Главная » Новости » Абромавичус: провальная отставка или феерия реформаторов-технократов

Абромавичус: провальная отставка или феерия реформаторов-технократов

20594

Реформаторы-технократы пришли из мира, где есть четкие обязанности, предоставленные инструменты, мотивированность на результат всех участников процесса. Они ждали чего-то подобного в правительстве, но встретили неработающую систему. И их оказалось слишком мало, чтобы ее изменить. Один раньше, другой позже, но все они начинают чувствовать суету своих усилий. Также они никогда до этого не выигрывали выборов, они не умеют проталкивать свои идеи массам. У них нет истории отношений с политиками, нет собственной политической истории, которая формирует вес и влияние министра.

Заявление министра экономики Абромавичуса об отставке с обвинениями в адрес окружения президента, вызвало бурю в сети и, среди прочего, заинтересовало публику вопросом, а что собственно сделал господин министр за год и 3 месяца своего правления? Действительно ли он — новый реформатор, создает новую систему государственного управления?

В начале своей деятельности новый министр говорил о таких основных направлениях изменений:

— Реформирование системы государственных закупок на основе прозрачности и конкуренции;
— Дерегулирование, отмена лишних регулятивных процедур, упрощение тех, что останутся;
— Приватизация большинства из тысяч государственных предприятий (большинство из которых давно не работают и не платят сотрудникам зарплату)
— Налаживание эффективной работы оставшихся, смена менеджмента на основе прозрачного конкурса.

Что из этого было выполнено?

Госзакупки. Полный контроль с августа 2016

Для прозрачности закупок волонтерами была разработана система электронных торгов PROZZORO, которая в 2015 году работала в тестовом режиме. Через нее проходили так называемые «допороговые закупки», то есть на сумму до 200 тыс. грн. Рада с подачи Минэкономики приняла закон, делающий применение этой системы обязательной при всех закупках с 1 августа этого года. Система упрощает участие в торгах, делает их доступными для всех участников, обеспечивает открытый характер подведения итогов, уменьшает возможности сговора.

Внедрение этой системы записали себе в актив и Премьер, и Президент, и правительство, и губернаторы. Каждый приводил цифры экономии бюджетных средств. Фактически ее разработали и внедрили волонтеры, в том числе пришедшие в Минэкономики вместе с министром Абромявичусом. Можно ли считать это реформой? До определенной степени. Система PROZZORO — хороший инструмент для мотивированных и умелых руководителей, которые хотят получить общественно полезный результат. Но она не обеспечивает таких руководителей на всех уровнях иерархии. Тем не менее, реформирование системы государственных закупок продвинулось достаточно успешно.

Дерегуляция. В процессе

Дерегуляция в стране началась. Были приняты законы, отменяющие кое-какие регуляторные документы. Сокращено количество разрешительных и согласовательных процедур, отменено лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности.

Большим шагом вперед была отмена советских ГОСТов. ГОСТ объединял 2 современных документа — технический регламент, определяющий требования к безопасности и являющийся обязательным для выполнения, и стандарт качества, который согласовывают производитель и потребитель, и который государство не регулирует.

Отдельные производители сами разрабатывали технические регламенты и использовали отдельные стандарты качества, потому что этого требовали зарубежные потребители. Теперь вся украинская промышленность сможет перейти на признанный в мире порядок работы.

Еще больше улучшений подготовлено, но пока не принято. Некоторые проекты законов уже в ВР. Например, внесен проект закона, упрощающий и формализующий получения документов разрешительного характера (№ 3759 от 12.01.2016).

Другой законопроект (№ 3319 от 12.10.2015) определяет перечень административных услуг и плату за них. А законопроект о сокращении разрешительных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности (№ 2498 от 11.08.2015) уже прошел 1 чтение.

Еще один законопроект относительно сокращения количества документов разрешительного характера, в том числе путем распространения применения декларативного (регистрационного, заявительного) принципа находится на рассмотрении правительства и не передан в ВР.

