Главная » Природные катастрофы » Фильм «Русский дятел»: о совке, который в нас

Фильм «Русский дятел»: о совке, который в нас

20047

На экраны вышел яркий фильм об Украине. В нем смешались привидения Советского Союза, теории заговора, пророчества и пейзажи. В украинский прокат вышел фильм «Русский дятел» (США — Великобритания — Украина). Указанный как документальный, он рассказывает об одной из конспиративных версий причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Ленту снял режиссер-американец Чед Грасия, а украинский оператор Артем Рыжиков был ранен снайпером во время Революции Достоинства. «Русский дятел» получил гран-при за лучший зарубежный документальный фильм на кинофестивале «Сандэнс».

Кое-где такую ​​характеристику ленты можно прочитать в анонсах, в интернете и т.п. Но она слишком сухая. И попросту не совсем соответствует действительности. Я вообще не уверен, насколько этот фильм можно назвать документальным. По крайней мере не ожидайте от него признаков традиционной «документалки». Все классические каноны жанра решительным движением перечеркивает уже сама фигура главного героя. Это — киевлянин Федор Александрович.

Он — художник, человек весьма экстравагантный, богемный, противоречивый, талантливый и необычный. Вот Федор стоит на берегу Киевского моря в грязном плаще, с бешеным взглядом и бутылкой вина, и выливает напиток в воду, чтобы такая «жертва» помогла раскрыть тайну 1986 года. Вот он обнаженный, то ли с факелом, то ли с подожженным копьем. А вот уже, завернутый в целлофан, ходит по интерьерам заброшенных зданий города-призрака Припяти. И даже там, где он пытается вполне себе важно брать у кого-нибудь интервью, все равно выглядит арт-хаусным актером, а не «документалистом». Но это только в плюс фильму.

Стук в эфире

Главный сюжет «Русского дятла» ​​- расследование, которое проводит художник. Федор Александрович «зацепился» за один на удивление не очень известный в Украине объект, расположенный неподалеку бывшей атомной станции. Это радиолокационная станция «Дуга», известная также как «Чернобыль-2».

Огромное антеноподобное сооружение безумного вида. Его построили в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов двадцатого века. Задача чернобыльской «Дуги», как и нескольких других аналогичных сооружений в разных уголках СССР, состояла в отслеживании межконтинентальных баллистических ракет, которые мог бы запустить по Советскому Союзу противник. Система радаров запускала специфический сигнал, а он создавал в радиоэфире характерный стук. Этот сигнал на Западе в шутку назвали «Русский дятел».

Парадоксально, но проект колоссальной стоимости оказался нефункциональным. Требовал переработки, модернизации, но когда произошла авария на ЧАЭС, «Дугу» просто сняли с боевого дежурства.
александрович
Идея Александровича заключается в том, что это не просто совпадение. Аварию, утверждает он, могли спровоцировать заинтересованные лица, чтобы скрыть невозможность эксплуатировать «Дугу». Иначе им пришлось бы отвечать за гигантскую растрату государственных средств.

Художник убежден, что на атомную станцию ​​звонили непосредственно из Кремля и заставили продолжить опасный эксперимент, который и привел к взрыву.

Концепция не лишена определенной детективной логики, но в исполнении Федора Александровича выглядит откровенно параноидально. «Ведет расследование» он тоже весьма оригинально. То допрашивает и шокирует старых советских специалистов, то устраивает различные хэппенинги. Более свободно обращается с фактами. Но его экзальтированный метод дает неожиданные результаты. Фильм вовсе не расползается, как зажженный бред. Напротив, приобретает в себе стержень и смысл.

Советские призраки — буревестники войны

Во-первых «Русский дятел» превращается в настоящее художественное зрелище, открытое с различных трактовок. Особое впечатление производят кадры с самой «Дугой» и с Федором, который в нее залез. Так же эффектные и другие съемки в Зоне, в конце концов, упомянутые хэппенинги художника, то, как он рисует свои новые картины. Фильм стоит посмотреть уже ради этих кадров.

А во-вторых, художник вдруг выводит на свет Божий метастазы советского тоталитаризма, которые казались если не уничтоженными, то хотя спрятанными или забытыми. Это, например, инженеры и военные старшего поколения, которых пытаются расспросить о подробностях событий в Чернобыле или об особенностях функционирования «Дуги».

Их тайнам много лет, уже давно нет государства, которое требовало от них неразглашения. Но они остаются ему верны, они молчат о давно заброшенном объекте, они боятся разговаривать в присутствии иностранцев. Они не просто еще мыслят категориями холодной войны, они гордятся той силой, представителями которой они были столько лет назад!

Самопрезентация живых носителей СССР очень эффектная. И, похоже, именно она вдохновила Федора Александровича на еще большие обобщения. О том, что СССР пытается возродиться. О том, что грядет новая война и придет она из России.

Вторая часть «Русского дятла» ​​как раз и посвящена воплощению этих, казалось, причудливых пророчеств. В кадрах появляется Майдан, протесты, уличные бои, начало войны. Раненый оператор. Художник, который утверждает, что с ним разговаривали люди из СБУ и требовали прекратить расследование, шантажируя жизнью и здоровьем сына. А мощным контрастом идут воспоминания старшей женщины о том, как большевики истребили почти всю ее семью …

Эта вторая половина фильма эстетично выглядит слабее. Имеется некоторая путаница во времени. Не совсем понятна и не совсем решена история с давлением СБУ. Излишне драматизированные съемки речи Федора со сцены Майдана.

Но есть в этой части и логика. Метафорический смысл. Образ безумного времени, когда идеи, которые казались абсурдными, архаичными, наивными, вдруг получают плоть и кровь, и кто еще знает, куда они смогут завести нас вместе со сталекром-Федей далее …

«Даже если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят», — именно этим шутливым афоризмом стоит подытожить рассказ о фильме «Русский дятел». Фильм знаковый, интересный и такой, что побуждает к размышлениям.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*