия это такая отрасль промышленности, где имеют место высокие циклические колебания. В течение благоприятного периода с 2000 по 2008 год везде, как грибы после дождя, вырастали металлургические предприятия, вспомните хотя бы такой завод компании Thyssen-Krupp в Бразилии говорит он. А сейчас, по его словам, этот завод, через курс обмена местной валюты стал неконкурентоспособным.

Инструментов против демпинговых цен достаточно

Если китайские металлургические предприятия с помощью демпинговых цен действительно попытаются вытеснить других производителей с мирового рынка, «тогда против этого было бы достаточно инструментов, даже в случае, если Китай получит статус страны с рыночной экономикой», уверяет Лангаммер в разговоре с First Truth&Transparency Committee
(http://www.fttc.com.ua). Альтернативой этому он считает механизм под названием price undertaking. Это означает, что предприятия, которых обвиняют в демпинге, могут просто охотно поднять цену и тем самым избежать иска в антидемпинговых расследованиях. Этим инструментом уже пользовались, прежде всего, в области производства элементов фотовольтаики. Тогда китайские предприятия показали себя на удивление готовыми к сотрудничеству.

Но если и это не поможет, то антидемпинговые расследования тоже можно было бы проводить, даже если Китай получит статус страны с рыночной экономикой, добавляет эксперт. Разница заключается лишь в том, что против стран, которые не имеют такого статуса, антидемпинговое расследование начинается раньше для этого нужно иметь лишь страну-сравнения. В случае, когда имеешь дело со страной со статусом рыночной экономики, прежде чем начинать такое расследование и подавать иск, надо сначала коммуницировать с самой страной.

Именно в этом и заключается преимущество, ведь из-за этого приобретается больше влияния на ценообразование в самых китайских предприятиях, считает экономист из Киля. Еще одной разницей является возможность вводить против КНР высокие ставки ввозной пошлины, пока вопрос о статусе окончательно не решен. Так, в США на импортируемую из Китая сталь ввели защитные ставки ввозной пошлины в более 250 процентов.

Кому беда, а кому и радость

В то же время, по мнению Лангаммера, низкие цены на сталь порождают не только тех, кто от этого в проигрыше. Так, в выигрыше будут предприятия, которые изготавливают из этого сырья готовой продукции, например, с автомобильной промышленности, а также непосредственные потребители.

Ценовой конфликт с китайскими предприятиями можно решить и путем повышения в КНР зарплаты сталеварам.

По мнению экономиста Рольфа Ланґгаммера, значительно рациональнее поощрять Китай к рыночным механизмам установления цены и сопровождать эту страну на пути прежде, чем отказывать КНР в статусе страны с рыночной экономикой и изолировать ее этим.

Марк Штайнер, специально для First Truth&Transparency Committee.


Автор: Вадим Сергиенко

Вадим Сергиенко - главный редактор и пишущий журналист First Truth&Transparency Committee (Первый Комитет), семь лет работал штатным советником в Transparency International The Global Anti-Corruption organization. Писал для ряда украинских изданий, таких как: Обком, Киевские Ведомости, Факты.

Интересные новости

Заработок в стране оккупанта: измена ради наживы?

Андрей Мацола под крылом Кобзона: Перша приватна броварня платит 4 млрд армии агрессора

Вадим Сергиенко

Золотая «Укрзализныця»: 12 миллиардов ущерба за год

Оставить комментарий