Другие документы, упрощающие получение разрешений и согласований, подготовленные министерством, находятся на изучении в министерствах и ведомствах.
Таким образом был сделан только первый шаг. Но еще необходимо сделать немало.

Приватизация. здесь глухо

С приватизацией рассказывать не о чем. Ее не было. Министерство инициировало исключение из перечня запрещенных к приватизации многие объекты. Но не приватизировало почти ничего. А те небольшие заведения, которые все же были приватизированы, суд впоследствии возвращал государству.

Абромавичуса утомило украинское политическое болото…

Формально причина торможения кроется в том, что существует закон, требующий начинать приватизацию с продажи на бирже 5% акций предприятия для вычисления возможной цены продажи. Правительство справедливо пытается отменить эту норму. ВР отказывалась ее отменять, и только недавно соответствующий закон приняли в 1-м чтении.

Совет тормозит наличие зацепок, которые мешают приватизации

Фактически приватизацию блокируют те чиновники, которые сегодня контролируют менеджмент соответствующих предприятий, финансовые и товарные потоки. И распространяют истории вроде «распродажа за копейки», «в кризис не продают» и другие.

А блокирование приватизации небольших объектов идет от нынешних арендаторов, которые хотят и в дальнейшем дешево занимать площади. И выдумывают истории о невозможности приватизации давно неработающего института, поскольку он якобы разрабатывает современное оружие.

Пробить эту стену министр не смог.

Госпредприятия. Эффективное управление не введено. Улучшение менеджмента госпредприятий затормозилось по тем же причинам. У каждого предприятия есть теневые хозяева, которые контролируют менеджмент и блокируют его замену. Конкурсы не объявляются или срываются, их результаты отменяет суд, глава правительства не подписывает результат — здесь есть множество вариантов.

Вот недавно снятый министром директор Электротяжмаша зашел на рабочее место с помощью «титушок». В взаимных обвинениях министр Абромявичус и депутат Кононенко выясняли, кто мешает снять известного экс-регионала Бондыка, под управлением которого остается Укртрансамиак. Вроде оба за, а Бондик остается в должности.

Между прочим те конкурсы, которые прошли успешно, часто оставляли на должности старых руководителей. Минэкономики не сформировало новые требования к их работе.

Почему так плачевен результат?

Потому что система осталась прежней, со своими нормативными документами и неформальными практиками. Чтобы принять новый документ, надо получить десятки согласований от людей, на которых ты не имеешь никакого влияния. Имея небольшую зарплату, они живут за счет административной ренты. Другими словами, каждая их подпись стоит денег. А без нее ничего не принимается. И таких большинство.

Один раньше, другой позже начинают чувствовать тщетность своих усилий

Реформаторы-технократы пришли из другого мира, где есть четкие обязанности, предоставленные инструменты, мотивированность на результат всех участников процесса. Они ждали чего-то подобного на новом месте, но встретили неработающую систему. Их мало, чтобы ее изменить. И концентрация Не растет. Один раньше, другой позже начинают чувствовать тщетность своих усилий.

Также они никогда до этого не занимались публичной политикой: не выигрывали выборов, не вели долгих изнурительных переговоров, они не умеют проталкивать свои идеи массам. В них также нет истории отношений с политиками, нет собственной политической истории, которая формирует вес и влияние министра.

Здесь мы сталкиваемся с системной проблемой: случайные люди, которые приходят и в парламент, и в правительство. Отсутствие настоящих партий делает невозможным продвижение на высшие ступени государства настоящих политиков, то есть фанатиков своего видения изменений с умением убеждать в собственной правоте избирателей. Пока мы не создадим нормальные партии — звезды отдельных реформаторов одиночек будут неожиданно зажигаться и еще быстрее сгорать.

2 комментария

  1. Соловэй

    Гнать ко всем чертям сего заезжего клоуна

  2. Удивленный

    Смысл? Как раз страна создана для таких гастролеров

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*